РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация на тему

Балахонова Наталья Анатольевна

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

Отношение к рукам  у  человечества всегда было особым, даже  отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились…….

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связана с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно была велика роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись.

Отношение к рукам  у  человечества всегда было особым, даже  отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, создавали все необходимое для жизни: лечили, учили, учились…….

По рукам судили о здоровье, о положении человека  /белоручка или трудяга/, его силе ,энергичности, профессии /музыкальные руки, рабочие руки/, о характере, темпераменте, /вялые, флегматичные или   быстрые, нервные руки/.

Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «мастер на все руки», «золотые руки», «работать не покладая рук» и т.д.

О том, что движения  пальцев тесно связаны  с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры, движениями пальцев ребенка  ,отсюда появились известные всем «Ладушки», « Сорока-белобока» и т.д.

Одним из показателей и условий хорошего физического развития ребенка, является развитие его руки, кисти, ручных умений или  как принято называть – мелкой пальцевой моторики руки.

У детей при  ряде речевых нарушений отмечается выраженная  в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются  воспитательно  — коррекционные мероприятия  в данном направлении.

Ученые И.П.Павлов и др. которые изучали деятельность детского мозга, психику детей, отмечали  большое стимулирующее значение функций руки. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей ,была выявлена следующая закономерность: если развитие  движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и  даже выше нормы.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей  совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».

В 20 веке многие исследователи как А.Р.Лурия , А.Валлон, Л.А.Венгер, Ж.Плаже и др. доказали, что сенсомоторное  /двигательное и сенсорное/ развитие составляет фундамент умственного развития.

Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о роли пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых упражнений в развитии речи, мелкой моторики рук, памяти, внимания и ориентировки в пространстве для детей младшего дошкольного возраста с рекомендациями по проведению и вариантами пал...

Сообщение из опыта работы на педагогический совет "Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста.

Сообщение из опыта работы " Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возрата"...

Статья на тему: "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста."

Известен тот факт, как велико влияние пальчиковой гимнастики на развитие умственных и речевых способностей ребенка, а также доказано, что на пальцах и ладонях есть активные точки, массаж которых полож...

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Сценарий мастер - класса для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста»

М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....

Консультация для родителей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста» (2021-2022 учебный год)

М.М. Кольцова «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук....


 

Комментарии

Константинова Юлия Александровна

Отличные пальчиковые игры.