Психологический тренинг с родителями «МОЯ ВСЕЛЕННАЯ».
проект на тему

Кобзева Наталия Валерьевна

 Выстраивание отношений родителей и ребенка. Коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей. Развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи.     Осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей.   Развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг с родителями

«МОЯ ВСЕЛЕННАЯ».

Составила Кобзева Н.В.

        Цель.

 Выстраивание отношений родителей и ребенка.

        Задачи: 

  1. Коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей.
  2. Развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи.
  3. Осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей.
  4. Развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.

        Материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника/

        План тренинга:

  1. Диалог «Что значит любить ребенка?»
  2. Упражнение «Ребенок-статуя»
  3. Тренинг «Объятия»

     4.  Упражнение «Коридор»

  1. Выполнение практического задания - тренинга «Моя вселенная».
  2. Пояснительная часть.
  3. Сравнение выполненных работ родителей с работами детей.
  4. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

                                        Ход проведения тренинга:

  1. Диалог «Что значит любить ребенка?»

Воспитатель: Я начинаю с вопроса: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?»  (ответы родителей)

Кто-то говорит, что любить своего ребенка — значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время  все чаще можно услышать, что любить своего ребенка — это говорить ему: «Я тебя люблю!»

Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.

На вопрос, когда последний раз родители говорили, что любят тебя, дети затрудняются ответить.

К сожалению, бывает так, что родители не любят своих детей. Почему некоторые родители не любят своих детей?

Причин может быть несколько. Например, ребенок появился на свет «незапланированным». Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие». И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.

Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражение лица вызывают у нее глухую неприязнь.

Серьезные причины могут скрываться и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Это может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которое приходится нести.

Вследствие этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления у ребенка.

  1. Упражнение «Ребенок-статуя»

Воспитатель: Что, значит, принимать ребенка безусловно? Это, значит, любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровенький и счастливый, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это было ему необходимо.

А сейчас он подрос, и отношение к нему меняется — это верно. Но, бывает, настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Я предлагаю сейчас разыграть сценку, которая называется «Статуя ребенка», с тем, чтобы воочию убедиться, насколько и в какой мере изменяются тон голоса и содержание слов, произносимых родителями.

Для этого нужен один желающий, который сыграет роль ребенка.

Когда вызвавшийся родитель выходит сыграть роль ребенка.

Воспитатель: Я раздам присутствующим родителям фразы, которые вы будете  произносить по моей команде.

Воспитатель в роли мамы. Ты — моя маленькая дочь.Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный ребенок, очень любознательный, задающий кучу вопросов, даже в тот момент, когда мы вприпрыжку идем к автобусу. Я беру тебя за руку, и мы побежали.

— Мама, а что там такое, посмотри! — говоришь ты.

— Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу. Перестань глазеть! — я тебе отвечаю.

И в этот момент, как только я произношу подобную фразу, ребенок может воспринять ее буквально — он закрывает глаза, как приказала мама.

Воспитатель: (Я достаю шарфик и завязываю «дочери» глаза.)

 И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

— Мама, мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

— Ты что вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! Закрой быстро свои уши!

Воспитатель: (После этой фразы я завязываю «девочке» уши шарфиком.) Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

— Ой, какой сегодня день, будет здорово! Мам, меня Машка ждет, я ей пообещала принести куклу, ту, что...

— Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! Быстро рот закрой!

Воспитатель: (Я завязываю рот еще одним шарфиком.) Хватаю ребенка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью ее по рукам и говорю, какая она непослушная:

— Что у тебя за руки, что ты их все время куда-то суешь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! Убери руки!

Воспитатель: (Завязываю руки шарфиком.)

Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на нее:

— Ты где этому научилась? Это еще что такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно!

Воспитатель: (И в этот раз я завязываю ноги.)

 Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребенка:

— Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты что, ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки — ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идешь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю, глухомань!

(И в этот момент воспитатель просит всех в кабинете произносить громко те фразы, которые принадлежат им.) Ребенок начинает хныкать. Я уже почти ору на нее:

— Что ревешь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь только меня! Я кому сказала — перестань реветь, ты слышишь меня!

(На этих словах воспитатель очень сильно перевязывает живот.) И продолжаю пилить свою дочь за то, что она ничего не умеет.

Затем воспитатель спрашивает у дочери, что ей хочется развязать. Чаще всего — это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей все запретили, да еще и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Ребенку это труднее всего перенести. Каждый имеет право чувствовать то, что он чувствует. Но родители часто способны отобрать это право.

Затем воспитатель развязывает по очереди то, о чем просит девочка.

 И, когда все уже развязано, спрашивает ее, что она чувствовала на протяжении всего действия? О чем она думала? Каково ей было, когда все вокруг начали приказывать ей?

Воспитатель берет за руку того родителя, который исполнял роль ребенка, и говорит: «Вот в такое состояние мы часто вгоняем своего ребенка и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от учителей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?»

 

  1. Тренинг «Объятия»

 Психолог:  Ребенку особенно необходимы знаки безусловного приятия. Это как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Психолог расставляет перед родителями мягкие игрушки.

Психолог:   Теперь представьте, что перед вами ваш ребенок. Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Психолог обнимает мягкую игрушку, стоящую перед ним.) Когда ребенку будет достаточно, он сам отойдет.

При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.

  1.  Упражнение «Коридор»

Психолог:  Сейчас мы посмотрим, что же хочет услышать от нас ребенок, когда мы провожаем его в детский сад или школу.

Все участники встают друг напротив друга, образуя коридор. Каждый по очереди проходит через этот коридор, получая от участников напутственные слова о любви. (я тебя люблю, ты умница, ты моя заинька, как здорово мы с тобой прогулялись, сегодня все будет хорошо).  

После завершения упражнения психолог интересуется у участников, что они чувствовали, о чем  думали, как им было в процессе выполнения упражнения.

Делается вывод о пользе положительных фраз, объятий в отношениях с детьми.

  1. Выполнение практического задания тренинга «Моя вселенная.

Воспитатель: Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Моя Вселенная». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Вселенную.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Вселенную.

        Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Вселенной не должно быть ни одной безымянной звезды!

  1. Пояснительная часть.

Психолог: С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая,  и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

        Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.

 Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;

 красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;

розовый – нежным, чувствительным, уязвимым;

оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;

желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;

фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;

 коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным;

 черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

        А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?        

  1. Сравнение выполненных работ родителей с работами детей.

  1. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».

Воспитатель: Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!

Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг с родителями "Активное слушание"

АКТИВНОЕ  СЛУШАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ            Эмоциональное развитие – основа готовности к школе.Техника активного слушания,...

Психологический тренинг для родителей "Моя Галактика"

Конспект проведения психологического тренинга с родителями, на котором рассматриваются вопросы взаимоотношений родителей и детей...

Психологический тренинг для родителей, имеюших детей с проблемами в развитии

Оказание эмоциональной поддержки матерям, снятие у них напряжения и тревоги...

Программа психологического тренинга для родителей "Я и мой ребенок"

                                                      ...

Психологический тренинг для родителей «Мы родители»

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов? Об...

Психологический тренинг для родителей по теме: «Профилактика эмоционального напряжения у родителей воспитанников с ОВЗ» «Сбрось усталость!»

Психологами всего мира отмечается, что родители, воспитывающие детей с ОВЗ изо дня в день испытывают колоссальное эмоциональное напряжение. Ответственность и сложность «родительского труда»...