Роль фольклора в воспитании детей
консультация (старшая группа) на тему

Зайцева Вера Юрьевна

Фольклор способствует активному общению родителей с ребенком. Недаром он, созданный в незапамятные времена, живет до сих пор. Родители призваны осознать художественную и педагогическую ценность детского фольклора и активно пользоваться им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_folklora_v_vospitanii_detey.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль фольклора в воспитании детей

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствуют формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В свою же очередь, дети воспринимают фольклор, как игру, а не обучение, благодаря чему возникает интерес к нему.

С одним из первых жанров фольклора, с которым встречается ребенок это колыбельная. Колыбельные песни в народе называют байками. Это слово произошло от глагола баять, баить -"говорить". Они имеют отношение к заговорной поэзии. "Дрёмушка-дрёма, отойди от меня!"-говорили крестьяне. Мать, наоборот, звала дрёму к малышу:

Сон да дрёма,

Приди к Ване в голову,

Сон да дрёма,

Накатись на глаза.

Назначение колыбельной песни - убаюкать ребенка, создать комфортную обстановку для спокойного долгого сна. Но не только в этом: колыбельная песня передает младенцу материнское отношение к нему. Она звучит нежно, ласково, успокаивающе. Для младенца, только что появившегося на свет, огромное значение имеет звук голоса матери, ее ласковые прикосновения. Давно уже доказано: чем раньше начинаешь говорить с малышом, чем чаще это делаешь, тем быстрее и правильнее начинает говорить он сам.

Потешки сопровождали игры ребёнка с пальцами, ручками (развитие мелкой маторики). ("Ладушки", "Сорока"). В этих играх уже есть педагогическое наставление, "урок". В "Сороке " щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:

Зачем дров не колол,

Воды не носил?

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный маленец (маленький),

Ты коротенец (короткий),

По воду ходи,

Ребят мой,

Телят корми...

Сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Ребенок дошкольного возраста, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствует ему и переживает то, что описано в сказке. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, фантазию. Вымысел, всегда присутствующий в сказке, предоставляет ребенку широкие возможности для реализации своей богатой фантазии.

Игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, самостоятельности, терпимости, лидерству и уступчивости. Также, способствуют развитию физических качеств, таких как быстроты и ловкости движений, прыгучести, выносливости, глазомера, ориентировки в пространстве.  Упражняясь в играх, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами.

В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. Небольшие стишки, именуемые считалочками, передаются дошкольниками из уст в уста, нередко они дополняются новым смыслом и даже полностью переделываются. Единственное, что остается без изменений – эти неизменные атрибуты детских игр развивают память, чувство ритма, учат малышей смотреть на жизнь с юмором и искать компромиссы в проблемных ситуациях. Неоспорим и тот факт, что считалки помогают в освоении речи. Немаловажной особенностью считалочек является сосредоточенность внимания не на словах, которые произносятся, а на результат, к которому они приводят в процессе счета, а это есть не что иное, как закладывание арифметических азов. эти коротенькие, веселые стишки, произносимые малышней во время игры, знакомят детей с правилами счета и учат использовать их для распределения ролей и практичного применения в жизни.

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной. Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

 

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки– Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.

Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Матушка-репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

 Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Фольклор способствует активному общению родителей с ребенком. Недаром он, созданный в незапамятные времена, живет до сих пор.  Родители призваны осознать художественную и педагогическую ценность детского фольклора и активно пользоваться им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста.

Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий , на которых ставятся обучающие задачи....

Проект: «Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста»»

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки)представляют собой прекрасный речевой материал, который можноиспользовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в со...

Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. ...

Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста детей

Косультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей раннего возраста"...

Консультация для родителей "Роль фольклора в воспитании детей"

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», родителям необходимо всерьез задуматься о том, какими...