Развиваем речь детей
консультация (средняя группа) на тему

Мамедова Полина Аркадьевна
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ Мамедова Полина Аркадьевна, воспитатель ГБДОУ детский сад №52 Колпинского района Санкт-Петербурга Обрати своё сердце к книгам… «Какое богатство мудрости и добра рассыпано по книгам всех времен и народов!» Л.Н. Толстой Наш ребенок пережил рубеж трехлетнего возраста, уже полностью сформировался как личность. Средний возраст или «середина дошкольного детства» классифицируется современной педагогической наукой, как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Словарный запас достаточно разнообразен и объемен. Дошкольник легко вступает в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Четырехлетний ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, сочувствующего и негодующего, удивляющегося и радующегося, переживающего за героев литературных произведений. Именно в четырехлетнем возрасте происходят физиологические процессы, которые повышают эмоциональность и активность ребенка. У него появляется физиологическая потребность в знаниях всего, что его окружает. Ему интересны сверстники, мир животных и мир взрослых. Он интересуется явлениями природы. Как часто детей этого возраста мы называем «Почемучки». В возрасте 4-5 лет дошкольники с удовольствиемслушают русские народные и зарубежные сказки. Они уже могут сами определять добро и зло, оценивать поступки героев. Симпатизировать одним героям и осуждать неблаговидные поступки других героев. Дети средней группы проявляют большое тяготение к рифме. Они достаточно легко запоминают литературные сказки А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и С.В.Михалкова. Дошкольники охотно подбирают и рифмуют слова, хотя при этом часто не обращают внимания на смысловое значение. Любые попытки дошкольников рифмовать слова надо поощрять, так как это способствует развитию речевого слуха. В 4-5 летнем возрасте очень большая работа проводится по формированию у дошкольников развития фонематического слуха. Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов слово, звук и употреблять их, более осознанно вслушиваясь в слова. Находить слова, схожие по звучанию, выделять и называть в них определенные звуки.Речь дошкольников среднего возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Отсюда и главные задачи по развитию речи детей пятого года жизни: 1.Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Побуждать дошкольников пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению гласных и согласных звуков в словах и фразовой речи. Развивать фонематический слух: различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. 2.Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира. Побуждать пользоваться в речи наиболее употребительными прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами. 3. Кристаллизовать речь дошкольников, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество,тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. 4.Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать несложные вопросы. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану воспитателя. Речевые игры, способствуют развитию фонематического слуха детей:  «Угадай, что звучит»,  «Семья медведей»,  «Узнай по голосу»,  «Поймай звук»,  «Придумай слова на заданный звук»,  «Скажи наоборот»,  «Загадки-добавлялки»,  «Загадки-обманки». Чтение художественной литературы, заучивание стихов направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Ведь эти сформированные навыки- в дальнейшем залог грамотности и успешного обучения в школе. Список литературы: 1. И.С. Батова. Живое слово как основа развития речи дошкольника. М.: Учитель, 2017. 2. Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями. М.: Просвещение, 2000. 3. Ребенок в детском саду №3. 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_detey.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

Мамедова Полина Аркадьевна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад  №52 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Обрати своё сердце к книгам…

                                                                            «Какое богатство мудрости и добра

рассыпано по книгам всех времен и

                                 народов!»

Л.Н. Толстой

Наш ребенок пережил рубеж трехлетнего возраста, уже полностью сформировался как личность. Средний возраст или «середина дошкольного детства» классифицируется современной педагогической наукой, как самый оптимальный возраст для воспитания и обучения. Словарный запас достаточно разнообразен и объемен. Дошкольник легко вступает в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками. Четырехлетний ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, сочувствующего и негодующего, удивляющегося и радующегося, переживающего за героев литературных произведений. Именно в четырехлетнем возрасте происходят  физиологические процессы, которые повышают эмоциональность и активность ребенка. У него появляется физиологическая потребность в знаниях всего, что его окружает. Ему интересны сверстники, мир животных и мир взрослых. Он интересуется явлениями природы. Как часто детей этого возраста мы называем «Почемучки».

В возрасте 4-5 лет дошкольники с удовольствиемслушают русские народные и зарубежные сказки. Они уже могут сами определять добро и зло, оценивать поступки героев. Симпатизировать одним героям и осуждать неблаговидные поступки других героев.

Дети средней группы проявляют большое  тяготение к рифме. Они достаточно легко запоминают литературные сказки А.С.Пушкина, К.И.Чуковского и С.В.Михалкова. Дошкольники охотно подбирают и рифмуют слова, хотя при этом часто не обращают внимания на смысловое значение. Любые попытки дошкольников рифмовать слова надо поощрять, так как это способствует развитию речевого слуха.

В 4-5 летнем возрасте очень большая работа проводится по формированию у дошкольников развития фонематического слуха. Дети начинают достаточно правильно понимать значения терминов слово, звук и употреблять их, более осознанно вслушиваясь в слова. Находить слова, схожие по звучанию, выделять и называть в них определенные звуки.Речь дошкольников среднего возраста отличается подвижностью и неустойчивостью.

Отсюда и главные задачи по развитию речи детей пятого года жизни:

1.Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух. Побуждать дошкольников пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению гласных и согласных звуков в словах и фразовой речи. Развивать фонематический слух: различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

2.Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира. Побуждать пользоваться в речи наиболее употребительными прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

3. Кристаллизовать речь дошкольников, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении; обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество,тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

4.Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать несложные вопросы. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану воспитателя.

Речевые игры, способствуют развитию фонематического слуха детей:

  • «Угадай, что звучит»,
  • «Семья медведей»,
  • «Узнай по голосу»,
  • «Поймай звук»,
  • «Придумай слова на заданный звук»,
  • «Скажи наоборот»,
  • «Загадки-добавлялки»,
  •  «Загадки-обманки».

Чтение художественной литературы, заучивание стихов направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг. Ведь эти сформированные навыки- в дальнейшем залог грамотности и успешного обучения в школе.

Список литературы:

1. И.С. Батова. Живое слово как основа развития речи дошкольника. М.: Учитель, 2017.

2. Т. Б. Филичева, А.В. Соболева. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями. М.: Просвещение, 2000.

3.  Ребенок в детском саду №3. 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...