"Развитие мелкой моторики - успешное овладение речью"
консультация (средняя группа) на тему

Терехова Елена Владимировна

Цель:  познакомить родителей с играми на развитие мелкой моторики у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Левороссошанская средняя общеобразовательная школа»

               структурное подразделение «Детский сад»

                Методические рекомендации для родителей

        «Развитие мелкой моторики - успешное овладение речью»

        Подготовила: воспитатель

                                                                           Терехова Елена Владимировна

                                           Село Левая Россошь

                                                     2017 год                    

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение и напрямую определяет качество жизни ребенка. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на интеллектуальное, психическое развитие и на развитие речи ребенка.

Для стимуляции речевой функции ребёнка вполне достаточно 5 – 10 минут ежедневных занятий на развитие мелкой моторики рук. Если упражнения построены ритмически правильно, то они выполняются легко и не вызывают утомления.

Работу нужно начинать с массажа пальцев и ладоней, гимнастики рук, игр с ладонями, пальчиковой гимнастики.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ РУК

1. Сложить руки ладонями вместе и вытянуть их перед собой, развести кисти рук в стороны, не размыкая запястий.

2. Сложить руки ладонями и предплечьями вместе перед собой, развести предплечья в стороны, не размыкая ладоней.

3. Руки согнуть, кисти к плечам, сделать несколько круговых движений назад, затем вперёд и снова назад.

4. Руки в стороны, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, повторить упражнение из положения руки вверх.

5. Руки вытянуть перед собой, кисти расслаблены, сделать круговые движения кистями.

6. Руки вытянуты вперёд, напряжены поочередно сжимать и разжимать пальцы рук в кулак.

7. Руки вытянуты вперёд, пальцы сцеплены, сделать пружинящие движения кистями рук вперёд.

8. Сжать пальцы рук в кулак и вращать кистью в разные стороны.

9. Поставить руки на локти, выпрямить кисти рук, плотно прижать пальцы друг к другу и медленно опускать их к ладони.

10. Руки положить на стол, поочерёдно сгибать пальцы.

В стороны руки ими помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Руки в замок и назад.

Рекомендуемые занятия и упражнения для развития мелкой моторики рук:

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятие развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.

3. Изготовление поделок из бумаги. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики, способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природных материалов: желудей, шишек, соломы и других доступных материалов. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала.

5. Конструирование – в конструирование развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов.

8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка.

9. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – выжигание, художественное выпиливание и т. д. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости.

10. Организуйте игры с песком в летнее время года, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

11. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.

12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребенку: развиваю его руки, подготавливает к овладению письмом, формирует у него художественный вкус.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только, тогда будет, достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка».

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота».

На поляне дом стоит («дом»)

Ну, а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Пальцы здороваются».

• Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т. д.

 «Оса».

• выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;

• то же левой рукой;

• то же двумя руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

влияние развития мелкой моторики на формирование речи.

Информация для родителей о влиянии развития  мелкой моторики на формирование  и развитие речи у детей младшего возраста. Упражнения , потешки для разучивания....

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...

Перспективное планирование развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста

Перспективное планирование развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста подобран с учетом возрастных и индивидуальных возможностей....

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние  развития  мелкой  моторики  на активную  речь  детей  раннего  возраста...

Использование пальчиковой гимнастики и упражнений на развитие мелкой моторики в формировании речи у детей с речевыми нарушениями.

•Дети с ОНР не могут спонтанно выйти на онтогенический путь развития моторных функций, свойственный нормально развивающимся детям, т. к. их развитие протекает  на фоне нарушений деятельности...

Методические рекомендации для родителей. «Развитие мелкой моторики — успешное овладение речью»

Мелкая моторика– это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение и напрямую определяет качество жизни ...