Родительское собрание в средней группе «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»
методическая разработка (средняя группа) по теме

Бургсдорф Екатерина Владимировна

Конспект разработан с условиями регионального компонента (Бурятия - озеро Байкал). Вашему вниманию предоставляются: вопросы для интерактивной системы голосования "Вотум" «Компетентность родителей в сфере экологии родного края", "Педагогические ситуации", "Опыты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_ekologiya_e.v._bursdorf_pechat.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 226 ОАО «РЖД»

Круглый стол для родителей

На тему: «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»

Воспитатель:

Бургсдорф Е. В

март 2016 г.

Родительское собрание в средней группе детского сада.
Тема: «Воспитание экологической культуры детей среднего возраста, через знание флоры и фауны родного края»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  

Задачи:

  • Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

  • Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации.
  • Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.
  • Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.

Материал:

1.Две одинаковые банки с водой.

2.Два яйца.

3.Поваренная соль, ложка.

 

1 часть – выступление воспитателя в сопровождении грамзаписи: «Звуки природы».

Воспитатель

 «Что значишь ты, без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

О человек, венец природы,

Что без природы твой конец?»

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное - вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитывать у детей чувство любви к этому миру.

Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде. Сейчас представлю  Вашему вниманию презентацию "Экологическое воспитание детей в детском саду".

защита презентации

  1 слайд

Природа хрупка и ранима.   В последнее время всё чаще                 загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют             плодородие почвы, обедняется флора и фауна, выпадают кислотные дожди – тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического  воспитания в настоящий момент                  актуальна как никогда.

2 слайд

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.

3 слайд

Экологическое воспитание  в дошкольном возрасте только         начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней.

4 слайд

Данная тема нам интересна и для педагогов очень важна. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель нашей экологической работы.

5 слайд

    В ДОУ созданы необходимые условия для ознакомления дошкольников с природой: уголки природы, на территории детского сада -  красивые  цветники, различные виды деревьев, кустарников.

     В уголке природы групп имеется природный и бросовый материал для изготовления поделок, развивающие и дидактические игры, муляжи овощей и фруктов, наборы диких и домашних животных, большое количество разнообразного наглядного материала.

    Ежегодно в ДОУ проводится конкурс на тему: «Огород на подоконнике», где дети наблюдают за ростом растений, ухаживают за ними. Ведутся дневники наблюдений, и фиксируется изменения, происходящие с объектами живой природы.

  6 слайд

  Воспитатель

- Сегодня мы Вас познакомим с работой, которую мы проводим с детьми в условиях детского сада

  Экологическое воспитание в ДОУ осуществляется в форме проведения занятий, наблюдения за объектами живой и неживой природой, целевые прогулки, чтение художественных произведений, развивающих игр, а так же трудовой и продуктивной деятельности.

7 слайд

 Наблюдая за природными явлениями, устанавливаем причинно-следственные связи между ними, знакомим с дикими животными и их повадками, особенностями жизни диких животных. Где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке, формируем представления о зимующих и перелетных птицах, расширяем знания о растениях (деревья, кустарники, травянистые растения, растения луга, сада, леса).

8 слайд

Уважаемые родители,  вы знаете, что дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.                  

9слайд

Для успешного усвоения материала в своей работе мы используем такие формы работы, как интегрированные занятия, опытническую деятельность и экологические праздники.

    На занятиях мы расширяем и конкретизируем представления об условиях жизни растений и животных, об особенностях местности, где проживаем мы с вами, закрепляем представления об овощах и фруктах, растениях ближайшего окружения, о лесных ягодах и грибах. Учим детей правильно взаимодействовать с природой и формируем у них представления о том, что человек часть природы

  10 слайд

  С большим интересом ребята участвуют в различных  экологических проектах. Сами подбирают материал, совместно с воспитателями  и родителями создают газеты, альбомы и рисунки. Наши дети принимали активное участие в проекте и их работы были отправлены  на конкурс……….

11 слайд

 Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи. Необходимо  воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.  Для решения этих задач мы используем различные экологические игры « Времена года», Экологическое лото», «Назови детенышей», «Кого не стало» и многие другие.  Очень нравится детям рассматривать иллюстрации, альбомы с изображением птиц, животных, родной природы.

  - А сейчас  представляем вашему вниманию –интервью «Дети о природе"

(просмотр видео-интервью)

Воспитатель

- Весна это удивительное время, хочется гулять,   наблюдать  за изменениями в природе  Весна- время увлекательных походов. И сегодня мы с вами будем говорить о том , как прекрасна и удивительна наша природа, о том, что она нуждается в нашей защите, о том, как научить наших детей беречь и заботится о ней. Но сначала хотим Вас познакомить с интерактивной системой голосования "Вотум".

Проводится викторина: «Компетентность родителей в сфере экологии родного края"

Вопросы:

  1. Какой хребет отсутствует среди хребтов озера Байкал?  (Приморский, Икатский, Сохондинский)

  1. Какая рыба считается самой промысловой рыбой озера Байкал?  (Хариус, омуль, голомянка, налим)

  1. Что помогает дышать лягушкам, когда они находятся в воде? (Жабры, кожа, легкие)

  1. Как называются зайчата, которые родились  ранней осенью? (Осенники, листопадники, желторотики)

  1. Чем предпочитает питаться нерпа?                                        (Омулем, сорогой, голомянкой, хариусом)

  1. Сколько рек и ручейков впадает в озеро Байкал?                          (1, 200, 336)

  1. Какая ягода созревает осенью и хорошо сохраняется под снегом, являясь источником питания для многих птиц и зверей? (Черника, брусника, голубика)

  1. Бывают ли на Байкале землетрясения?                                  (Бывают, не бывают, Бывают часто)

  1. Почему божью коровку не едят птицы?                              (Ядовитая, Выделяет жидкость с неприятным запахом, не вкусная)

  1. Какое растение называли в народе «Порезник», «Ранник»? (Шиповник, подорожник, чистотел)

  

Воспитатель

- Бернард Шоу говорил: «У меня яблоко, у вас яблоко, обменяемся ими, у каждого останется все равно по одному яблоку. У меня мысль, у тебя мысль, обменяемся ими, будет две мысли».

- А сейчас я вам предлагаю обсудить некоторые педагогические ситуации:

Под музыкальное сопровождение «Журавленок», родителям раздаются «листочки» с короткими вопросами по теме собрания. Дается время для ответа (1-3 минуты).

Вопросы:

«Ребенок ломает ветку дерева. Ваши действия?»;

«Ползет жук, ребенок хочет его раздавить. Что вы ему скажете?»;

«Ребенок бросил мусор на улице. Ваши действия?»;

«Ребенок увидел много красивых цветов и бежит их сорвать. Как его остановить, что бы он этого не сделал

«Ребенок видит паука и говорит: «он злой и вредный. Надо его раздавить». Как объяснить ребенку, что этого делать нельзя» и другие.

 

Воспитатель

- Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства. В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Нужно только не лениться, Нужно только научиться. Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! Для Вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях.

-Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива, отваром моют голову, а также она останавливает кровь).

— Путник часто ранит ноги — вот и лекарь у дороги. (Подорожник, лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях).

— Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка, используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).

— Капля сочного нектара и душиста, и сладка. От простуды излечиться вам поможет… (Медуница)

— Где-то в чаще дремучей есть волшебная аптека. Там красные таблетки развешаны на ветке. (Шиповник, укрепляет иммунитет).

Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля).

Лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

Воспитатель

- А теперь, я приглашаю Вас в «научную лабораторию», где мы с вами проведем опыты. В своей работе мы уделяем всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как? ” и “почему? ”

Предлагаю Вам провести опыты вместе со мной.  И так, первый опыт:                          

«Лимон надувает воздушный шар».

Для проведения опыта вам понадобятся: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, воздушный шарик, изолента, стакан и бутылка, воронка.

1. Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку.

3. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

Посмотрите, что происходит! Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Опыт с яйцом и водой.

Опустить яйцо в банку с водой. Оно утонет. В другую банку насыпать соль (примерно 8 столовых ложек на пол-литра). Размешать. Опустить второе яйцо. Оно будет плавать. Плотность жидкости во второй банке значительно выше, а значит, увеличивается и сила Архимеда, которая действует на опущенное в соленую воду яйцо. Попробуйте добавлять соль в банку постепенно. Можно добиться ситуации, когда яйцо не будет лежать на дне банки, но еще и не всплывет на поверхность.

У вас на столах стоят стаканы с водой и предметами, предлагаю Вам достать предмет не касаясь воды пальцами. На столах подносы с камешками.

Опыт «Как вытолкнуть воду? »

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед вами задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя, разные предметы-помощники (например, сачок). (Если родители затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.)

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.  

Воспитатель:

 Вот такие интересные эксперименты Вы можете проводить с детьми дома.

 Воспитатель:

 Дорогие и уважаемые, родители! Было очень приятно встретиться с вами. Мы рады, что вы приняли участие в наших играх и опытах, обсудили ситуации, которые так важны. Наша задача: обогащать и расширять  знания детей. Давайте, будем вместе стремиться к тому, чтобы дети ещё больше любили родную природу, проявляли больший интерес к ней, оберегали её.

Воспитател:

-  Сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.

Решение родительского собрания:

Прививать интерес и любовь к природе; формировать умение замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой; учить бережному, заботливому отношению к окружающему миру природы.

Совместная семейная деятельность сближает детей и родителей, способствует установлению тесных контактов между ними

Спасибо за участие и понимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умею...

Презентация по самообразованию: " Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

Цель исследования: влияние игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников....

«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечес...

Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее....

Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

laquo;Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлински...