Консультация для родителей на тему «Адаптация для малышей»
консультация по теме

Балахонова Евгения Вячеславовна

Консультация для родителей на тему «Адаптация для малышей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация16.94 КБ

Предварительный просмотр:

 
«Адаптация малыша ясельного возраста к условиям дошкольного учреждения»

Адаптационный период в условиях дошкольного учреждения – процесс довольно болезненного привыкания детского организма к новой обстановке, к новым условиям. В период адаптации малыш находится в постоянном сильном психическом напряжении, а проще, в стрессе. Во-первых, это отрыв от матери, разлука с матерью, которая как бы предала его, променяла на работу. Так понимает маленький ребенок создавшуюся ситуацию. Ребенок еще сильно привязан к матери, но если он контактен, то его, все же, можно попробовать отвлечь, переключить его внимание, заинтересовать. Однако каким бы опытным и замечательным профессионалом не был воспитатель, какими бы яркими и заманчивыми не были игрушки в ясельной группе, они не могут заменить малышу дом и маму.

При поступлении ребенка в детский сад происходит изменение окружающей среды, режима дня, питания, психологической атмосферы. В первую очередь курс адаптации должны пройти сами родители. Потребуется определенное время, пока семья сможет приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Вот тут-то, самым главным условием успеха будет положительный настрой самих родственников на детский сад. И, прежде всего, им необходимо будет наладить доброжелательные отношения с воспитателями, доверять им. Тогда и их ребенку будет легче адаптироваться к новой обстановке.

Ребенку в возрасте 2-х – 3-х лет легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Специалисты отмечают четыре степени адаптации: легкая, средняя, тяжелая и очень тяжелая. Длительность легкой адаптации составляет от 15 до 20 дней и сопряжена с незначительными отклонениями в поведении ребенка, редкими случаями заболеваний без осложнений. Средняя степень адаптации длится от 16 до 35 дней. При этом отклонения в поведении малыша преобразуются в выраженный характер заболевания. Тяжелая степень адаптации может затянуться на срок от 35 дней до 3-х месяцев, и чревата частыми заболеваниями ОРВИ с осложнениями и нервным срывом. Ребенок полностью теряет полученные ранее навыки. Может наступить, как физическое, так и психическое истощение организма. Очень тяжелая степень адаптации может продлиться до полугода, а в некоторых случаях ребенок так и не сможет привыкнуть к условиям детского сада. Таких детей специалисты не рекомендуют отдавать в детское учреждение, а если уж и отдать, то, по возможности, немного позже, когда ребенку исполниться четыре года.

Успешная адаптация – залог физического и психического благополучия ребенка. Воспитатели рекомендуют родителям:

- в первые дни посещения ребенком детского сада целесообразно приводить его как на прогулку, знакомить с обстановкой на территории учреждения, при этом советовать ребенку брать с собой любимую игрушку. Это может быть зайка, котик, собачка, медвежонок;

- вернувшись с прогулки поиграть дома с ребенком в детский сад: покормить игрушечного животного, погулять с ним, уложить спать и так далее;

- дома поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу;

- прививайте ребенку навыки самообслуживания;

- если ребенок никак не отходит от матери, плачет, капризничает, то, желательно, чтобы первые несколько недель его приводил кто-нибудь из родственников (отец, бабушка, дедушка);

- забирая ребенка из детского сада, не торопитесь идти домой, а погуляйте с ним по территории, пусть он поделится с вами своими впечатлениями и о том, как прошел день;

- в выходные дни старайтесь придерживаться режима как в яслях;

- если ребенок не болен, водите его в детский сад каждый день, а не случай, от случая;

- будьте терпеливы и настойчивы. Давайте своему ребенку больше тепла, любви и ласки. Тогда все будет хорошо!

Однако это все теория. На практике адаптационный период связан с глубокими психологическими проблемами, как у ребенка, так и у родителей. Родители обычно волнуются: «Как мой ребенок будет ладить с другими детьми?», «Какие отношения у него сложатся с воспитателями?», «Не начнет ли он болеть чаще?». Поэтому на воспитателей ложится огромная ответственность за организацию благоприятных условий, чтобы адаптационный период прошел как можно безболезненнее; применить весь проверенный комплекс мер по повышению адаптационных возможностей доверенных им детей. А главное условие, это – чтобы они искренне любили свою профессию и детей.

Педагогическая работа должна быть ориентирована на индивидуально-личностный подход, как к родителям, так и к их детям. Необходимо установить тесное сотрудничество с родителями детей, так как родители являются проводником между воспитателем и ребенком. В первую очередь воспитатель обязан провести опросы, анкетирование родителей, чтобы определить степень готовности ребенка к посещению детского учреждения. Однако надо понимать, что полностью доверять словам родителей бывает опрометчиво. Воспитателю необходимо самому вести внимательное наблюдение за каждым ребенком и отмечать изменения в его состоянии, чтобы своевременно оказать ему помощь. В некоторых случаях воспитателю придется применять такие психологические приемы, как:

- телесную терапию, когда ребенку необходимо почувствовать тепло, ласку, доброе отношение;

- релаксацию, помогающую успокоить нервную систему ребенка, а, заодно и укрепить мышцы;

- чтение сказок, колыбельные песни, чтобы помочь ребенку успокоиться, довериться воспитателю, пока его мама далеко;

- подобрать к каждому детскому сердечку «ключики» и завоевать расположение ребенка;

- главный метод – игры и забавы для детей.

Не стоит забывать, что у детей раннего возраста нервная система еще не сформирована. Роль семьи в формировании психики ребенка особенно сильна, так как семья является единственной социальной средой для ребенка до начала посещения дошкольной организации. Поэтому в общении с родителями нужно придерживаться следующих правил:

- родители и близкие родственники ребенка могут прийти в группу дошкольного учреждения в любое время и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

- забирать ребенка родители могут в удобное для них время;

- воспитатель должен выполнять адекватные просьбы родителей относительно питания, сна и одежды ребенка;

- все медицинские и закаливающие процедуры проводить только с согласия родителей;

- персоналу, желательно, придерживаться единых, приемлемых правил в жизни ясельной группы.

И главное правило: взрослые не должны упрощать свою жизнь в ущерб детям. А в педагогическом коллективе должен быть единый, согласованный настрой в работе, воспитатели должны поддерживать и продолжать начинания друг друга (в хорошем смысле). В случаях, если у ребенка адаптационный период по каким-то причинам затягивается, воспитатель должен постоянно наблюдать и поддерживать ребенка, так как другие дети склонны дразнить и обижать слабых и зависимых.

Если этот «урок выживания» (период адаптации) ребенком пройден успешно, то в дальнейшем малыш будет быстро адаптироваться в любой новой обстановке на протяжении всей своей жизни. Уверенный в себе ребенок без труда справится с любыми неудачами, хоть в детском саду, хоть в быту, а ребенок с заниженной самооценкой будет постоянно терзаться сомнениями. Для него достаточно одной неудачи, чтобы потерять уверенность.

Бывает, что ребенок идет в группу спокойно, не плачет. Но это не означает, что он совсем не переживает. Просто он держит переживания в себе и не показывает свои чувства и страхи другим людям. И только когда ребенок будет уходить от родителей в группу, с удовольствием кушать, играть и спать, можно считать, что адаптация для него закончилась благополучно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Как научить малышей петь и танцевать"

В данном материале содержатся рекомендации для родителей младших групп по обучению детей песням, танцам. Консультацию можно представить на родительском собрании и  показать музыкальное занятие "В...

Консультация для родителей на тему: "Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию"

Режим дня – это жёсткий распорядок жизни в течении суток. Он упорядочивает режим жизни, организует поведение, переход от одного вида деятельности к другому, что создаёт благоприятные условия для физич...

Консультация для родителей на тему: «Аппликация для малышей. Волшебная бумага».

         Аппликация из бумаги для детей может стать очень интересным и развивающим занятием. А вы занимаетесь с ребенком аппликациями? Скорее всего, если и занимаетесь,...

Консультация для родителей на тему "Страхи у малышей"

Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Детские страхи свойственны определенному возрасту, уровню психического развития. Для здорового, нормально развивающегося малыша испуг и страх –...

Консультация для родителей на тему: «Путешествие с малышом».

Летнее путешествие должно не только доставлять радость малышу, но и способствовать сохранению и укреплению его здоровья. Длительная поездка и для взрослого может стать серьезным испытанием, не говоря ...

Консультация для родителей на тему: «Адаптация к детскому саду. Как вести себя родителям».

Консультация для родителей на тему: «Адаптация к детскому саду. Как вести себя родителям»....