Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста
статья на тему

Бугрова Ольга Вячеславовна

Первые годы жизни ребенка являются важнейшим этапом в его формировании. Уникальность этого периода состоит в стремительности развития ребенка, что требует пристального внимания и родителей, и педагогов. Чтобы ребенок развивался гармонично, важно последовательно формировать умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста. Дети по своей природе  активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам»,- говорит он каждый раз , когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

      Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослые сделают все быстрее и лучше.

    Но оказывают ли взрослые действительно помощь детям, приносят ли им пользу?  Разумеется, такие действия взрослых приносят большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы,  приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не  облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, что бы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться. Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослого. Прежде всего, следует создать в семье необходимые условия:  приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета.

     Создание условий еще недостаточно для формирования  навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также  правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая тем или иным действиям, наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился, правильно есть ложкой. Очень важно последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются, чем действия с одевание; ребенку легче сначала научится мыть руки, а потом лицо. Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

   В труде по самообслуживанию ребенка  учат доводить начатое до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности. Но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее. В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре.  В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности  в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки ) можно понаблюдать за тем, как ребенок умывается, одевается.

     Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Положительная оценка порождает у детей интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труду по самообслуживанию? Похвалы заслуживают  старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

     Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать: «Молодец» или « Неправильно», следует конкретно указать, что сделано хорошо, а что не совсем удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

  В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычку аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

     При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности.  Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать ребенка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.  

   Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с самого раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнить различные действия самостояте...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребенка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ре...

"Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста". Статья для родителей

Третий год жизни- период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в её формировании, приводит к появлению у детей капризов, упрямству или лени. Самостоятельность формируется в процессе при...

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни. Она воспитывается с раннего детства....

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста

Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни....

Консультация "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"

Консультация для родителей  детей младшего возраста "Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста"...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста

Родительское собрание«Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста»ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №4 «ОДУВАНЧИК» КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ...