"Эссе. Моя педагогическая философия"
консультация на тему

Яковлева Юлия Викторовна

"Эссе. Моя педагогическая философия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе: "Моя педагогическая философия".

   Передо мной чистый лист. На нём я должна изложить свои размышления. Написать всегда труднее, чем думать вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать себе ответ. Почему я стала воспитателем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Почему не попыталась поменять её на любую другую, более спокойную, более оплачиваемую? Да потому, что у меня своя, особенная миссия на Земле…Я - воспитатель. Воспитатель… Какое светлое, ласковое слово! От него веет счастливым детством, беззаботной детской улыбкой и материнской заботой. Это мой Путь,  мой сознательный выбор - быть воспитателем. Нужно сказать, что выбрать профессию воспитателя - это поступок. Это выбор, сделанный возможно, в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: "А может, это не я выбирала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?" Может быть…

    Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза,  понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

    Когда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: "К детям!" Вот уже десять  лет они являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни. Каждое утро я переступаю порог своего второго дома. Привычным жестом включаю свет в просторной  группе. Тихо и пусто, но это ненадолго. Очень скоро все пространство заполнится шумными, пытливыми, любопытными детскими голосами. И вместе с ребятами запоет и сердце и душа.

   Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

   Работая с дошкольниками, не перестаю удивляться, насколько они разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями, поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым.  Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость.

   В работе с детьми необходимы чуткость и любовь с моей стороны, поскольку я заменяю своим воспитанникам мать в ее отсутствие, а следовательно и должна вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, сердечность, готовность прийти на помощь, оказать эмоциональную поддержку. Дети заслуживают уважения, доверия, дружеского отношения. Мне приятно быть с ними, в атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, чистых, светлых и милых радостей.

   Мне повезло найти свою профессию, найти себя в своей профессии. Я - воспитатель, человек, который входит в жизнь ребенка и его семьи, ведь родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, который бы не волновался за своего ребенка, за то, какие взаимоотношения сложатся у него со взрослыми, сверстниками, каким он вырастет. Для меня важно не потерять это доверие, а укрепить его.

   Я люблю свою профессию за то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость, непредсказуемость каждого дня, за то, что она была, есть и будет!

   Хочется верить, что мои воспитанники вырастут людьми отзывчивыми, добрыми, способными прийти на помощь, не боящимися трудностей, умеющими находить нестандартные решения и творчески решать любые жизненные ситуации.

   Как радостно, выпуская детей в школу, слышать от них и их родителей тёплые слова. Становится грустно от расставания, и невольно скатываются слезинки от досады, будто отрывается частица твоей души. И нет придела радости, когда узнаёшь, что ребёнок, взлелеянный твоими тёплыми заботливыми руками, стал победителем олимпиады, музыкального или танцевального конкурса.

   Сейчас я работаю с маленькими детьми, но чем меньше ребёнок, тем глобальнее задачи по его воспитанию, ведь малыш рождается на свет с природной тягой к знаниям, и чем раньше воспитатели вместе с родителями начнут развивать своих детей, тем ощутимее будут результаты совместной деятельности. Сегодня мы в самом начале дороги, и главное, чтобы наши дети  не потерялись в этом мире, не сломали свои хрупкие лучики, не ожесточились, чтобы жили  дружно,  сияли своим неповторимым светом, и чтобы в них проявилось только самое лучшее.

   Работая воспитателем десять  лет, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости. А всем тем людям, которые скажут: "Да что за профессия - воспитатель. Вечно вытирать носы и никакой благодарности!", я хочу ответить очень хорошими стихами:

 

Я буду работать в кузнице,

Но не там, где железо и молот,

Возьму я себе в союзницы

Нежную, светлую молодость.

Предметы моей романтики

На солнышке ласково жмурятся,

Носят на маковке бантики,

Парами ходят по улице.

Их, беззащитных, маленьких,

Я в светлую жизнь поведу

И будут завидовать многие

Воспитателю в детском саду!

 

Опыт работы.                                                                              

К.Д.Ушинский писал: "Самая лучшая  игрушка для детей - куча песка!". Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности.

Три года я вела в своей группе кружковую работу по песочной терапии  "Волшебный песок". Своих детей я выпустила в первый класс. И вот настал момент, когда пришлось набирать маленьких детишек в ясельную группу.  Перед глазами сразу мелькнули детские слёзы,  капризы, истерики.  И у меня возник вопрос: "Как же помочь, моим маленьким созданиям,  быстро и безболезненно адаптироваться в детском саду?". И в этом мне помог мой "Волшебный песок".

Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития.  

          Песок имеет замечательное свойство "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он  быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они "проигрывают" свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая "песочные страны", ребёнок  входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации

Песо?чная терапи?я - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль педагога становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и педагога, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации, укреплению адаптивных возможностей.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Педагог становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Игры  с песком использую в своей  младшей  группе,  в качестве групповой или подгрупповой работы, во время прогулки на игровой площадке 1-2 раза в неделю по 20-30 мин.  и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению  с детьми "группы риска", а также продолжаю  вести кружковую работу в группе.

Чтобы вместе с детьми отправиться в увлекательное путешествие в волшебную  Песочную страну, необходима песочница. Летом мы используем стационарную песочницу на игровой площадке, либо  специально организованная мною   "минипесочница"  в группе.

Все игры, упражнения  в песке осуществляются с помощью игрушки-посредника  Песочного зайчика. Данную игрушку мы используем  только в песочнице или в некоторых исключительных случаях на занятиях в группе, так как через эту игрушку  объявляются все правила поведения, запреты и поощрения.

В результате работы было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, которые мы используем при составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей и т.п.

Можно выделить группы методов и приемов песочной терапии, используемых мною  в работе:

1.        Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения;

2.        Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций ("песочная буря", "проливной дождь", инсценировка, элементы театрализации);

3.        Словесные методы - беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки);

4.        Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Во время проведения занятий с использованием пескотерапии, я применяю  такие формы работы с детьми, как:

1. Сюжетные игры - "Построим  дорожку (дом, заборчик)", "Норки для мышки". Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы - "Найди предмет", "Откопай сюрприз", "Спрячь ты, а я буду искать",  "Необыкновенные следы".

       3. Дидактические игры-упражнения - "Узоры на песке", "Мы создаем мир".

4. Рассказывание сказок - лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

       5.  Инсценирование: "Девочка чумазая",  "Испечем пирожки".

6. Читаем на песке - предварительно леплю  формочки животных или предметов, а потом показываю  детям и читаю  стихотворение, например, из цикла А.Барто "Игрушки".

7. Рисование песком - хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

8.  Конструирование - используем метод "наплыва" (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму "Замок из песка").

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода.  Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например: "Заборчики". (Дети руками лепят  заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка).  При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

В результате использования песочной терапии в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ  я  наблюдала положительные изменения:

"        значительно повысился общий эмоциональный фон;

"        снизился уровень тревожности;

"        быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

"        повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, результативность моего педагогического опыта доказывает эффективность  использования метода песочной терапии для повышения уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Мой взгляд на профессию "педагог"...

Эссе "моя педагогическая философия"

Эссе писалось для конкурса "Воспитатель года". Эссе в стихотворной форме....

Эссе " Моя педагогическая философия"

Мой взгляд на профессию педагога - дошкольника....

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...