"Воспитываем культуру поведения дошкольников"
консультация (средняя группа) на тему

Конюшкина Лариса Николаевна

Консультация для родителей

Необходимость воспитания культуры поведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospityvaem_kulturu_povedeniya_doshkolnikov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Воспитываем культуру поведения дошкольников

Воспитатель:

Конюшкина Л.Н.,

первая квалификационная категория

«Посеешь привычку – пожнешь характер».

Культура поведения – это широкое многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе.

Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребенка и становятся со временем навыками и привычками поведения.

При воспитании ребенка следует помнить о некоторых особенностях дошкольного возраста:

• Неустойчивость навыков и привычек

• Неточность выполнения правил поведения

• Недостаточная осознанность своих поступков

• Подражательность

Воспитывать культуру поведения у детей следует по отношению к взрослым. Дети видят, что родители заботятся о них и должны стараться отвечать тем же, охотно выполнять их просьбы, слушаться их, проявлять предупредительность, стремиться порадовать своими поступками.

Должны уметь поддерживать эмоционально положительный тон общения с окружающими людьми, пользоваться словами вежливости, называть взрослого на «Вы» и по имени отчеству, вести себя так, чтобы не причинять беспокойство окружающим.  Не перебивать взрослого при разговоре,  пропускать вперед старших, уступать место в транспорте пожилым людям. Приветливо отвечать на вопросы, не уходить, если разговор не окончен, проявлять чуткость к душевному и физическому состоянию взрослых и выбирать соответствующую линию своего поведения.

В отношении к сверстникам необходимо воспитывать у ребенка уважение, отзывчивость, доброжелательность, взаимопомощь.

В 2-4 года ребенок должен знать, что нельзя мешать игре товарища, нельзя отнимать игрушки. Взрослые должны воспитывать в малыше приветливость, сочувствие, желание поделиться, порадовать товарищей по игре, учить договариваться детей перед совместной деятельностью.

С четырехлетнего возраста у ребенка появляется сознательность своего поведения и поступков. Появляется возможность формирования новых качеств: умение убедить товарища или согласиться с его мнением. Мы должны научить ребенка справедливо разрешать спор, быть предупредительным. Например, пододвинуть тарелку с хлебом, уступить девочке свой стул.

Также важно научить ребенка культуре поведения в общественных местах: во время экскурсий, зрительская культура в театре и кино, поведению в транспорте и библиотеке.

Правила бытовой культуры должны прививаться ребенку одни из первых: во время еды, опрятность, бережное отношение к вещам. Необходимо донести да ребенка, что каждая вещь является результатом труда, что ее нужно использовать по назначению, убирать на место. При обнаружении поломки, необходимо попытаться починить совместно с ребенком.

Положительное отношение к труду, тоже является составляющей воспитания культуры поведения детей. Дети до 3-х лет должны охотно выполнять трудовые поручения взрослого, проявлять интерес к труду взрослых, помогать им. Например, помочь вытереть пыль, собрать игрушки.

Дети 3-4 лет желают все делать сами, так надо дать им эту возможность. Пусть станут нашими помощниками, здесь важно не забывать хвалить ребенка и подчеркивать важность его помощи и поддержки. С 4-х лет ребенок начинает понимать необходимость труда, у него должна быть ответственность за порученное дело, самостоятельность, стремление к

качественному результату. Нужно обязательно поощрять инициативность ребенка в труде.

Бережное отношение ребенка к природе воспитывается с детства. Необходимо учить видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому. Дети 3-4 лет должны помогать ухаживать за растениями и животными, заботиться о них. Пятилетнему ребенку нужно выделить небольшой участок, пусть сам выращивает растения из собранных семян.

Для воспитания культуры поведения у детей необходимо самому быть хорошим примером для него. Дети подражают взрослым, переносят отношения в семье на отношения со сверстниками. Не стоит забывать про режим дня ребенка. Исследования показывают, что в семьях, где соблюдается режим дня дети более уравновешенные, не переутомляются, спокойнее реагируют на замечания родителей, легче переносят обиды сверстников. В семье должна царить атмосфера доброжелательности и спокойствия.

Но чтобы прививать культуру поведения малышу каждое правило поведения должно усваиваться постепенно. Сначала взрослые должны разъяснить его. Например, если ты толкнул другого ребенка и не извинился, он подумает, что ты специально его толкнул. Дети должны упражняться в выполнении правил поведения. В более старшем возрасте присутствуют напоминания, но все реже и реже, учитывая  как давно ребенок знаком с правилом поведения.

При воспитании культуры поведения у детей обязательно нужно контролировать выполнение ребенком правил поведения, сопровождая его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка, в

любом случае, должна быть тактичной. Например, «не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть девочку!»

Если же взрослые наблюдают систематические нарушения правил культуры поведения, то, прежде всего,  нужно выяснить причину. Например,

установленные правила не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, начало болезни, нарушение режима, переутомление, различные требования к выполнению правил у родителей и воспитателей, наличие чрезмерного количества запретов. Психологи рекомендуют вместо слов с частицами «не», например, «не кричи», использовать слова синонимы «говори тише».

Наказания иногда неизбежны, в случае, когда ребенок сознательно совершил проступок. Например, «я  не могу разрешить тебе играть с ребятами, так как ты грубо разговариваешь с ними. Поиграй один возле меня». Физические наказания категорически запрещены! Также недопустимы наказания оскорбляющие достоинство ребенка в виде прозвищ, в виде лишения еды, прогулки. Требования взрослых к поведению ребенка должны быть в виде указаний, совета, но не запрета.

Для воспитания культуры поведения детей можно использовать пример других малышей, показывать инсценировки ситуаций с игрушками, читать ребенку стихи, рассказы, сказки соответствующего содержания, чаще беседовать с ребенком. И главное помнить, Вы главный образец подражания для своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Культура поведения дошкольника.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура пов...

Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников

Часто проблемы и огрехи в воспитании ребёнка становятся заметны именно тогда, когда малыша выводят «в люди» - в детский сад, в школу или просто на детский праздник. Прежде всего, эти огрехи явно...

Тема " Воспитывать культуру поведения"

С первого школьного дня школа предъявляет всем  учащимся « Правила для учащихся», выполнять   которые должен каждый ученик.Поэтому родители, подготавливая детей  ...

"Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" средняя группа

Годовая задача в средней группе "Формирование навыков по культуре поведения дошкольников как совокупности полезных для общества устойчивых форм поведения в быту, в обществе, в деятельности" ...

Воспитываем культуру поведения на музыкальных занятиях.

стихотворные «инструкции» для детей о том, как вести себя в музыкальном зале....

«Осенняя сказка» Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприятиях. Действующие лица: Взрослые - Осень Мишка

laquo;Осенняя сказка»Сценарий утренника во 2 младшей группе Цель: Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей, воспитывать культуру поведения на массовых мероприя...