историческая справка про легендарного педагога
консультация по теме

Вельмовская Галина Викторовна

Свою обширную и разностороннюю научную и педагогическую деятельность большинство  начинают в сельских  школах.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Софья Николаевна Лысенкова - родилась в Москве в 1924 году. В 1945 г. закончила 10 классов и поступила в 11-й педагогический класс 349-й школы в 1946 г. И сразу стала работать учительницей начальных классов в школе № 228. К концу 60-х Софья Николаевна сформулировала метод опережающего обучения. Впоследствии работала в школах № 742, 811, 587. Первую статью о своём опыте “Использование опорных схем на уроках математики в 1 классе” опубликовала в 1970 году.

Слайд 3

« У Софьи Николаевны на уроке – работа. Здесь ценят время и не тратят его зря. После “здравствуйте, дети” урок начинается сразу, без разбега. И учитель здесь – помощник, но без панибратства, он строг, но без крика, он играет на уроке, но эта игра присутствует лишь постольку, поскольку она необходима.» М. Дубровский

Слайд 4

С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Трудную тему С.Н.Лысенкова начинает не в заданные программой часы, а раньше. Для каждой темы это начало разное . Это перспективная подготовка , т.е. начало попутного прохождения трудной темы, приближенной к изучаемому в данный момент материалу. Перспективная (та, что только будет позже основной) тема дается на каждом уроке малыми дозами (5-7 минут). Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики.

Слайд 5

Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени. Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения и последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным. Вторым «китом», на котором основана технология С.Н.Лысенковой, является комментируемое управление. Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ (информацию) с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом (письмо элементов букв, цифр, проговаривание слов, решение примеров, задач и т.д.). Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г.Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю».

Слайд 6

Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса. С помощью комментированного управления: • средний и слабый тянутся за сильным учеником; • развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления; • ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. Например, – Веди, Павлик! (На доске пример.) – Пишу 5, пишу “плюс”, пишу 2, считаю: ставлю указочку на цифру 5, прибавляю 2 (раз, два), получается 7, пишу 7. И, наконец, третий «кит» системы С.Н.Лысенковой - это опорные схемы , или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Слайд 7

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться. Первоклассники - вчерашние малыши детского сада. Они мыслят конкретно, образами. Для них опорные схемы - это естественный переход от ярких картинок-игрушек, иллюстрирующих решение математических заданий, к условному наглядно-образному представлению, следу элементов задачи, к абстрагированию от конкретных предметов. Затем, когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

Слайд 8

Большие опоры - схемы 1. Введение в анализ задачи (I класс). 2. Название компонентов сложения - вычитания (I класс). 3. Наборное полотно - нахождение x-компонентов сложения -• вычитания (I класс). 4. Наборное полотно - нахождение х-компонентов умножения - деления (II класс). 5. Наборные полотна - решение простых задач (I класс). 6. Наборные полотна - решение простых задач (II класс). 7. Введение в решение задач на умножение-деление (I класс). 8. Таблица Пифагора - табличное умножение - деление (II класс). 9. Изменение результатов действий в зависимости от изменения компонентов (II класс). 10. Сводные таблицы - изучение четырех свойств арифметических действий (I класс). 11. Порядок арифметических действий (II класс). 12. Таблица Пифагора - внетабличное умножение - деление (II класс). 13. Части, доли (II класс). 14. Наборные полотна - введение в решение задач на зависимость между величинами (II-III классы).

Слайд 11

«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов (тысячу педагогических «мелочей»): • В первом классе - без домашних заданий. • Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым. • Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует. • Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» - когда он может ответить. • Воспитание организованности в ребенке. • Взаимодействие с родителями. • Связь между годами обучения - преемственность. • Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии..

Слайд 12

Софья Николаевна не ходит по рядам, не делает замечаний: “Куда заехал? Почему криво?” Как она сама говорит, не мешает детям работать. Учитель слушает ведущего и, если необходимо, одним словом поправляет или хвалит. Вдруг – ошибка. Сразу поднимается несколько рук – готовы продолжить или поправить. И никакого страха или напряжения. Л. Рыбина

Слайд 13

Лысенкова С.Н. Опорные схемы и повышение эффективности обучения. – М.: МГИУУ, 1972. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М.: Педагогика, 1985. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. – М.: Просвещение, 1988. Лысенкова С.Н. Жизнь моя – школа или право на творчество. – М.: Изд-во “Новая школа”, 1995. Лысенкова С.Н. Я читаю, я считаю, я пишу. – М.: Изд-во “Школа-пресс”, 1997. Лысенкова С.Н. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 1980. Лысенкова С.Н. Педагогика наших дней. – Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1989



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Дела домашние или обучение в естественных условиях».

Подготовила воспитатель:Фальковская Г. В.

       Родители могут многое сделать для развития своего ребенка, используя естественные ситуации.

       Например:

Когда вы и ваш ребенок вместе

Вы можете сказать или спросить

Это поможет вашему ребенку

В ванной комнате

Разрешите ребенку играть пустыми контейнерами (флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками).

Экспериментировать с предметами, которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики.

Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Посмотри на пузыри. Откуда они берутся? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведерком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдет мыльница в качестве кораблика?  Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы она утонула? Если ты прижмешь ее ко дну, а потом отпустишь, что будет?

Научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объема.

Тренировать действия пальцев, рук.

Исследовать и определять характеристику предметов. Делать наблюдения.

Делать открытия и смелее экспериментировать с предметами. Понимать, что такое объем.

Понимать временную последовательность (сначала -потом).

Понимать причины и следствия.

Помогите ребенку учиться самостоятельно, ухаживать за своим телом, соблюдать необходимые гигиенические навыки.

Как ты думаешь с чего лучше начать умываться? Если ты сначала умоешь лицо, а потом будешь чистить зубки, что может остаться на щеках и на губах? Что сначала нужно сделать: намочить щетку или положить пасту?

Давай нарисуем, что сначала, что потом: сначала чистим зубы (рисуем щетку), потом умываем лицо (рисуем мыло), вытираем лицо и руки полотенцем (рисуем полотенце), расчесываем волосы (рисуем расческу)

Осознанно принимать правильные решения. Самостоятельно действовать.

Устанавливать причины и следствия.

Быть уверенным и компетентным.

Понимать условные обозначения.

В магазине

Отправляетесь за покупками

Давай, решим какие покупки нам нужно сделать.

Почему ты так считаешь?

Для чего нам это пригодиться? Из чего мы сможем приготовить еду для папы, бабушки, кошки? О ком нам нужно еще позаботиться? Без чего мы не сможем обойтись? Сколько сумок нам понадобится?

Понять основы рациональности, учиться обсуждать проблему с другими, высказывать, обосновывать свою точку зрения.

Понимать назначение похода в магазин.

Понимать значимость и последствия действий.

Соотносить вес и объем.

Выбираете покупки

Как ты думаешь, почему хлеб продается в упаковке (мешочке)? Почему витрины прозрачные? и т.п.

Учиться понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Высказывать предположения, искать аргументы.

Упаковываете покупки

Как ты думаешь, что можно положить вниз: яйца или макароны? Что лучше положить сверху? Сколько мы всего сделали покупок? Что мы купили первыми? Сколько хлеба? Чего больше? Что самое мягкое? Что душистое? Что тяжелое?

Соотносить свойства продуктов. Закрепить навыки порядкового (первый, второй...), количественного счета (один, два, три…).

Тренировать память. Сравнивать.

Различать запахи, узнавать свойства и качества.

Несете покупки домой

Какая сумка у нас была? Какая стала? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется папа? Сестра? Брат? Дедушка? Бабушка? А чему Мурка?

Учиться заботиться о других.

Понимать причинно-следственные связи.

Идете в гости

Что для тебя будет большим удовольствием: отправиться в гости или остаться дома?

Как ты планируешь вести себя в гостях?

Что ты скажешь взрослым? Детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

Понять, что вы уважаете его мнение, его право выбора.

Осознанно относиться к своему выбору.

Осознавать и планировать свои поступки. Прогнозировать ситуации.

Гостиная

Приводите в порядок комнаты

Как ты считаешь с чего можно начать?

Что нам для этого потребуется? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь?

Развивать наблюдательность.

Учиться планировать последовательность дел. Правильно оценивать свои силы.

Готовитесь к приему гостей

Посмотри, пожалуйста, что у нас не в порядке? Как ты считаешь, что нужно приготовить для наших гостей? Реши, чем ты займешь свою гостью. Как ты думаешь, что ей будет интересно? Где мы посадим гостей? Чем будем угощать?

Развивать наблюдательность, критичность.

Учиться высказывать оценочные суждения «Я считаю, что…»

Развивать умение заботиться о нуждах других людей.

 Понять основы гостеприимства и придерживаться их

Украшаете свой дом

Что тебе нравится / не нравится в своей комнате? Как ты думаешь, что не нравится мне? Почему? На что тебе было бы приятно смотреть? Как ты думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Чем бы ты хотел украсить наш дом?

Учиться высказывать суждения.

Учитывать чужую точку зрения.

Фантазировать. Уважительно относиться к результатам своего и чужого труда.

Развивать творческие способности.

Кухня

Разбираете сумку с покупками

Назови, что я купила? Что самое мягкое? Что самое легкое? Во что завернуто? Чего много, чего мало? Что пахнет? Для чего масло?

и т.п.

Учиться ориентироваться в названиях продуктов и способах приобретений.

Понимать, что такое объем, вес, размер, цена.

Тренироваться в различении и назывании цвета, формы, частей и деталей предметов.

 Понимать хозяйственную роль членов семьи.

Вместе месите тесто и печете пироги

Из чего у меня получилось такое тесто? Сколько я положила яиц? Что сделала сначала? Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать?

Понимание действий, предстоящих изменений – яйцо бьется, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объеме, значит…

Сравнивать, находить аналогии.

Развивать пальчики, силу рук.

Вместе накрываете на стол, раскладываете еду

Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Что нужно сделать сначала, что потом? Что будет, если мы нальем суп в мелкую тарелочку? Где не будет мешать ваза с цветами? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата?

Соотносить количество предметов и человек.

Понимать свойства предметов и учиться правильно использовать их.

Логически мыслить, рассуждать.

Понимать соотношение часть – целое.

Находить рациональные способы деления

Вместе убираете со стола, моете посуду

Какие были тарелки? Какие стали? Что нужно, чтобы они стали опять чистыми? С чего бы ты начал мыть посуду? Расставь тарелки так, чтобы впереди стояли блюдца, за ними мелкие тарелки, а сзади суповые тарелки. Переверни чашки донышками вверх

Элементарно планировать свою деятельность.

Осознавать рациональность действий. Усвоить названия предметов посуды.

Понимать последовательность действий. Понимать указания, действовать в соответствии с ними.

Вместе наводите порядок в кухонном столе, перебираете крупы, фасоль

Что лежит в столе? Что на какой полке лежит? Что лежит в банке? Догадайся, что в пакете, в мешочке.  Что круглое? Какая крупа желтого цвета? Что самое мелкое? Чего мало, что нужно купить? Откладывай белую фасоль в мисочку, а черную – в тарелку. Что мы можем сварить из риса?

Развивать представление о свойствах и качествах разных продуктов.

Развивать мелкую моторику.

 Понимать обобщения (это – крупы, это – продукты).

Понимать, что такое объем.

Понимать возможность выбора.

Научиться принимать решения.

 

Игры и упражнения.

«Вкусные слова»

Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Называем слово и «кладем» его на ладошку.

Можно точно так же поиграть в «сладкие», «горячие», вареные», «растительные» слова.

«Помощники»

Как можно одним словом назвать прибор, который…варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)        

«Охота на слова»

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (картошка, укроп, свекла, и т.д.)  

На слова можно охотится и « прицельно» (то есть слова которые можно достать из борща ? Винегрета, кухонного  шкафа, плиты) и в целом охотится на кухне. В этом случае подойдет все, что попадется в поле зрения.

«Готовим сок»

Придумываем слово Из яблок сок…(яблочный), из груш (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из…

Справились? А теперь в обратном порядке: морковный сок из…моркови, тыквенный из …

«Покупки»

Выкладывая вместе принесенные из магазина покупки, предлагайте различные задания:

-В чем  «живет» звук «Р»? Если ребенок затрудняется, можно ему подсказать: «в каРРРтошке или в капусте? в яблоках или в пеРРРсиках,  в аРРРбузе или в дыне?...

*В каких словах есть звук «Л»? ТареЛка , Ложка, поЛка, вилка, полка

*Назови все, что НЕ надо будет готовить-варить и жарить?

*Что для тебя здесь самое вкусное?

*Что самое тяжелое (легкое)?

«Раскладываем и пересчитываем»

Здесь закрепляем счет: помытые ложки и вилки требуют сортировки;

Накрываем стол нужным количеством приборов (столько сколько)

«Охотимся на цифры и буквы»

Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их.  Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем они помогают?

А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?

«Придумывалки»

Давай придумаем сказку или историю про…старую кастрюлю (картофелину, кухонные часы)

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например. Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла  встретится? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела превратится….

Желательно провести подвижную игру для стимулирования желания играть в «занятия».
Подвижная игра:

Шаги. (Кто быстрее доберется до...) С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в  общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: "
Все круглое", "все горячее", "все мокрое". "Ласковые слова для мамы". "Слова утешения" и т.д.

Вариант 2: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.

Уважаемые родители, попытайтесь применить наши рекомендации попробуйте и вам понравится такое общение с ваши ребенком.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

историческая справка.

краткая история развития Петрозаводского сельского поселения....

Историческая справка о городе Новокузнецк для родителей ДОУ

Новокузне́цк  — крупнейший город Кемеровской области областного подчинения (Новокузнецкий городской округ); административный центр Новокузнецкого района Кемеровской области России...

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА КГОКУ «Детский дом №4 г. Владивостока»

Однажды на курсах повышения квалификации нам предложили написать о создании наших детских домов. Я подумала-подумала, и вот что получилось...

Аналитическая справка об участии педагога в инновационной деятельности различных уровней.

Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности ребенка и сохранение психического и физического здоровья. Свою основную цель мы видим в обеспечении целостного по...

историческая справка

историческая справка...

13.02.24г. Историческая справка об улице Вагнера Калининграда-Кёнигсберга

13.02.24г. Историческая справка об улице Вагнера Калининграда-Кёнигсберга...