Консультация для родителей «Профилактика нарушения речи у дошкольников»
консультация на тему

Левченко Ольга Сергеевна

Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может начаться ещё до рождения ребёнка, путём создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rod_prof_rech_nar.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 «Золотая рыбка»G:\картина Золотая рыбка.jpg

Старооскольского городского округа

Консультация для родителей

«Профилактика нарушения речи у дошкольников»

                                                                 Подготовила: учитель-логопед    

                                                                                       Левченко О.С.

2016г.

Профилактика нарушения речи у дошкольников

        Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественной и  культурной деятельности человечества. Таким образом, речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством того или иного языка.  На основе речи и ее смысловой единицы - слова,  формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память.

        Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. К условиям формирования нормальной речи относятся: нормальная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.   В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, говорят об особой категории  детей - детях с речевыми нарушениями.                                                            К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми образовательными потребностями  их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.

        Предупреждение нарушений в речевом развитии основывается на мерах социального, педагогического и прежде всего психологического предупреждения расстройств психических функций. Такая профилактика может начаться ещё до рождения ребёнка, путём создания для будущей матери в период беременности максимально благоприятных условий. Также в системе профилактических мер существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей с целью предупреждения развития тех или иных отклонений нервно – психическом и, в частности, речевом развитии ребёнка. В тех случаях если обнаруживается отягощённость какой либо патологии, с родителями проводят беседы, чтобы они были информированы о признаках заболевания и какие профилактические меры позволят предупредить или ослабить вероятность возникновения или симптоматику того или иного наследственного заболевания.

        Семьи, которых в первую очередь отправляют на генетическое консультирование:

  • семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;
  • семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушение слуха у одного из родителей или у обоих;
  • семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, был тяжелый токсикоз;
  • семьи, в которых прослеживается передача патологии от отца к сыну

        На первом году жизни, даже если развитие  ребёнка в полном порядке, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, отоларингологом, в возрасте 2-х лет стоматологом, в 3-5 лет - теми же специалистами и логопедом.

        Такие углубленные осмотры позволяют выявить, не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести коррекционную работу.        

        Так как в первые годы жизни образцом речи является речь родителей или близких родственников, нужно ограничить речевое общение ребёнка с лицами, страдающими речевой патологией.

        Позже, немаловажную роль в профилактике речевых нарушений играет и то дошкольное учреждение, которое посещает ребенок.

        В детском саду широко используются следующие меры по профилактике развития речевой патологии:

        1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (физкультурные занятия, плавание, дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

        2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

        3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

        4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса, фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

        5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка,  посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"

В данной консультации приведены упражнения, способствующие коррекции нарушения зрения у дошкольников....

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи у детей"

От правильного произношения зависят общая культура речи, и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми....

Консультация для родителей Профилактика нарушения зрения у дошкольников Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей  Профилактика нарушения зрения у дошкольников " Гимнастика для глаз" Лялюшкина Анна Петровна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей Профилактика нарушений ОДА у дошкольников

Актуальность данной проблемы обусловлена значительной распространенностью заболеваний костно-мышечной системы у детей.При обследовании 6-7-летних детей по данным статистики обнаруживается нарушение ос...

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи"

Консультация для родителей "Профилактика нарушений речи"...

Консультация для родителей "Профилактика нарушения зрения у дошкольников"

laquo;Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость...