Консультация психолога для родителей детей, поступающих в детский сад.
консультация на тему

В консультации освещаются теоретические вопросы физиологических основ процесса адаптации, описаны факторы, влияющие на этот процесс, даются практические рекомендации по подготовке дошкольника к поступлению в ДОУ и облегчения процесса привыкания к детскому саду. Предназначается для использования психологами ДОУ в практической работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_adaptatsii_dlya_roditeley.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению»

Процесс поступления ребёнка в детское учреждение является сильной стрессовой ситуацией для организма.

«Стресс» в переводе означает «напряжение». Основатель учения о стрессе Ганс Селье определяет стресс как «приспособительная реакция организма, вызванная действием неблагоприятных условий».

Он доказал, что стресс – положительный фактор для организма, т.к. является движущей силой развития организма и его возможностей (так называемый «развивающий стресс»). В качестве примеров развивающего стресса можно привести процесс закаливания, физических тренировок, эмоциональных переживаний в ситуации изменения постоянства среды (в частности – приход ребёнка в детский сад), борьбы организма с инфекционными заболеваниями.

Результатом всех вышеперечисленных стрессовых ситуаций будет более выносливый и защищённый организм, устойчивый к внешним влияниям.

Г. Селье выделил фазы стресса:

  1. Реакция тревоги. На этой фазе происходит выделение адреналина, что повышает уровень затрат энергии, а значит и уровень защиты организма.
  2. Фаза сопротивления. На этой фазе затраты энергии на защиту организма используются из внутренних ресурсов организма. При этом, если стресс продолжается, а внутренние силы заканчиваются, то наступает следующая фаза стресса.
  3. Фаза истощения. Происходит снижение сил организма, ведущее к ослаблению, заболеванию организма и даже смерти. Эту фазу он назвал ДИСТРЕСС. Именно на стадии дистресса у человека возникают необратимые явления – психосоматические заболевания.

Таким образом, мы видим, что опасен не стресс, а дистресс, ведущий к опасным явлениям истощения.

Адаптация – приспособление организма к изменяющимся условиям. Выделяют адаптацию биологическую и социальную.

Впервые с социальной адаптацией ребёнок сталкивается именно в период поступления в детский сад.

Возможной реакцией на социальную адаптацию со стороны организма ребёнка будет:

  • Нарушение сна,
  • Нарушение аппетита,
  • Ломка привычек и навыков,
  • Повышение уровня адреналина и норадреналина,
  • Увеличение биоэлектрической реакции кожи,
  • Изменение температуры кожи,
  • Ослабление иммунных сил организма, заболевания
  • Бледность кожи,
  • Жажда,
  • Частое мочеиспускание,
  • Похолодание конечностей,
  • Увеличение лимфоузлов,
  • Плач,
  • «Круги» под глазами,
  • Красная перемещающаяся сыпь,

Всё это говорит о тяжести процесса вхождения ребёнка в коллектив и его первой социальной адаптации.

Какие же факторы развития ребёнка являются наиболее показательными для  прогнозирования процесса адаптации?

  • Возраст ребёнка

До 7-8 мес. первичные эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками. Отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, не испытывающих в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания. Зато ребёнок легко адаптируется к детскому саду и в дальнейшем он будет коллективистки настроен. Это благоприятный период для адаптации ребёнка к детскому саду.

До 2-3-х лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, которых ему заменяют мать и близкие люди. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные и впечатлительные дети не могут адаптироваться к яслям (аффект на разлуку с мамой).

  • Пол ребёнка

Замечено, что в дошкольном возрасте легче адаптируются девочки, нежели мальчики.

  • Состояние здоровья (инвалидность, хронические заболевания, врождённые пороки развития, родовые травмы, задержки психического развития, неврозы…)

Сложнее адаптируются ослабленные дети, имеющие хронические заболевания или инвалидность.

Соматически ослабленные дети – одна из распространённых «групп риска» в ДОУ. Среди причин ослабленного здоровья – вредности, действующие в период внутриутробного развития и в родах, частые психотравмирующие ситуации, гиповитаминозы. Помимо повышенной утомляемости и истощаемости, пониженного настроения, чувствительности к раздражителям, проблем внимания, нарушений вегетативных функций, сниженного аппетита, беспокойного сна и метеочувствительности, у таких детей отмечаются трудности адаптации – нарушения функций приспособления, возникающие в ответ на изменение привычного уклада жизни (переезд на другое место жительства, поступление или переход в другой детский сад, развод родителей, утрата родных и близких).

Дети с диагнозом «энцефалопатия» (ПЭП), перенесшие родовую травму, более чувствительны к стрессовым воздействиям и гораздо тяжелее переносят адаптацию к ДОУ.

Такие дети нуждаются в назначении на период адаптации лекарственной терапии для нормализации корковой возбудимости.

Не встречают затруднений в адаптации дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети у которых отсутствует эмоциональный контакт, привязанность к маме и глубина переживаний.

  • Состав семьи

Чем меньше численный состав семьи, тем сложнее ребёнку принять незнакомых взрослых в ДОУ.  

  • Уровень общительности семьи и ребёнка (опыт общения с незнакомыми взрослыми и детьми)

Чем более узок круг общения семьи с внешним миром (интровертированный /обращённый внутрь/ характер личностного реагирования), тем ниже опыт общения ребёнка с незнакомыми детьми и взрослыми, а, следовательно, труднее будет проходить адаптация к новому коллективу.

  • Стиль воспитания в семье

Адаптация зависит от взаимоотношений в семье. Хуже всего адаптируются мальчики невротически зависимые от матери. У этих матерей большое количество жалоб, хроническое чувство усталости и недомогания. Хуже адаптируются девочки, у которых матери проявляют нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную настойчивость в осуществлении своих желаний, подозрительность и настороженность в контактах, склонность к категоричности. Одновременно, эти матери не уверены в себе и тревожно мнительны по характеру (т.е. имеют противоречивый облик личности).

Тяжелее проходит адаптация, если часты конфликты в семье.

  • Темперамент и характер

Влияние на адаптацию ребёнка оказывает его темперамент. Хуже всех себя чувствуют дети с флегматическим и меланхолическим типом темперамента, т.к. они не всегда сразу успевают за темпом жизни детского сада. Дети флегматики в ответ на стресс ещё больше затормаживаются, это особенно проявляется в яслях. Дети холерики перевозбуждаются, это проявляется после 3-х лет.

  • Эмоциональность ребёнка, ведущее полушарие головного мозга / леворукость /

Повышенная эмоциональность «левшей» затрудняет привыкание ребёнка к новизне, окружающей ребёнка в период поступления в ДОУ.

  • Предыдущий опыт посещения детского учреждения

При наличии негативного опыта предыдущего посещения детского сада у ребёнка присутствует страх повторения прежних негативных переживаний в сочетании с необходимостью разлуки с родными.

  • Навыки самообслуживания

Легче адаптируются дети, у которых сформированы основные навыки самообслуживания (умение самостоятельно есть, пить, умываться, одеваться, посещать туалет).

Подготовка дошкольника к поступлению в детский сад в семье

  1. Если у ребёнка были проблемы со здоровьем - проконсультируйтесь со специалистами (психолог, невропатолог, воспитатель, врач).
  2. Очень важен собственный настрой родителей на детский сад: «Детский сад – это лучшее место, где моему ребёнку будет уютно и комфортно». Ни в коем случае никогда не устрашайте ребёнка: «Будешь себя плохо вести, отведу в детский сад».
  3. Избегайте демонстрации собственной тревоги и волнения при приходе в детский сад – ребёнок тонко чувствует ваше настроение и невольно пристраивается к вашему состоянию. Будьте спокойны и уверенны, что всё будет хорошо.
  4. Наилучшее время для поступления в детский сад – летний отпуск родителей. Летом меньше риск инфекционных заболеваний, а отпуск поможет легко решить проблему почасового пребывания и постепенного увеличения времени нахождения в группе.
  5. Откажитесь от прихода в детский сад, если ребёнок болеет, хандрит или ослаблен – стрессовая ситуация поступления в детский сад усилит течение болезни, даже скрытой.
  6. Витаминизация (в разном виде - фрукты, овощи, витамины) в этот период.
  7. Сформируйте у ребёнка элементарные навыки самообслуживания: научите его самостоятельно есть, пить, одеваться и раздеваться, посещать туалет, умываться и мыть руки. Такие простые действия в первые дни позволят ребёнку легко и быстро справиться с режимными моментами, а значит,  придадут ему уверенности в своих силах.
  8. Постарайтесь приблизить распорядок дня дома к режиму дня в группе детского сада – это сформирует устойчивый динамический стереотип чередования разных видов деятельности, а значит сэкономит нервные силы ребёнка на период адаптации.
  9. Поощряйте общение ребёнка с незнакомыми детьми на детских площадках и в парках, объясняйте ребёнку возможные реакции детей на его возможные действия.
  10. Старайтесь заранее закаливать ребёнка – почаще бывайте с ним на свежем воздухе в любое время года, проводите гимнастику, учите ребёнка выполнять несложные физические упражнения, развивайте навыки ходьбы, бега, метания, лазания. Важное средство закаливания – воздушные ванны и водные процедуры, проводимые с учётом правил. Обратите внимание на правильный подбор одежды ребёнка по сезону.

Приход в детский сад:

Начинать следует с простого знакомства с группой, с воспитателем и детьми. Пройдите по территории детского сада, по зданию, зайдите в группу и познакомьтесь с воспитателем. Покажите ребёнку место, где он будет спать, есть, играть, раздеваться. В вечернее время можете прогуляться с малышом на площадке своей группы. Обязательно предупредите воспитателей и медсестру о каких-либо противопоказаниях для вашего ребенка или его особенностях (например, об аллергических реакциях или неприятии какой-то пищи). Расскажите о своем ребенке то, что считаете нужным знать воспитателям: что ему нравиться, а что нет, в какой помощи он нуждается, какой он по характеру, это поможет педагогам найти индивидуальный подход к вашему ребенку. (заполните анкету, которую предложат Вам воспитатели)

  1. В следующий раз лучше прийти на совместную прогулку с группой и оставить ребёнка на час, договорившись, что скоро придёте.
  2. Далее постепенно увеличивайте время нахождения в детском саду на час или на два.
  3. В конце первой недели оставьте ребёнка на дневной сон, и обязательно узнайте у воспитателя, как прошёл день (аппетит, настроение, сон, общение, игры).
  4. Возьмите из дома в детский сад игрушку или любимую вещь ребёнка.
  5. Лучше, если утром малыша приведёт тот член семьи, с которым он легче расстаётся.
  6. Утром не убегайте сразу, но и не растягивайте время расставания.
  7. Не торопитесь облегчать одежду ребёнка, т.к. в первые дни у него изменяется терморегуляция, меняется температура и реактивность кожи, отмечается повышенная чувствительность к холоду – часто бывают холодными ручки, ножки. Следовательно, он зябнет, а значит, резкий переход к облегчённой одежде может вызвать острое респираторное заболевание.
  8. При приходе за ребёнком не торопите его, присядьте, поговорите с ребёнком, узнайте, как прошёл его день, и общайтесь «глаза в глаза». Интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду, ежедневно спрашивайте, как прошел его день; поощряйте его интерес к сверстникам, называйте их по именам: «Вот сейчас придем в детский садик и ты побежишь играть с Сережей и Димой. Интересно, пришла ли сегодня Маша? и т.п.». Рассказывайте другим членам семьи о детском садике, обязательно в присутствии ребенка и обязательно оптимистичным тоном.
  9. Дома побольше прикасайтесь к ребёнку – погладьте и обнимите его, избегайте в этот период сильных эмоциональных потрясений (посещение цирка, театра, домашних скандалов…).
  10. Не удивляйтесь, если ребёнок к вечеру будет вялым или агрессивным – так может проявиться напряжение и усталость, накопленная за день пребывания в детском саду.

Адаптационный период считается законченным, если:

  1. Ребенок приходит в детский сад с хорошим настроением, спокойно прощается с родителями, заходит в группу.
  2. Не стоит у окна и не ждет, когда за ним придут
  3. Не вспоминает в течение дня о маме в контексте: «А когда она за мной придет?», «Я хочу к ней».
  4. Приминает участие и проявляет заинтересованность в какой-либо деятельности.
  5. Не плачет.
  6. Ест с аппетитом.
  7. Засыпает и спит спокойно.

Желаем успешной и быстрой адаптации Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей детей, поступающих в детский сад

Анкета для родителей детей, поступающих в детский сад, ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания ребёнка – для создания благоприятных условий его развития....

Анкеты для родителей детей, поступающих в детский сад

Уважаемые родители!Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе....

Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад! На пороге детского сада!

Материал поможет родителям будущих воспитанников ДОУ  подготовить своего малыша и ,прежде всего, себя к поступлению в детский сад...

Консультация для родителей "На пороге детского сада! Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!"

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЯМ  На пороге детского сада!Памятка для родителей детей, поступающих в детский сад!...

Анкета, для родителей детей, поступающих в детский сад

Анкета – это быстрый и удобный способ получить понятные ответы на важные однотипные вопросы....

Консультация психолога для родителей детей с ОВЗ.

Пальчиковые игры влияют на развитие речи, развитие координации речи с движениями; стимулируют развитие памяти, концентрацию внимания, впоследствии способствуют формированию навыков рисования и письма....

Анкета для родителей детей, поступающих в детский сад.

Сотрудники детского сада учитывают мнение родителей в своей работе. Анкета распространяется воспитателем среди родителей воспитанников, посещающих дан...