Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе
консультация (подготовительная группа) на тему

Андреева Ирина Александровна

Консультация для родмтелей о речевой готовности к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_gotovnost_podgot_gruppa.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ 
О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

 

«Что ждёт меня в школе?»

Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов…   А школа – это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет школа к речевой готовности? Именно речевой готовности к школьному обучению посвящено моё выступление.

Наша речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем  речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Но прежде, чем учить ребенка чтению и письму, нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты.

Часто родители считают, что раз их ребёнок правильно произносит все звуки, то и проблем речевых у ребёнка быть не может. Но давайте представим нашу речь как систему. И эта система похожа на айсберг, где произношение – это его видимая над водой часть. Но это лишь малая часть, она основана на других более значимых составляющих. От того, насколько они сформированы у ребёнка, зависит его дальнейшее успешное обучение в школе чтению и письму.

       

У дошкольника должны быть сформированы  следующие навыки:

1. Усвоена звуковая сторона речи.

Ребёнок правильно выговаривает все звуки, не заменяет и не искажает их.

2.Правильно произносит слова сложной слоговой структуры.

Не “проглатываются” и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав.

Пример: велапидист (велосипедист), иструменты (инструменты), фикульстура (физкультура).

3.Сформированы фонематические процессы.

Различает сходные звуки по акустическому и артикуляционному сходству: свистящие-шипящие (с-ц, с-ш, з-ж…), звонкие-глухие (б-п, д-т …), соноры (р-л, м-н).

Убедить ребенка в важности каждого звука в слове могут веселые стихи А. Шибаева «Одна буква». В них есть слова, где вместо одной буквы стоит другая. Ребенок отгадывает, какой звук нужно заменить и какое слово должно получиться:

*Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,

 Но зато ему потом на крючок попался дом (сом).

*Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме.

- Там ползет зеленый лук (жук) С длинными ушами (усами).

*Врач напомнил дяде Мите: - Не забудьте об одном: - Обязательно примите, Десять цапель (капель) перед сном.

* Жучка будку (булку) не доела: Неохота, надоело.

*На пожелтевшую траву роняет лев (лес) свою листву.

*Забодал меня котел (козел) На него я очень зол.

Чтение веселых стихов может служить переходным мостиком к выявлению умения различать на слух все звуки речи. Это умение является одной из предпосылок овладения грамотой.


     4.Проводит языковой анализ и синтез.

Может определить, сколько звуков в слове, назвать 2-ой, 4-ый,1-ый, последний звук, «соседей» заданного звука; может определить количество слогов в  одно-, 2-х, 3-х сложных словах. Прочитать слова по первым звукам.

5.Словарный запас должен быть шире обиходно-бытовой тематики.

Адекватно пользуется всеми частями речи, владеет тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова –признаки.

Лексические темы: семья, дом, дикие и домашние животные, птицы, фрукты, овощи, профессии, спорт, деревья, цветы, одежда, обувь…

6.Усвоен грамматический строй языка.

Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных. Важно, чтобы ребенок умел активно пользоваться словами, строить из них предложения, ясно выражать свои мысли. Для проверки грамматической системы словоизменения можно предложить следующие задания: 
Назови один (глаз, лоб, ухо..); Назови много (глаз, лоб, ухо..). 

Закончи словосочетание : три помидора, пять … , одна конфета, шесть …., три медведя, пять …, одно зеркало, семь … . 

Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький … , маленькая куколка, а большая … .

Закончи предложение: Весной картошку сажают, а осенью . . Воду наливают, а соль. .

- Назови детенышей: У медведицы, у коровы, у слонихи, у кошки, у собаки… 

Образуй прилагательное: кораблик из бумаги - (бумажный), шуба из меха; у лисы хвост лисий, а у зайца хвост …. у медведя - … , у волка ….

Речь правильная, без аграмматизмов (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов)

Пример: У меня нет красивых плать. Мы видим лошадёв. В угле комнаты стоит мягкая кресла. Мяч выкатился с-под стола.

К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д.

7.Достаточный уровень развития связной речи.

Может логично и последовательно передать содержание сказки, рассказа. Может самостоятельно составить рассказ по тематической картинке и по серии сюжетных из 3 – 4-х картинок. Не нарушает причинно-следственные и временные отношения, не выпускает существенные детали. В речи использует сложные предложения.

Помимо этого:

- ребёнок должен знать, сколько ему лет, как зовут родителей, где и кем они работают, какое сейчас время года и его признаки, назвать свой адрес;

-  у него должны быть сформированы понятия «право – лево», ведущей руки (умение чётко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека, напротив; на листе бумаги показывать правую и левую сторону, правый верхний угол);

- должна быть достаточно развита мелкая моторика (движения пальчиков руки), умение правильно держать карандаш, собирать мозаику, проводить прямые,  волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы). Это очень важно, так как мелкая моторика напрямую связана с развитием речи.

Всё это необходимо знать ребёнку, чтобы с первых же дней в школе у него не начались неприятности и неуспехи.

ВЫВОД: Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по подготовке ребенка к школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

Каждый родитель переживает за будущее своего ребенка, часто задавая себе вопрос о том, что из его чада вырастет. «Будущее в настоящем» — вот то утверждение, которое всем взрослым стоит взять в качестве негласного правила. Пока ребенок растет, его дальнейшая судьба находится в руках родителей, воспитателей детского сада, а затем и педагогов в школе: именно от них зависят перспективы развития маленького человечка. 
       

И закончить наш разговор мы хотим следующим стихотворением, в котором отразились все надежды взрослых: 

Дети – это счастье, дети – это радость,
Дети – это в жизни свежий ветерок.
Их не заработать, это не награда,
Их по благодати взрослым дарит Бог.
Дети, как ни странно, также испытание.
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, понимание.
Дети – это время, дети – это труд!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в детском саду "Что нужно знать родителям о школьной готовности"

24 марта 2016 года в МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка» прошло родительское собрание. На родительском собрании были рассмотрены актуальные вопросы подготовки детей к школьному обучению.С темой «Что нужн...

"Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе"

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого ...

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. Именно речевой готовности к школьному обучению посвящена наша памятка.Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготов...

«Что должен знать родитель о речевой готовности ребенка к школе?»

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов готовности ребёнка к школьному обучению.Ведь при помощи речи устной и письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний....

Что нужно знать родителям о речевой готовности к обучению в школе?

Каждый ребёнок задаёт себе этот, как ему кажется простой вопрос, но не каждый ребёнок может правильно на него ответить. Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый нов...

Выступление учителя-логопеда на собрании родителей по теме: «Речевая готовность к обучению в школе»

Акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....