Консультация для родителей
консультация (младшая группа) на тему

Логинова Юлия Павловна

Обогащаем словарь детей!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_konsultatsiya_dlya_roditeley2.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Обогащение

словарного запаса

ребёнка

Что такое словарь детей?

Словарь (словарный запас, лексический словарь, лексикон) – это все слова и выражения, которыми ребёнок оперирует в своей речи и слова, которые ребёнок знает, но не употребляет.

Активный + пассивный словарь = словарный запас.

        В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарным запасом, чтобы у него возникало как можно меньше трудностей в общении с людьми, в обучении, при прочтении художественной литературы, во время просмотра телевизионных передач и т. д…

        Не открою Америку, сказав, что первостепенное, главнейшее значение в развитии и обогащении словаря детей играет семья, родители. Не детский сад, т. к. это довольно закрытое заведение, специфика работы педагогов такова, что информацию они дают одновременно всей группе, а не индивидуально каждому ребёнку. Внимание, память, мышление детей реагирует на общую информацию по-разному. КПД такой информации значительно ниже той, которую дают близкие люди при непосредственном общении. Да и возможности у родителей для знакомства детей с окружающим миром и обогащения словаря немалые (поездки к морю, в лес за грибами, на рыбалку, на экскурсию в другие города, к бабушке в деревню, за границу…)

        Многие дошкольники, особенно старшие, способны ярко, образно, связно рассказать о пережитом, увиденном, услышанном. Чаще всего это свойственно детям, воспитывающимся в культурной речевой среде, где одобряют удачные высказывания детей, где заботятся о том, чтобы речь взрослых и детей была правильной, выразительной.

        Дети усваивают не только речевые нормы, но и речевые ошибки взрослых. Об этом нужно всегда помнить.

        Правильная, выразительная речь предполагает богатый словарь. В дошкольном детстве ярко заметны прежде всего количественные изменения в словаре: 1 год – 3-20 слов, 2 года – 100-300 слов, 3 года – 1000 слов, 4 года – 1500-2000 слов, 5 лет – 2500-3000 слов, 6 лет – 3500 слов…

        Взрослый оперирует 10-12 тысячами слов.

Правда, печально знаменитая Эллочка – «людоедка» из романа Ильфа и Петрова «13 стульев» обходилась всего 30 словами. Но вряд-ли кто-нибудь из родителей пожелает такого своему чаду.

Каков же качественный состав словаря дошкольников?

До 2-х лет – подавляющее большинство существительные и несколько глаголов. С 2-х лет постепенно появляются прилагательные, местоимения и наречия. После 4-х лет – деепричастия. Старший дошкольник употребляет все части речи. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный.

Несмотря на значительное расширение лексики, ребёнок далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы). Существительные (вход-выход), прилагательные (горячий-холодный), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит). Подбирать прилагательные к существительному (каким может быть дождь? – холодным, грибным, кратковременным, сильным, проливным…) Подбирать наречия к глаголам (как может говорить человек? – чётко, громко, торопливо, тихо, быстро, медленно…) Подбирать близкие по смыслу слова-синонимы (ходить- идти, шагать, топать, вышагивать…)

        Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь всё ещё недостаточно богат по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно.

        Прошу заметить, что если у ребёнка крайне бедный словарь, это свидетельствует о серьёзном нарушении всех сторон речи. Бедность словарного запаса приводит к частым заменам одного названия другим по звуковому, морфологическому или смысловому признакам:

спальня – это диван

хлебница – там хлеб покупают

лиственница – висит на ветках (листва)

Неполноценность словаря проявляется в словообразовании:

        сливной компот (сливовый)

          пришила юбку (подшила юбку)

          шьёт руку (пришивает рукав)

Точность, скорость подбора нужных слов, плавность речи при свободном высказывании являются показателями словарного запаса и умения правильно пользоваться им.

        Богатый, разнообразный лексикон дошкольника может радовать родителей только в том случае, если у него воспитана привычка употреблять слова, смысл которых ему известен, а о значении незнакомых справляться у старших. Без этого у ребёнка может появиться склонность к пустословию, бессмысленной болтовне, которую иные родители принимают за красноречие и не пресекают, а надо бы.

        Заботясь о насыщенной детской речи, надо вместе с тем соблюдать меру. Нельзя перегружать детский мозг огромными дозами таких недетских эпитетов, как «трогательный», «изысканный», «томный», «роковой»… Для ребёнка ни один из них не имеет никакого конкретного смысла, так как все они - за пределами его личного опыта.

Теперь поговорим о конкретных играх и упражнениях, способствующих расширению словаря.

Все родители, особенно мамы, загружены ежедневными домашними делами, к концу дня накапливается усталость, трудно выделить время для занятий с ребёнком. Большую часть времени семья проводит на кухне.

Поэтому среди прочих рекомендую игры НА КУХНЕ.

1. Играем в слова на кухне. Назвать предметы мебели. Назвать посуду. Какие продукты лежат в холодильнике? Выяснить: из чего делают растительное масло, колбасу, сыр… Какие продукты лежат в шкафу. Выяснить: из какого растения гречневая крупа (гречи), манная крупа (пшеница), геркулесовая крупа (овса)… Что на кухне сделано из дерева, стекла, металла?

Что делает мама на кухне (активизация глаголов)?

Варит, режет, моет, жарит, трёт, чистит, солит, тушит…

        Как мама всё делает (быстро, ловко, аккуратно, умело…)

Блюдо, приготовленное мамой, какое? (Вкусное, аппетитное…)

        Помоги маме разложить продукты. (Куда положить хлеб? В хлебницу. Куда положить сахар, конфеты, сухари, масло…?)

        «Заготовки на зиму» (Компот из яблок-яблочный, варенье из клубники-клубничное, желе из смородины-смородиновое, сок из тыквы-тыквенный…)

2. Играем в слова в ванной комнате.

Какие бывают полотенца? (махровое, льняное, вафельное, пушистое, банное…) Какое бывает мыло? Что нужно, чтобы постирать?

3. Играем в слова в комнате, в коридоре.

4. Играем в слова на улице. (Погода, птицы, деревья, листья..)

5. Прочитав малышу сказку, рассказ, стихотворение, полезно поговорить с ним не только о содержании прочитанного как это чаще всего делается, но и о художественных средствах выразительности, спросить, например, какими словами описано утро, поле, цветы, солнце, какими выражениями передано состояние персонажа, его радости, страха.

6. Хорошо активизируют и обогащают словарь кроссворды и загадки.

7. Игры с мячом («Съедобное-несъедобное», «Я знаю пять названий деревьев, цветом, имён…»)

8. «Доскажи словечко» (Ворона каркает, а воробей… Сова летает, а змея…)

9. «Скажи наоборот» (антонимы).

10. «Слова-приятели» (синонимы).

11. «Моя половина, твоя половина» (вело-сипед, паро-ход…)

12. «Я дарю тебе словечко» (Родители называют ребёнку каждый выходной по одному новому слову, объясняя значение, собирают новые слова в копилку, играют с ними).

ПРОТАЛИНА, МАРМЕЛАД, ЩЕРБЕТ…

13. «Вкусные слова», «Кислые слова», «Снежные слова»…

14. «Найди лишнее слово, объясни»

ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

ТАНЯ, КОСТЯ, ВИТЯ, ИВАНОВ

15. «Узнай по частям целое» (спинка, ножки, сидение – стул)

16. «Интересные слова» (многозначность)

РУЧКА – у двери, у куклы, пишущая

КЛЮЧ  - от замка, ручей

17. «Замени другими выражениями»

Свежий ветер, свежая газета, свежая рубашка, свежий хлеб..

18. «Объяснялки» (гнездо-птичий домик, птенчик – детёныш птицы)

19. «Подбери действия» (метель-метёт, гром-гремит…)

20. «Сравни по вкусу» (лимон-мёд), по прочности, по высоте…

        Работая над словарём, обращайтесь не только к активному речевому запасу (тем словам, которые ребёнок постоянно использует), но и пассивному (т. е. к тем словам, которые хранятся в памяти). Стимулируёте его к употреблению в речи слов, которые он знает, но использует редко.

        Занимайтесь расширением словарного запаса повсюду: на улице, дома, во время просмотра телепередач, чтения книг, приготовления обеда, поездки на море, в деревню и т.д.

        Привлекайте внимание ребёнка к новым незнакомым словам, объясняя значение.

        Помните, что расширение словаря – ежедневная, постоянная работа, которая длится у человека всю жизнь.

Литература

1. «Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников», М.М. Алексеева, В.И. Яшина, М. «Академия», 1997г.

2. «Энциклопедия для родителей первоклассники», Е. Белый, К. Белая, АСТ, Москва, 2000г.

3. «Готовность к школе», Джеральдина Чейпи, М., «Педагогика – Пресс», 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...