Арткуляционная гимнастика для детей 2-3 лет
консультация (младшая группа) на тему

Пальчинская Светлана Александровна

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и с детьми более старшего возраста для коррекции и преодоления нарушений речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artik_gimn.docx74.32 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Дорогие мамы и папы! Как здорово, когда малыш начинает говорить! Особенно, если речь его ясна и чиста. К сожалению, не все родители могут этим похвастаться. Ребёнок может нечётко произносить некоторые звуки, искажать слова. Конечно, с возрастом артикуляционный аппарат развивается, приобретает гибкость и подвижность. Не исключено, что проблемы речи уйдут сами собой, но вероятность появления недостатков в произношении остаётся. Для правильного формирования артикуляционного аппарата необходимо его тренировать, проводить с ним «зарядку» - артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и с детьми более старшего возраста для коррекции и преодоления нарушений речи.

Как построить занятия?

- Прежде, чем разучивать упражнения, уточните с малышом, где у него рот, язык, губы и нёбо («потолочек»).

- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребёнка навыки закреплялись.

- Лучше артикуляционную гимнастику делать 2-3 раза в день от 3-5 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем. Не следует предлагать больше 2-3 упражнений за одно занятие.

- заниматься нужно с 2-х лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел своё лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные.

- Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе.

- Из выполняемых 2-3 упражнений новым может быть только одно, 2-е и 3-е упражнения даются для повторения и закрепления.

-Определяйте нагрузку ребёнка в зависимости от его возможностей и заинтересованности.

Сегодня Вашему вниманию предлагаются статические, динамические артикуляционные упражнения для детей 2-х лет, а также простой самомассаж.

Самомассаж:

  1. «Замочек»:

 - улыбнуться;

- спрятать губы

– поджать так, чтобы их не было видно («закрыть замочек»), расслабить губы, слегка разжать их («открыть замочек»);

- удерживать в каждом положении губы по 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз.

2. «Расчёска»:

- слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая;

- затем прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами. Повторить 2-5 раз.

3. «Месим тесто»:

- улыбнуться, приоткрыть рот;

- положить язык на нижнюю губу и пошлёпать его губами, начиная с кончика, продвигаясь медленно вперёд к середине, а затем назад, произнося «пя-пя-пя»;

- повторить движения, покусывая язык, произнося «та-та-та»;

- чередовать эти движения, каждое по 5-10 секунд. Повторить 2-5 раз. Следить, чтобы нижняя губа не заворачивалась внутрь и не натягивалась на нижние зубы. Язык должен быть широким, касаться уголков рта.

4. «Смешная песенка»:

- указательным пальцем правой руки перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б…». Движения пальца сверху вниз.

Статические упражнения для губ:

1. «Птенчик»:

- широко открыть рот (3-5 секунд) – закрыть. Следить, чтобы язык был расслаблен, не втягивался вглубь ротовой полости. Повторить 2-3 раза.

2. «Лягушка»:

- широко улыбнуться, показать зубки («ИИИИИИ…»). Держать губы в улыбке 3-5 секунд. Следить, чтобы прикус был естественным, нижняя челюсть не выдвигалась вперёд. Повторить 2-3 раза.

3. «Слоник»:

- вытянуть губы трубочкой («УУУУУ…). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.

4. «Бублик»:

- открыть рот, округлив губы рупором, вытягивать их вперёд («ОООО…»). Удерживать губы в таком положении 3-5 секунд. Повторить 2-3 раза.

5. «Шарик»:

- сжать губы, надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд;

- поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щёчкам. («Шарик лопнул») Повторить 2-3 раза.

Статические упражнения для языка:

1. «Лопаточка»:

- улыбнуться, приоткрыть рот;

- положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10 секунд;

- затем убрать язык и закрыть рот. Повторить 3-5 раз.

2. «Лошадка»:

- пощёлкать кончиком языка, как лошадка копытами. Упражнение выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работал только язык, при необходимости держать подбородок рукой. Повторить 4-6 раз.

Динамические упражнения для губ:

1. «Слоник» и «Лягушка»: - в спокойном темпе поочерёдно выполнять упражнения (улыбка – трубочка), удерживая каждую артикуляционную позу по 2-3 секунды. Повторить движения 4-8 раз.

2. «Поцелуй»:

- губы сомкнуть, вытянуть немного вперёд, втянуть щёки внутрь ротовой полости, всосав в себя воздух (удерживать 2-3 секунды), затем с усилием разомкнуть губы, слегка причмокнув. Следить, чтобы нижняя челюсть была опущена, а губы сомкнуты. Повторить 2-5 раз.

3. «Кучер»:

- закрыть рот, губы сомкнуть;

- достаточно сильно подуть через губы так, чтобы воздушная струя заставила их вибрировать. Дуть следует на одном дыхании как можно дольше. В результате получается звук, похожий на «тпру-у-у». Если не получается выполнить это упражнение, то нужно крепче сомкнуть губы и посильнее подуть через них.

4. «Толстячки-худышки»:

- поочерёдно надувать и втягивать щёки, в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Следить, чтобы губы были сомкнуты.

Динамические упражнения для языка:

1.«Поймаем мышку»:

– улыбнуться, открыть рот;

– положить широкий язык «лопаточкой» на нижнюю губу, произнести «ААААА…» и прикусить широкий кончик языка зубами («поймали мышку за хвостик»). Повторить 2-5 раз.

2. «Орешки»:

- рот закрыть. Кончиком языка с напряжением поочерёдно упираться то в левую, то в правую щёки. Удерживать язык в каждом положении 3-5 секунд. Повторить 4-6 раз. Контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи к щеке.

3. «Часики»:

- улыбнуться, высунуть изо рта как можно дальше длинный и тонкий язык, плавно двигать его из одного уголка рта к другому и обратно. Проделать 4-8 движений. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть оставалась неподвижной, если необходимо, фиксировать её рукой. Язык должен не облизывать, а передвигаться по нижней губе, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

4. «Прятки»:

- приоткрыть рот, улыбнуться;

- положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу («Лопаточка»), а затем отодвинуть язык за нижние зубы

– «язычок спрятался». Рот не закрывать. Выполнить 3-5 движений.

5. «Качели»:

- открыть рот, поднять язычок за верхние зубы, опустить за нижние зубы. Поочерёдно менять положение 4-6 раз.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/37745_dacd3d4513a4ba28ab9bd17647e03068.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Арткуляционная гимнастика"

Картотека "Арткуляционная гимнастика"...

организация по проведению арткуляционной гимнастики.

организация по проведению арткуляционной гимнастики....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей старшей группы

Комплекспальчиковой гимнастики,артикуляционной гимнастики,дыхательной гимнастикидля детей старшей группы...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОСОздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)...

Комплексы утренней гимнастики в средней группе (Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)

Комплексы утренней гимнастики в средней группе(Л. И. Пензулаева ФГОС Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики)  СентябрьКомплек...