консультация для родителей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"
консультация (младшая группа) на тему

Михель Юлия Анатольевна

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового. В консультации приведены ПРИМЕРЫ ПРОСТЕЙШИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.docx26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно – двигательного, слухового.

По словам Л.С.Выготского, «…все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия, … ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».

Для этого приходит на помощь сенсорное развитие, с помощью которого «строиться» фундамент умственного развития, от которого будет зависеть успешность ребенка в школе.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения – ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения – ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их различать;

• осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей;

• обонятельные ощущения – ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира;

• вкусовые ощущения – ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

 Деятельность детей носит характер предметной деятельности. Они постоянно обследуют предметы, исследуя их свойства. Пока ребенок только вступал в пору раннего детства, он мог взять для сравнения в качестве образца любой предмет, сегодня – один, завтра – другой. Позднее, на третьем году жизни, некоторые предметы, хорошо знакомые, становятся постоянными образцами, причем совсем не обязательно, чтобы эти образцы постоянно находись перед глазами малыша – это могут быть представления о них, закрепившиеся в памяти. Определяя предмет треугольной формы, он скажет: «Как домик», «Как крыша». Про округлые предметы мы можем услышать: «Как мячик». Обо всем красном он говорит: «Как вишенка», о зеленом – «как травка».

Как накапливаются представления о предметах и их свойствах? Только в действиях с этими предметами. Наивно думать, что если малыш просто видит разновидные по форме, величине, цвету игрушки, этого уже достаточно, чтобы у него сложились четкие представления о них. Такие представления возникнут только в том случае, если ребенок не раз действовал с этими предметами, если ему приходилось при этом воспринимать их зрительно.

Узнавание детьми предметов на ощупь в дальнейшем даёт возможность правильно держать кисть, регулировать силу её захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия значительно активизируются познавательные процессы детей, расширяется их активный и пассивный словарь.

В этом вам помогут игры, представленные для вас и ваших малышей.

ПРИМЕРЫ ПРОСТЕЙШИХ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

  • Разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме.
  • Разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим  повторить ваши действия.
  • Прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения.
  • Продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику.
  • Соберите набор из фруктов и овощей , положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.
  • Насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием.
  • Расскажите и покажите ребенку, как собирать пазл. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку.
  • Заинтересуйте ребенка ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Общаясь с ребенком, постоянно употребляйте слова, которые обозначают свойства предметов. Но нет необходимости добиваться их запоминания и правильного употребления в раннем детстве. Позже, на четвертом-пятом году жизни, для этого сложатся более благоприятные условия.

Вам не следует забывать, что не только специальные игры и занятия с малышом способствуют развитию его восприятия. Самые прозаические занятия – еда, одевание, умывание – несут ему массу сведений. Взрослый может научить увидеть и сравнить, какой большой ботинок у папы и какой маленький у сына-малыша. Он может найти общее: у мамы синее платье и у сестры тоже синее.

Когда вы ходите с ребенком на прогулку, старайтесь обращать его внимание на то, что происходит в природе, на свойства снега (белый, пушистый и т.п.) и дождя, песка и травы.

Итак, ранний возраст наиболее важный для ребенка. Именно в этот период самый высокий потенциал к обучению и сенсорному развитию деток. Поэтому не теряйте драгоценное время. Успех ребенка в будущем зависит от удовлетворения потребности в раннем развитии уже сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Группа раннего возраста. Воспитатель Койносова Е. С. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Сенсорное развитие детей раннего возраста».Группа раннего возраста.Воспитатель Койносова Е. С.МАДОУ ЦРР –д/с №14  г. Кропоткин    ...

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Сенсорное развитие детей раннего возраста"...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....