Лечение сказкой
консультация по теме

Веселкина Татьяна Викторовна

Лечение сказкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_skazka-eto_vazhno.docx369.49 КБ
Файл lechenie_skazkoy.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

F:\2016-2017\Сказкатерапия\vospityvaem-skazkoy-dlya-detey-4-5-16195-large.jpg

F:\2016-2017\Сказкатерапия\2.png



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые родители.

Дети  наше все!!! Более того,  мы для них тоже все!!! Именно с родителями у ребенка связан весь его мир, чувство безопасности, доброжелательности окружающего мира. У любого ребенка, познающего этот мир, есть свои «большие» проблемы (как они им воспринимаются).  Именно от родителей ребенок ждет понимания его проблем, помощи в поиске решения, выхода из ситуации, которая кажется безнадежной, ждет поддержку, заботу и любовь.

Сегодня мы поговорим о таком универсальном средстве, которое поможет нашим детям преодолеть страхи, зависимости, тревоги, агрессивность, или наоборот, застенчивость. Как вы думаете, что это за средство? (сказка).

 И  попробуем вместе сочинить целебную сказку.

 Анкетирование родителей с целью  выявления эмоциональных проблем детей.

Какая сказка или история у вашего ребенка самая любимая (просит читать или сам читает вновь и вновь)?______________________________________

Назовите свое любимое литературное произведение (то, которое вы любите время от времени перечитывать).____________________________________

Назовите сказку, историю, которая была особенно любима вами в детстве (в том возрасте, в котором сейчас находится ваш ребенок).

Назовите, какие чувства ваш ребенок переживает, когда слушает или читает сказку, историю (любую).___________________________________________

Какие трудности необходимо преодолеть вашему ребенку?

Интерпретация ответов:

Сказка или история в вопросе № 1 откликается на основную проблему, волнующую ребенка, подумайте, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы

Любимое литературное произведение (ответ на вопрос № 2) поможет понять основные переживания воспитывающего взрослого и то, каким образом эти переживания связаны с проблемами ребенка.

Ответ на вопрос № 3 предоставит возможность соотнести психологические проблемы детства родителя с тем, что беспокоит ребенка (сравнить с проблемой, выделенной по ответу на вопрос № 1).

Определение чувств, волнующих ребенка (ответ на вопрос N° 4), поможет взрослым лучше понять ребенка, определить те ориентиры, те маячки, которыми необходимо руководствоваться взрослым при воспитании малыша.

Ответ на вопрос № 5 необходимо соотнести с выделенной психологической проблемой ребенка (ответ на вопрос № 1).

Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если правильно использовать все возможности сказкотерапии, это окажет детям неоценимую помощь.

Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Обнаружив какую-либо проблему в поведении ребёнка, его внутреннем состоянии, характере, можно рассказать сказку, которая эту проблему искоренит.

Так, если малыш много капризничает, добиться своего, следует рассказать ему сказку, где действует герой, который не плачет, не кричит, а добивается своей цели положительными способами, с помощью просьб, вежливых слов и т. д.

Если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её.

Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить.

Ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому — "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком — малыш сделает выводы сам.

 Но простое чтение сказки – еще не терапия, следует обыграть сказку, проанализировать плюсы новой поведенческой модели и сделать выводы. Малыш должен сам на некоторое время стать героем сказки, перевоплотиться в него в своем воображении. Тогда новый стиль поведения будет усвоен.

Так же можно

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

• не стоит растолковывать мораль сказки;

• больше юмора;

• содержание сказки должно быть понятно ребенку.

Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Слушая рассказ или сказку, ребёнок, с одной стороны, отождествляет себя с героем, с другой — не забывает о том, что герой сказки — это выдуманный персонаж.

 Рассказы позволяют ребёнку почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях, что другие дети испытывают те же эмоции, попадая в похожие ситуации. Это оказывает успокаивающее воздействие.

Сказкотерапия ненавязчиво, щадящим способом воздействует на психику детей, воспитывая в них черты характера со знаком плюс: волю, оптимизм, целеустремленность, стойкость и т. д.

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.

Чтобы  сказка стала лечебной, нужно создавать её с учётом определённых правил:

  1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
  2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
  • Жили-были…..

Начало сказки, встреча с ее героями.

  1. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

•        И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

  1. Затем идет поиск героем выхода их проблемной ситуации (герой может встречаться с разными персонажами, которые помогают найти позитивный смысл в происходящем, т.е. показывают ситуацию с другой стороны и предлагают варианты выхода из ситуации)

•        Из-за этого…

Показано, в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

•        Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

  1. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
  • Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

  • Мораль сказки.

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

  • Да, сказкотерапия полезна всем.
  • Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых.
  • Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет.

Сказкотерапия – прекрасный, увлекательный путь, который поможет решить вашим детям возрастные проблемы. Удачи на сказочном пути!

 Сюжеты сказок разнообразны:

  1. Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказ (и отлично подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко идентифицировать себя с животными.
  2. Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они подойдут более страшим детям (школьникам).
  3. Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.
  4. Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных ситуаций дети избавляются от напряжения и страха. Обычно «страшилки» как терапевтический метод используют для детей от 7 лет.
  5. Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка. Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

  • «Морозко»
  • «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
  • «Снегурочка»
  • «Аленький цветочек»
  • «Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

  • «Спящая красавица»
  • «Госпожа Метелица»
  • «Церевна-Лягушка»
  • «Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

  • «Мальчик-с-пальчик»
  • «Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

  • «Красная Шапочка»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Баба Яга»
  • и много других сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Сказкотерапия или лечение сказкой"

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывал...

Консультация для родителей Лечение сказкой

Ирина Семина - психотерапевт и автор удивительных сказок. Сказок о любви и мечте, о жизни и надежде, о человеке и мироздании, о поиске своего Пути и понимании своей души....

Сказкотерапия или лечение сказками

Что такое сказкотерапия?...

Консультация для родителей "Сказкотерапия или лечение сказкой ".

Сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми через сказку....

КОНСУЛЬТАЦИЯ: СКАЗКОТЕРАПИЯ ИЛИ "ЛЕЧЕНИЕ" СКАЗКОЙ

Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического сред...

Лечение сказками

Авторская разработка конспекта по теме сказкотерапия "Лечение сказками"...

Сказкотерапия – лечение сказкой.

Еще с давних времен любовь к сказке прививалась малышу с колыбели. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл, да ко всему этому она е...