Музейная педагогика
консультация (подготовительная группа) по теме

Бутырёва Нина Павловна

Косультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, на стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле»

Академик Д.С. Лихачев.

 

      В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится  патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное  отношение к нему, надо начинать с дошкольного возраста. Музейная педагогика помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции. Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и внутренний мир человека. Здесь человек постигает смысл культуры, ее ценности. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка,  она поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.

      В нашей группе есть мини-музей деревянного зодчества. Деревянное зодчество России – наше наследие. Корни народного зодчества следует искать в тех далеких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространенным населенным пунктом - деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными. Как свидетельствует история, все великое рождается из простого. Так и деревянное зодчество России, которым сегодня восторгается весь мир, начиналось с самого насущного - с жилья. Еще в далеком прошлом каждый крестьянин был дружен с топором и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, удобным, но еще и обязательно красивым.

Деревянный город. Благодаря находкам археологов сегодня у нас есть четкое представление об облике древнего русского города – деревянного города. Это в первую очередь относится к Новгороду. Густые смешанные леса с преобладанием дуба и ели, очевидно, предопределили выбор строительного материала в то время. Двадцать семь пород дерева: сосна, ель, можжевельник, дуб, клен, ясень, береза, липа и другие - шли в дело. Деревянными были дома и хозяйственные постройки. Деревянными были посуда, утварь, орудия труда и игрушки. Из дерева ладили водопровод, мосты и мостовые. И даже знаменитая тринадцатиглавая «София» (первый христианский храм, сооруженный в 989 г.) была выполнена из мощных дубовых бревен.

Экспонаты мини-музея решают многие задачи и используются в НОД.

1. Познакомить детей с особенностями построений русских изб, показать его символичность, дать представление, что орнаменты, узоры отражали тесную связь человека далекого прошлого с природой.

 2. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит избы с различными узорами в ряд ценнейших источников материальной и художественной культы русского народа.

 3. Развивать у детей эстетический вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству; развивать фантазию, чувство меры, глазомер, мелкую моторику рук.

 4. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за золотые руки русских мастеров.

 Образовательная область «Познание».

 Познакомить с деревянным зодчеством, разнообразием видов построек, их украшениями, с традициями строительства избы; учиться создавать макет избы; формировать интерес к традициям русского народа.

 Воспитывать устойчивый интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества России, умение замечать прекрасное.

 Настоящие чудеса творили умелые руки мастеров из дерева. На Руси рубили деревянные крепости, храмы, избы.

 Русь деревянная, края дорогие.

 Здесь издавна русские люди живут.

 Они прославляют жилища родные,

 Раздольные русские песни поют.

 

 -А почему Русь называли «деревянной»?

 (Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен, называли их избами.).

 Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувства родства с окружающим миром. Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово «деревня». Избы в сёлах никогда не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, в погожий они голубеют, порой они тёмно-коричневые, а на солнце – как тёплый светящийся мёд. Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость.

  Пословицы об избе, которые сложил русский народ.

 • Избу ставят, Бога славят.

 • Изба детьми весела.

 • Изба красна углами, а обед пирогами.

 • Изба крепка запором, а двор - забором.

 • Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.

 • Не красна изба пирогами, а красна углами.

 • Красна изба углами, а человек добрыми делами.

 • Всего дороже честь сытая и изба крытая.

В художественной литературе:

 Давайте вспомним сказки, где встречаются деревянные строения (избы, терема, хоромы, палаты). «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.

 -Да, в «Сказке о рыбаке и рыбке» упоминается не только о землянке и избе, у старухи росли запросы, давайте вспомним, как это было.

 -Они жили в ветхой землянке…

 -Перед ним изба со светёлкой,

 С кирпичною белёною трубою,

 С дубовыми, тесовыми воротами…

 - Что ж он видит? Высокий терем,

 На крыльце стоит его старуха…

 - Что ж, пред ним царские палаты…  

 Давайте выстроим получившуюся цепочку:

 Землянка, изба, терем, палаты.

 Что общего у этих строений? (Они сделаны их брёвен)

 - Какие же породы деревьев использовали славяне для строительства всех этих сооружений? (На сруб – хвойные породы деревьев: ель, сосна, лиственница).

 - Почему? (Хвойные деревья обеспечивали проветривание дома, это дерево «дышит», оно смолистое и менее подвержено гниению)

 (На крышу – осину)

 - Почему? (осина устойчива к влаге)

 С чего же начинали строительство? (Выбирали место, где начинать строительство. Рядом должен быть водоём и лес. Строить начинали с валки леса, стволы очищали от сучьев и коры)

 -Когда валили лес? Почему? (Лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов испарялся)

 Сундучок приготовил ещё одну загадку. Снова нужно закрыть глаза, а угадывать вы будете на ощупь. (Дети щупают паклю)

 (Паклю использовали для утепления щелей между брёвнами)

 - А чем утепляли щели ещё раньше? (болотным мхом)

 - Почему мхом? (Мох хорошо сохраняет тепло и убивает микробы) .

 - Да, хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен и мастерство.

 Как же называли мастеров, которые занимались постройкой деревянных зданий?

 (Плотники)

 Да! На Руси говорили: "Плотник - первый на селе работник". Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь.

 Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топором)

 - Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

 Все делалось с помощью одного инструмента - топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор - избы не построишь». Раньше топор был единственным орудием труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья рубили, топором кору стесывали, и даже когда избу складывали, только топор и помогал.

 Да, русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинуть. Брёвна составляли между собой очень плотно, так чтобы щёлочки не видать. На брёвнах проставляли зарубки – порядковые номера. Если требовалось, избу могли разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать. (показ деревянного конструктора)

 -Ну а если хозяин был мастеровитый, он украшал свой дом: вырезал причелины, узорные наличники, ставни, полотенца, на крышу мастерил конька. (Показ слайдов) Скаты крыши очень напоминали крылья. С. Есенин писал: «Конь, как в греческой, египетской, римской, так и в русской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице».

 Какие орнаменты использовались в резьбе? (Геометрический и растительный).

 А что обозначает круг? (солнце)

 Изображение солнца было связано с мечтой о небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина.

 А что обозначает дуга? (радуга)

 Радуга на небе означала, что наступило, наконец желанное лето. Вырезав дугу, человек призывал к себе в помощники добрые силы природы.

 А как украшали окна? В старину глаза назывались «очи», глаз – «око», - отсюда и название – окна. Их украшали «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок, которые по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна от дождя и снега, ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни-значит, хозяева встали, а закрыты-значит, ещё спят или их нет дома.Своя избушка - свой простор . - Ребята, а может, вы сами хотите побыть мастерами (Да) .

 Физминутка.

 Терем, терем, теремок-

 Он затейлив и высок,

 В нём окошки слюдяные,

 Все наличники резные,

 А на крыше – петушки

 Золотые гребешки.

 - Четыре пары будут строить стены избы, двое – делать крышу, конька, полотенце, причелины и двое – наличники.

 «Каков строитель такова и обитель».

 «Каков мастер, такова и работа».

 (Дети выполняют работу, вместе с воспитателем собирают избу и ставят её на макет).

 - Стоит перед нами рубленая изба, светится как солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как талантливо всё придумано и хитро сделано.

 И теперь, когда вот новым светом

 И моей коснулась жизнь судьбы,

 Всё равно остался я поэтом

 Золотой бревенчатой избы

 С. Есенин

 -По традиции, после строительства избы, славяне праздновали новоселье, на которое звали всех соседей, пели, плясали, угощали гостей.

Список литературы:

  1. Музей и образование: Обзорная информация. М., 2012
  2. Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции. М.,2012
  3. Смирнов И.А. Деревянное зодчество.М.,2011
  4. Русские пословицы и поговорки.М.,1988

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ

Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...

Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.

Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...

Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)

С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...