Настольный театр, как средство формирования связной речи.
консультация (старшая группа) по теме

Сазанович Елена Юрьевна

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно активно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Настольный театр, как средство формирования связной речи.

  Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно активно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

  Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Ее формирование происходит именно в дошкольном возрасте.

  Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Большое внимание уделяется речевому развитию ребёнка. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду, мы педагоги и родители объединяем свои усилия для того, чтобы помочь ребенку преодолеть имеющиеся у него трудности. Наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка, является настольный театр. Участие детей в постановке спектакля способствует развитию логического мышления, внимания, памяти и воображения, тонкой ручной моторики дошкольников. У детей развивается умение интонационно разнообразно передавать текст в зависимости от его содержания, эмоционально пересказывать услышанное.

  Недостаточная  сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их  языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно – следственных связей в тексте. Указанные специфические особенности обусловлены низкой самостоятельной речевой активностью ребёнка, неумением выделить главные и второстепенные элементы замысла и связей между ними, невозможностью чёткого построения целостной композиции текста. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При высказывании дети в основном используют короткие, малоинформативные фразы. При построении предложений опускают или предоставляют отдельные члены предложения, неправильно оформляют связи слов внутри фразы.

  С целью развития связной речи дошкольников эффективно использовать театральные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников на занятиях, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное  и элементы творческого воображения, элементарно – логическое мышление, память и главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. Театрализованная игра представляет собой инсценировку, проигрывание сказок в настольном театре.                      Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично оправдано.

  Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Сначала это делает сам воспитатель, а затем привлекает и детей, когда они достаточно освоятся и изучат произведение.

  Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.    

  Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному  развитию, прививает социально – нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определённую роль, ребёнок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь – интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно – логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.

  Настольный театр – это картинки (фигурки), персонажи в объёмных декорациях. Ребёнок может смотреть, и слушать, и сам участвовать в представлении, которое вызывает яркие эмоции, развивает пространственное и образное мышление и, что особенно важно, связную речь.

  Театральное действие можно развернуть на самодельной сцене, которая изготавливается из двух листов картона и обшитой плотной тканью (с одной стороны зелёной для «летних» сказок, а с другой – белой для «зимних»). Для крепления декораций на ткань нашиваются пуговицы, крючки, липучки и т.д.

  Для декораций используют подручный материал, некоторые – связать вручную. Всё, что изготавливается для театра, в своём роде уникально, так как выполнено в единственном экземпляре и представляет собой воплощение творческого воображения и фантазий.

  Изготовленное своими руками вызывает у детей неподдельный интерес и яркие эмоции, что необходимо для успешного проведения занятий.

  Нужно активнее вовлекать самих воспитанников в процесс изготовления декораций, театральных атрибутов, сказочных героев. Персонажами настольного театра могут быть плоскостные фигурки, вырезанные из картона, вязаные игрушки, а также игрушки – топотунчики, имеющие подвижные ножки или задние лапки, функцию которых выполняют указательный и средний пальцы ребёнка. На эти пальчики надеваются «башмачки», т.е. напёрстки или крышечки, и поэтому каждый шаг такой игрушки самостоятельно озвучен. Отсюда и название «топотунчики». Сама фигурка надевается на тыльную сторону кисти при помощи пришитой к ней резинки. Такая близость персонажа к ребёнку (более того, они являются единым целым) способствует лучшему их единению. Дети легче вживаются в образ, всё их внимание сосредотачивается на персонаже, его передвижении, что помогает раскрепоститься забыть о речевых трудностях. Таких «топотунчиков» вполне самостоятельно могут делать дети старшего дошкольного возраста.

  Надо стараться, чтобы родители не находились в роли наблюдателей, обычных зрителей, напротив, чтобы они также привлекались к работе над кукольной театрализацией. Все это способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.

  Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя, родителей и детей.

  Влияние театрализованной деятельности на развитие связной речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

  Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио "Настольный театр как средство развития связной речи у детей с ОНР"

В данном портфолио обобщён опыт работы по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями через театрализацию сказок....

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт исппользования настольного театра в качестве вспомогающего звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Консультация учителя-логопеда на тему: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

В консультации представлен опыт использования настольного театра как вспомогательного звена в работе по развитию связной речи детей с речевой патологией...

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативн...

Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...