Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста
консультация (младшая группа) на тему

Мирянгина Марина Ивановна
Методика обучения нетрадиционным техникам рисования детей младшего дошкольного возраста.
        Проблемами методики обучения изобразительной деятельности нетрадиционными техниками занимались Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, Н.П.Саккулина, Е.А.Флёрина, которые предлагают в процесс рисования включать игровые упражнения, музыку, обыгрывание и другие средства воздействия. В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приёмы обучения. Для знакомства детей с нетрадиционными техниками изображения наиболее целесообразно использовать наблюдение за реальными объектами, вариативные образцы, частичный показ способов изображения, рассматривание разнообразных иллюстраций, упражнения и т.д.
          Маленькие дети подвижны, неусидчивы, легко отвлекаются. Огромное место в их жизни занимает игра. Для методики обучения изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте характерным является использование игровых приёмов: внесение образных игрушек, создание игровых ситуаций с включением развлечений и т.д. Работа с детьми младшего возраста требует серьёзного внимания к их особенностям. Занятия рисованием должны способствовать всестороннему развитию детей, удовлетворять потребность в игре и в тоже время учить элементарным приёмам пользования карандашом и кистью, знакомить детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения. Это могут быть монотипия, пуантилизм (рисование точками). Вначале детям показываем работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказываем о нем, показываем способ выполнения, просим рассказать о последовательности производимых действий. Далее детям предлагается повторить данный способ на практике.
        Важно в этом возрасте подвести малыша к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). В своё время Е.А Флёрина рекомендовала игровые упражнения. Овладение детьми навыком требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Подбирая темы для упражнений, мы делаем несколько вариантов одного и того же приёма.  Связываем его с разнообразными детскими впечатлениями и широко  используем игровые приёмы. Изображение связывается со словом, игрой, с проявлениями самостоятельности и инициативы. Детям предоставляется возможность в рисунках по замыслу закрепить умения пользоваться техниками рисования.
        Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простейших действий к процессам образного воспроизведения очертаний, форм реальных предметов.
           Нетрадиционные  методы  рисования  можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и  в  свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт  рисования  различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему  рисования.
         Занятия рисованием приучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом. Необходимо с первых занятий по изобразительной деятельности учить детей наблюдать за окружающим, видеть расположение предметов в пространстве. Среди этих явлений, прежде всего надо обращать внимание на те, в которых ребёнок может заметить движение, это те явления, которые обладают временной последовательностью. Задания, включающие изображение данных явлений, можно назвать творческими, так как вводят ребёнка в образ, вызывают эмоциональный отклик. Занятия нужно проводить живо, интересно. Во время рисования воспитатель следит, как дети держат кисточку, набирают краску на ворс, затем вместе с ними любуется работами.
          Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения воспитателя к детям, разговора с ними, а часто применяется также показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы. Чрезвычайно важно с первых шагов воспитывать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, что способствует воспитанию усидчивости, трудоспособности, настойчивости в достижении результата.
      Занятие можно провести, используя метод сотворчества. Воспитатель изображает силуэт, дети завершают работу. Основное изобразительное средство, которое  дети передают – ритм мазков. Задания по двигательному ритму можно проводить в течение всего года, подбирая для этого различное образное содержание. Метод сотворчества используется воспитателем и в таких заданиях, как «Тучка солнышко закрыла, землю дождиком поила», «Звери по лесу ходили» и т.д. Сотворчество помогает детям действовать коллективно. Задания по цвету, в которых главное внимание воспитатель обращает на контраст цветовых пятен, проводятся после того, как дети уже овладеют ритмом штрихов, мазков. Воспитатель подводит детей к передаче формы, похожую на округлую, удлиненную, с помощью заданий по линейному контуру. Он предлагает детям нарисовать линии разной протяженности, ассоциируя их с травкой-муравкой, цветами на поляне, веточками, цветными ленточками. Дети дорисовывают к флажку палочку, к шарику ниточку. Для формирования у детей младшего возраста чувства цвета, композиции, воспитателю нужно больше внимания уделять знакомству с произведениями искусства. На занятиях надо использовать образные выражения: красно солнышко, дождик-дождик, травушка-муравушка, солнышко-ведрышко и т.д. Художественное слово способно активизировать детей, вызвать у них желание ритмично действовать рукой во время рисования. Можно повторять с воспитателем слова потешки.
         Существует и другая взаимосвязь: музыки и рисования. Они не только обогатят сенсорный опыт ребёнка, но и создадут у детей радостное настроение, вызовут желание передать эти явления в рисунке. Для показа приемов изображения, а также для развития у них самостоятельных действий используются различные наглядные пособия. Это могут быть картины-панорамы, фланелеграф, плоскостные изображения предметов, фигур, настольно-печатные игры. Чаще всего воспитатель показывает приёмы рисования на мольберте. В процессе освоения различных художественных материалов дети приобретают технические навыки и умения. Также воспитатель использует общий показ, приём пассивных движений, словесные напоминания. Овладевая способами самостоятельных действий, дети младшего возраста могут применять освоенные на занятиях способы в других условиях, без помощи взрослого. Методы обучения должны быть направлены на формирование процессов восприятия, различения форм, цвета, их воспроизведение в рисунке. Методы и приёмы определяются также спецификой возраста и индивидуальными особенностями детей. Взаимосвязь музыки и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, создаёт условие для вхождения младшего дошкольника в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний.
          Таким образом, для наибольшей результативности развития изобразительной деятельности необходимо целенаправленное обучение детей,  в том числе доступным нетрадиционным техникам. Занятия занимательного характера с использованием метода сотворчества, игровых заданий оказывают положительное влияние на развитие изобразительной деятельности маленьких детей.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет. 
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
 
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
 
 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте, как способ приобщения детей к искусству.

Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте,  как способ приобщения детей к искусству. Цель:- создание комфортного психологического микроклимата в группе, положительного эмоцио...

Картотека занятий по рисованию с использованием нетрадиционных техник (для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет)

Очень интересная картотека занятий по нетрадиционным техникам  рисования с детьми младшего дошкольного возраста....

План по самообразования: «Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.Рисование является одни...

Памятка "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"

Практически все дети любят рисовать. А рисование нетрадиционными способами вызовет у детей еще больше позитивных эмоции.  С помощью такого рисования у ребенка происходит развития фантазии, творче...

План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"

План по самообразованию "Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста"...