Беседа – эффективное средство развития речи у дошкольников.
консультация (средняя группа) по теме

Сизова Нелля Олеговна

Разработка активных методов обучения и воспитания является одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования. С этой точки зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми. Одним из самых эффективных словесных методов является беседа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley_v_obrazovatelnyy_portal.docx14.41 КБ

Предварительный просмотр:

      Рекомендации для  родителей и воспитателей детей среднего и  старшего дошкольного возраста  по эффективному  развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Разработка активных методов обучения и воспитания является одной из наиболее существенных проблем дошкольного образования. С этой точки зрения словесные методы в сочетании с наблюдениями и другими видами детской деятельности имеют большое значение в работе с детьми. Одним из самых эффективных словесных методов является беседа.

Большое значение беседе придавала Е.И.Тихеева - известный российский и советский педагог, крупнейший специалист по дошкольному воспитанию детей. Она считала ее одним из ценнейших приемов развития речи. Вовлекая ребенка в беседу, взрослый помогает ему полнее и глубже воспринимать действительность, обращает его внимание на то, что недостаточно осознается им. В итоге знания становятся четче и осмысленнее.

   В беседе взрослый, своими вопросами направляя мысль детей в определенное русло, наталкивает  их на воспоминания догадки, суждения, умозаключения. Для развития детей это очень важно. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребенка логически мыслить, рассуждать, поднимает сознание ребенка с конкретного способа мышления на более высокую ступень – ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки к школьному обучению.

В беседе взрослый может научить ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Кроме того, если беседа ведется в детском коллективе, то опыт одного ребенка делается общим достоянием. Так вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями.

Е.И.Тихеева рекомендовала начинать беседы с детьми с предметов, непосредственно воздействующих на внешние чувства детей. Материалом для таких упражнений могут  служить предметы питания, одежды, игрушки, все, что находится в поле, в саду, животные, растения.

В начале беседы в сознании детей должен предстать живой образ, поэтому ее можно начинать с рассматривания предметов, картин или с воспоминаний о виденном, о близких жизненному опыту ребенка явлениях. На педагогическую эффективность беседы влияет умелый, продуманный подбор и постановка вопросов. Важна правильная формулировка вопросов, разумная последовательность. Вопросы ставят своей задачей выявить имеющиеся у детей представления и научить выражать их словесно.

Например, беседа о профессиях.

Этапы беседы и примеры вопросов.

Желательно начать с загадки, стихотворения, чтобы заинтересовать детей.

1Загадки о труде и предметах труда.

2Куда каждое утро уходят взрослые члены вашей семьи?

3 Что они делают на работе?

4Для чего ходят люди на работу?

5Как ты понимаешь выражение «Мастер золотые руки»?

6 Как ты считаешь, есть женские профессии и мужские профессии?

7 Какие женские и какие мужские профессии ты знаешь?

8Чем отличаются мужские профессии от женских?

9 Как ты думаешь, что означает пословица «Труд кормит, а лень портит»?

10 Как ты понимаешь пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»?

Затем рассматривание картинок с изображением людей разных профессий.

Вопросы:

а) Кто изображен на этих картинках?

б)Что делают эти люди на работе?

в) Какими качествами должны обладать эти люди?

г) Какие предметы труда нужны данным людям?

г) Что случиться, если исчезнут все врачи, строители, хлеборобы и т.д.

д) Кем бы ты хотел стать?

Систематическое проведение бесед положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения, на воспитание устойчивого внимания и развития памяти, мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"

Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...

Литературный проект как эффективное средство развития речи и творчества у дошкольников

Данный проект обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике, а увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, речевых навыков и тво...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

Лего-технология как эффективное средство развития речи дошкольников

Применение конструктора лего в коррекционной работе логопеда....

Консультация для воспитателей «Предметно-схематическая модель как эффективное средство развития речи у дошкольников» (Автор Т.А.Ткаченко)

Консультация предназначена для использованипя педагогами разных возрастных групп.  Использование предметно-схематических моделей позволяет обегчать процесс освоения связной речи детьми...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...