"Где и как проверить слух ребенка?"
консультация (младшая группа) на тему

Карасева Наталья Юрьевна

Данная консультация предложена для родителей детей, которые имеют подозрение на нарушение слуха  или же на собственно нарушение слуха. В консультации представлены методы ранней диагностики. Рекомендован способ проверки слуха в домашних условиях. Разъяснены формы потери слуха. Предложена сравнительная таблица  возрастных особенности поведения у детей с нормой слуха и имеющими нарушение слуховой функции. Представлена информация о том,  где можно получить квалифицированную помощь в Санкт - Петербурге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_i_kak_proverit_sluh.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Роль слуха в развитии ребенка.

Как  и где проверить слух малыша?»

                Нарушение слухового восприятия ведет к нарушениям формирования речи ребенка, сопровождается задержкой психического и умственного развития. Даже одностороннее снижение слуха наносит весьма существенный вред ребенку, который заключается в задержке становления речи, в проблемах с обучением и коммуникацией, поведением в школе.

Диагностика слуха и состояние среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия, аудиотест). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

«МЕТОДЫ РАННЕЙ ДИАГНОСТИКИ»

Проверять слух у детей  сложно. Детские сурдологи выработали различные методы проверки, которые удобны для детей с физической и эмоциональной точки зрения.
Врач-сурдолог часто использует сочетание нескольких методов для проверки слуха. Результаты проверки отражаются на графике - аудиограмме. По ней можно определить вид и степень нарушений слуха.

Аудиометрия - метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы и когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится  график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам.

 Субъективные  методы  проверки слуха

Рефлекторная аудиометрия (до 16 недель) - используются рефлексы, присутствующие у новорожденных (в норме – 80 Дб).

Во время теста подаются короткие  и громкие звуки в узком диапазоне частот, обычно через колонки или наушники, необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Большая часть рефлексов новорожденных утрачивается в период между 8–16 неделями после рождения.

Игровая  аудиометрия (с 2-3 лет) - превращает проверку слуха в игру. Ребенка просят выполнять определенные действия каждый раз, когда он слышит звук.

В зависимости от возраста ребенка, тестовые звуки могут подаваться через колонки, наушники воздушного звукопроведения или для костного звукопроведения.

Тональная   аудиометрия ( 8 лет) - дети могут реагировать на тест, как взрослые.  Так определяется порог слышимости для воздушного звукопроведения различных звуковых частот. Этот метод позволяет определить вид тугоухости – кондуктивный, сенсоневральный или смешанный.

Речевая аудиометрия - позволяет определить порог слышимости для речи. Этот метод выступает в качестве вспомогательного для проверки потери слуха, а также позволяет сравнить измерения слуха, сделанные различными приборами

Аудиологический скрининг новорожденных - это ранняя проверка слуха. В настоящее время  более 90% детей проходят аудиологическую проверку еще в роддоме, остальные же направляются для проверки слуха в поликлинику.

Раньше аудиологическому скринингу подвергались только дети из группы риска, сейчас же он является обязательным для всех новорожденных. Такая массовость этого обследования связана с высокой эффективностью восстановления слуха, если данная проблема выявлена вовремя. Кроме этого, часто применяется протезирование слуховыми аппаратами на первых месяцах жизни.

Объективные  методы  проверки слуха 

Отоакустическая эмиссия (OAE) - самый распространенный метод скрининга слуха у новорожденных. В ушной улитке расположены наружные волосковые клетки, которые колеблются под воздействием звука. Эти колебания создают звуковые волны, которые и измеряется в тесте.

Регистрация вызванных слуховых потенциалов - регистрация вызванных потенциалов похожа на электроэнцефалографию и проводится, когда ребенок спит. За его ушами закрепляются электроды, на ушах – наушники. Электрическая активность мозга, вызванная тестовыми сигналами, измеряется и записывается.

Импендансометрия - метод исследования функций среднего уха и относится к барабанной перепонке. Измеряется сопротивление барабанной перепонки звуковым волнам. С помощью специальной трубочки, которая помещается в слуховой канал и герметично закрывается пробочкой. Во время процедуры через динамик в трубке подается постоянный тон и регистрируется, как барабанная перепонка отражает звук при различном давлении. Полученная в результате аудиометрическая кривая позволяет делать выводы о состоянии среднего уха.

Как проверить слух в домашних условиях

«Гороховая методика» Необходимый набор для скрининга:
Набор баночек, заполненных на 1/3 :манкой (ИЗ № 1), гречневой крупой (ИЗ № 2), горохом (ИЗ № 3).
Пищащая детская резиновая игрушка (высокочастотный сигнал).
 Соответствует:
Манка ~ 30-40 дБ   1-2-я степень тугоухости
Греча ~ 50-60 дБ     2-3-я степень тугоухости
Горох - 70-80 дБ     3-4-я степень тугоухости

«Шуршащая бумага» - 2 комка из шуршащей (папиросной) бумаги взять в каждую руку. Встать за спиной ребенка так, чтобы ладони находились на уровне ушей ребенка  (расстояние = 30 см). Ребенок должен быть увлечен игрой и не видеть взрослого. Следует сжимать и разжимать комок шуршащей бумаги сначала с одной стороны. Важно подождать, когда ребенок снова вернется к игре. Затем «пошуршать» с другой стороны. Можно повторить подобное исследование через несколько дней.

При подозрении у ребенка нарушения слуха, ответьте на следующие вопросы:

1. Определяется у ребенка задержка развития речи, (соответствует ли речь его возрасту)?
2. Понимает ли ребенок обращенную речь?

3. Часто ли ребенок отстраняется от участия в групповых играх?

4. Как часты были у ребенка  ушные инфекции (отиты, гаймориты и пр.)?

5. Получается ли у ребенка имитировать звуки? Какие?

6. Реагирует ли ваш ребенок на внезапный громкий шум или продолжает спать?

7. Может ли ребенок определить источник звука?

Результаты:  если «да» на вопросы 1–4 или «нет» – на вопросы 5–7, то у ребенка могут быть нарушения слуха.

Формы потери слуха

Тугоухость — это общее снижение слуха, затрудняющее вербальное общение.

В настоящее время тугоухостью страдает около 2-3% людей в мире.

Кондуктивная тугоухость - нарушение подвижности цепи слуховых косточек и барабанной перепонки. Происходит от острого или хронического отита среднего уха (перфорация барабанной перепонки, рубцы в барабанной полости), нарушений функции слуховой трубы, отосклероза, аденоидов и пр.

Нейросенсорная тугоухость - повреждение чувствительных нервных клеток слухового нерва, внутреннего уха и центральных образований слуховой системы.

Причинами является действие антибиотиков, воздействие бытового, промышленного и транспортного шума, возрастных атрофических изменений в слуховом анализаторе, а также наследственность. Возможно - осложнение болезней (гриппа, кори, скарлатины и пр.); интоксикации организма ртутью, свинцом и др. 

Известно, что 80% из общего числа нарушений слуха  определяется у детей на 1-2 м году жизни. Основная проблема - запоздалая диагностика тугоухости, она приводит к несвоевременному началу лечения, соответственно к поздней реабилитации и задержке формирования речи у ребенка

В этой проблеме один из самых важных вопросов - ранняя диагностика тугоухости, которая находится в сфере деятельности врача-педиатра и отоларинголога.

Степени  снижения  слуха

Таблица способности к восприятию речи в зависимости от степени снижения слуха.

Степень снижения слуха

Порог восприятия

(в  ДБ)

Способность восприятия речи

Норма

0 - 25 дб

Не затруднено.

Легкая

26 - 40 дб

Затруднено восприятие тихой речи, особенно на фоне шума или в

больших помещениях, однако в тишине общение проблем не вызывает.

Средняя

41 - 55 дб

Затруднено понимание разговорной речи, особенно на фоне шума.

Требуется повышенная громкость при просмотре ТВ или прослушивании радио.

Среднетяжелая

56 - 70 дб

Разборчивость значительно снижена. Речь пациента громче,

чем обычно, значительно затруднено общение в группе.

Тяжелая

71 - 90 дб

Разговорная речь не слышна. Затруднено восприятие даже громкой речи.

Общение возможно только криком или посредством усиления

(слуховой аппарат, наушники).

Глубокая

91+ дб

Даже усиленная речь значительно затруднена к восприятию или невозможна.

СЛУХОВЫЕ   АППАРАТЫ – УСЛОВИЕ  КОРРЕКЦИИ  НАРУШЕНИЯ СЛУХА

Для коррекции первичного дефекта обязательным условием является постоянное ношение индивидуального слухового аппарата (ИСА) или кохлеарного импланта (КИ). Необходимо следить за постоянным ношением, регулированием громкости и сохранности индивидуального слухового аппарата. Обязательным условием является проведение работы по развитию остаточного слуха каждого ребенка.

Кохлеарная имплантация - это система мероприятий, направленная на восстановление отсутствующего слуха.

Кохлеарная имплантация – это хирургическая операция, при которой обходятся поврежденные структуры внутреннего уха (улитки) и слуховой нерв стимулируется напрямую.

Кохлеарный имплант – это аппарат состоящий из двух частей.

Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку)

Внутренняя часть – имплант (хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку)

Возрастные особенности поведения детей с нормой слуха

Возраст,

 (в месяцах)

Ожидаемая реакция

Порог слухового

восприятия

(дб)

от рождения

до 3 мес.

Спокойно спящий младенец просыпается при внезапном шуме.

Голос матери успокаивает его. Он может начинать гулить и смеяться.

70 - 80 дб

3–6 мес.

Младенец двигает глазами и поворачивает голову, чтобы видеть источник звука,

 реагирует на голос матери, производит широкую гамму различных звуков (гулит)

, подражает слогам типа «о-о» и «ба-ба» и меняет высоту своего голоса.

Он любит играть со звучащими игрушками.

40 - 60 дб

6–10 мес.

Ребенок поворачивается и пытается найти источник звука за пределами его

поля зрения. Он реагирует на свое имя, на звонок телефона, на голоса людей.

Он понимает часто используемые слова «мама», «нет»  и пр.

Ребенок издает звуки с повышающейся или понижающейся интонацией,

слушает музыку и пение.

30 - 40 дб

10–15 мес.

Ребенок умеет находить источник звука позади него и явственно реагирует на

 отдаленные шумы. Он имитирует простые звуки и слова, может

 воспроизводить большое количество разнообразных звуков, гласных и согласных.

Ребенок реагирует лепетом на человеческий голос и может

по просьбе окружающих показать или посмотреть на определенный объект

 (человека). Воспринимает информацию в пассивном режиме

(усваивает информацию из событий).

20 - 30 дб

15–18 мес.

Ребенок слышит и реагирует, когда его зовут из соседней комнаты.

Его голос звучит нормально, появление первые слова.

Он может выполнять  простые указания. Ребенок узнает людей,

части тела и игрушки, если его спросить о них, жестикулирует при речи,

качается в ритм музыке и повторяет слова, с которыми к нему обращаются.

10 - 20 дб

Где проверить слух ребенку?

1. ЛОР НИИ - ул. Бронницкая д.9, метро Технологический институт
- КСВП (компьютерная аудиометрия, проверяют даже новорожденным),

каб. 422;  тел. 495-36-71;  8-911-245-00-54
- Игровая аудиометрия  

(Спартак Михайлович, каб. 204, тел. 316-28-83)


2. Городской Сурдоцентр - Шаумяна   д.29, поликлиника 34, тел. 528-97-08

(Бесплатно по направлению из поликлиники, очередь на несколько недель) 

3.Лаборатория слуха и речи в I мед. институте -  (ИРАВ),

(тел. 234-05-76  Гарбарук  Екатерина, Савенко Ирина Владимировна)

4. Педиатрическая академия - в том числе КСВП (компьютерная аудиометрия, проверяют  новорожденным). Кабинет сурдолога при ЛОР отделении. т. 542-93-57
Литовская ул., 2  т.: 8-950-037-51-90 или 331-00-45 


                                                           
Анализ на генетику
Журавский Сергей Григорьевич -  ул. Льва Толстого, 6/8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверяем готовность к школе.

Консультация для родителей старших дошкольников...

Тест для родителей "Проверьте себя"

Данный тест можно предложить родителям на собрании по проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Он поможет проверить, насколько эффективно они обучают своего ребенка правилам безопасн...

Проверьте слух вашего ребенка...

Консультация  для  родителей....

Проверь свои способности

Деловая игра  для педагогов "Проверь свои способности"...

План-конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Делаем правильно-неправильно и проверяем»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

Консультация для родителей на тему: "Как проверить звукопроизношение своего ребенка"

Родителям в доступной форме рассказывается, как можно самостоятельно проверить правильность звукопроизношения своего ребенка....

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания!

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания! Для педагогов и воспитателей....