Доклад: «Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам защиты прав и достоинства маленького ребенка»
консультация на тему

Уличкина Вера Ивановна

 «Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам защиты прав и достоинства маленького ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_vseobuch.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам защиты прав и достоинства маленького ребенка»

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

Актуальность правового воспитания в однозначна: общество нуждается в социально зрелых свободных личностях обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм исключающих нарушение прав, достоинств детей.

В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Судьба каждого человека неповторима, индивидуальна. Его жизнь наполнена разнообразными событиями. Но, несмотря на абсолютные различия, природа распорядилась таким образом, что людям предназначено прожить основные периоды детства, испытать возрастные кризисы. Детство - одно из самых незабываемых, ярких периодов жизни, оставляющее неизгладимые впечатления, события которого могут наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее насыщенным, важным периодом, так как в это время ребенок воспринимает окружающую его действительность очень непосредственно, интенсивно развиваются все системы его организма, происходит процесс начального формирования, становления его личности. У детей дошкольного возраста происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, закладывается основа для высшей нервной системы. Педагоги, ученые определяют дошкольный период детства как критический в жизни человека. В этой связи взрослым необходимо особо бережно и трепетно относиться к детям этого возраста, проявлять заботу, тактичность в общении с ним.

Ребенок очень уязвим, он полностью зависит от взрослых и защитить себя самостоятельно не способен. Чаще всего наблюдается незащищенность детей в социальном плане, а именно они не застрахованы от наказаний, угроз, систематического проявления агрессии со стороны взрослых, что в свою очередь порождает в детях ответную агрессию или же вызывает состояние подавленности, отчужденности.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что работа детского сада и семьи приобретает особое значение и становится актуальной проблемой. Ведь семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. На гребне перемен в обществе семейные ценности приобретают особое значение. Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка.

Каковы же те базовые родительские установки, которые позволяют реализовать любовные, уважительные и доверительные отношения с ребенком?

Психологи выделяют несколько таких установок:

* Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

* Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

* Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

* Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста! или характера. Короче, не желали принимать его таким, какой он есть.

* Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.

Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.

Как наказывать?

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие.

Однако традиционное убеждение значительной части родителей в том, что физические наказания не такое уж большое зло, а во многом даже и благо, довольно устойчиво. Устойчивость применения физических наказаний связана с достаточно сильной внешней эффективностью этого метода. Подобным способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только на маленького и беззащитного человека. Но эффективность данного вида воспитательного воздействия есть все-таки эффективность со знаком «минус». Почему?

Если родители использовали физическое наказание тогда, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его языком и действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.

Нельзя применять физическое наказание еще и потому, что обычно эта форма воздействия выбирается тогда, когда сами родители находятся в состоянии слабого сознательного контроля собственного поведения. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Маловероятно, что малыш может понять, что агрессия не есть лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются родители, пытаясь доказать ребенку его неправоту или добиваясь послушания.

Не следует прибегать к физическому наказанию еще и потому, что изменение поведения ребенка после него происходит, как правило, только в присутствии человека, который наказал ребенка. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке действительно моральное поведение, способность к правильным поступкам только под воздействием собственного внутреннего контроля, без внешних ограничений.

Заметим, что речевая агрессия (ругань, оскорбления), так же как и физические наказания, малоэффективна и ведет лишь к аналогичным способам поведения ребенка со сверстниками в результате действия механизма подражания.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование ребенка, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями (ребенок теряет привычную долю внимания, но вся забота о нем остается). Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно с крайней осторожностью и на очень короткое время. Нельзя допускать в адрес малыша угрозы, что мама уйдет из дома, оставит его одного, тем более применять такое наказание, как уход родителей из дома. Действенность этой формы наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же всего этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять.

Запрет. Довольно часто в силу ограниченности собственного опыта ребенка родители вынуждены запрещать ему выполнять какие-то действия, прежде всего из соображений безопасности. Необходимо, чтобы запрет совпадал или опережал совершение неправильного поступка. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием: «Нельзя!», отказываясь при этом от развернутой аргументации запрета. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица. Тогда постепенно ребенок научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.

 

Довольно распространенным наказанием в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т. п.). Такой метод может привести к успеху только в том случае, если ребенок воспринимает ограничение как справедливое, если в большей степени решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение данного воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок в принципе способен установить связь между своим проступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку предполагаемого радостного для ребенка события, если он совершил тот или иной проступок. Применяя наказание по принципу «естественных последствий», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного нормального развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный тип наказания в семье принимает вид узаконенного и распространяемого на всех правила: намусорил — сам убери, испачкал — сам приведи в порядок и т. п.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака, который утверждал: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше Поощрений, тем меньше наказаний».

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка.

Анализ текста Конвенции позволил ученым установить, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, из них были выделены права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения образования. К ним относятся:

ст. 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты;

ст. 6 — предусматривает обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;

ст. 16 — защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;

ст. 24 — обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;

ст. 27 — признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

ст. 34 — защиту ребенка от сексуального совращения;

ст. 37 — защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст. 39 — меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

ст. 106—136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

ст. 150—157 — за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Закон РФ «Об образовании»:

ст. 5 — утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;

ст. 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Семейный кодекс РФ:

ст. 54 — утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства;

ст. 56 — право ребенка на защиту и обязанности органа Опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

ст. 69 — предусматривает меру «лишение родителей родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

ст. 77 — немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.

Закон РФ «О защите прав детей»:

ст. 14 гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещено».

В заключение хочется пожелать, чтобы Ваши права, права ваших детей никогда не нарушались. Чтобы те знания, которые вы получили сегодня, обогатили Ваш опыт,  способствовали гармонии отношений в семье и в детском саду.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы педагогического коллектива «Защита прав и достоинств маленького ребенка: усилия семьи и детского сада"

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным ...

«Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада»

Правовое образование в ДОУСеминар – практикум для педагогов...

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в п...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье"

Конспект родительского собрания в старшей группе "Защита прав и достоинства   маленького ребенка в семье"...

Родительское собрание: "Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье ".

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. Поэтому проблема, поднятая на собрании актуальна. Очень часто в последне...

Защита прав и достоинства маленького ребенка в семье.04.04.2019г.

защита прав и достоинства маленького ребенка в семье....