Консультация для родителей "Знакомство с блоками Дьенеша"
консультация (старшая группа)

Николаева Луиза Александровна

Здесь можно познакомиться с методической пособией по блокам Дьенеша, а также с играми по разным возрастам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Значение  пальчиковых  игр  для  развития  речи  дошкольников.

                                           Уважаемые  родители !

      Сегодня мы  поговорим  с  вами  о  развитии  мелкой  моторики  и  координации  движений  пальцев  рук.  Кто-то  из  вас  лишь  мельком  слышал  о  значимости  развития  мелкой  моторики,  кто-то  имеет  более  углубленные  знания  по  этой  теме.  Наша  задача – донести  до  каждого  из  вас  важность  развития  руки  ребенка.

    Вопросы  к  родителям :

-  Занимались  ли  ваши  родители  с вами  пальчиковой  гимнастикой ?

-  Как ?

-  Как  вы  играете  с  пальчиками  ваших  детей ?

-  Для  чего  вы  это  делаете ?

     Движение  пальцев  и  кистей  рук  имеют  особое,  развивающее  воздействие.  На  ладони  и  на  стопе  находятся  около  1000  важных,  биологически  активных  точек. Воздействуя  на  них,  можно  регулировать  функционирование  внутренних  органов  организма.  Так,  массируя  мизинец,  можно  активизировать  работу  сердца,  безымянный  палец – печени,  средний – кишечника,  указательный – желудка,  большой – головы.

     Влияние  воздействия  руки  на  мозг  человека  было  известно  еще  до  нашей  эры.  Специалисты  восточной  медицины  утверждают,  что  игры  с  участием  рук  и  пальцев  приводят  в  гармоничное  отношение  тело  и  разум,  поддерживая  мозговые  системы  в  отличном  состоянии.

     В  головном  мозгу  речевая  область  расположена  рядом  с  двигательной  областью,  являясь  ее  частью.  Известный  исследователь  детской  речи  М.  М.  Кольцов  пишет : «  Движение  пальцев  рук  исторически,  в  ходе  развития  человечества,  оказались  тесно  связаны  с  речевой  функцией.  Развитие  руки  и  речи  у  людей  шло  параллельно,  то  есть  одновременно.  Примерно  таков  же  ход  развития  речи  ребенка.  Сначала  развиваются  тонкие  движения  пальцев  рук,  затем  появляется  артикуляция  слогов.  Есть  все  основания  рассматривать  кисть  руки  как  орган  речи «.  Поэтому  уровень  развития  речи  находится  в  прямой  зависимости  от  степени  сформированности  тонких  движений  пальцев  рук.

     Опираясь  на  большой  опыт  работы  с  детьми  дошкольного  возраста,  мы,  воспитатели,  полностью  согласны  с  закономерностью,  которую  выявили  ученые  на  основе  обследования  детей : если  развитие  движений  пальцев  рук  соответствует  возрасту,  то  и  речевое  развитие  находится  в  пределах  нормы;  если  развитие  движений  пальцев  отстает  ( ребенок  неправильно  держит  ложку,  с  трудом  справляется  с  карандашом,  кисточкой,  ножницами,  пластилином,  не  может  открутить  и  закрутить  не  только  мелкие,  но  и  крупные  гайки  конструктора  ),  то  задерживается  и  речевое  развитие,  хотя  общая  моторика  при  этом  может  быть  нормальной  и  даже  выше  нормы.

     Речь  совершенствуется  под  влиянием  кинетических  импульсов  от  рук,    точнее,  от  пальцев.

     Обычно  ребенок,  имеющий  высокий  уровень  развития  мелкой  моторики,  умеет  логически  рассуждать,  у  него  достаточно  развиты  память,  внимание,  связная  речь.  Вы  можете  дома  самостоятельно  провести  эксперимент.  Если  в  4  года  ребенок  не  умеет  доносить  в  пригоршне  воду  до  лица,  не  разливая  ее,  значит,  у  него  отстает  в  развитии  мелкая  мускулатура.  После  5  лет  дети  могут  изобразить  движения  « ладонь – кулак – ребро «.Если  затрудняются,  то  это  говорит  об  определенных  нарушениях.  Обнаружив  отставания  у  ребенка,  не  огорчайтесь,  но  и  не  оставляйте  все  как  есть,  надеясь,  что  со  временем  ваш  ребенок  догонит  сверстников.  Это  ошибочная  позиция.  Ребенку  необходима  ваша  помощь.  Займитесь  с  ним  пальчиковой  гимнастикой,  играми  и  упражнениями  для  развития  руки.

     Слабую  руку  дошкольника  можно  и  необходимо  развивать.

     О  значении  и  содержании  пальчиковой  гимнастики  имеется  очень  много  разнообразной  литературы.  Вы  можете  изучить  ее  на  нашей  выставке.  Данную  литературу  можно  приобрести  в  магазине  и  использовать  в  работе  с  вашими  детьми  дома,  по  дороге  в  детский  сад  и  обратно.

     Попросите  ваших  детей  показать  вам  пальчиковые  игры.  Подбор  таких  игр  можно  посмотреть  в  группе.  А  сейчас  предлагаю  всем  поиграть  в  пальчиковые  игры :  «  Моя  семья  «,   «  Пальчик – мальчик  «.

     Что  дает  пальчиковая  гимнастика  детям ?

-  Способствует  овладению  навыками  мелкой  моторики ;

-  Помогает  развивать  речь ;

-  Повышает  работоспособность  коры  головного  мозга ;

-  Развивает  у  ребенка  психические  процессы :  мышление,  внимание,      память,  воображение ;

-  Снимает  тревожность ;

    Умелыми  пальчики  становятся  не  сразу.  Поэтому  игры,  упражнения,  пальчиковые  разминки  необходимо  проводить  ежедневно,  в  детском  саду  и  дома,  во  дворе,  во  время  выездов  на  природу.  Во  время  занятий  учитывайте  индивидуальные  особенности  вашего  ребенка,  его  возраст,  настроение,  желания  и  возможности.  То,  что  кажется  простым  для  нас,  взрослых,  очень  сложно  и  трудно  выполнять  детям.  Первые  неудачи  могут  вызвать  разочарование  и  даже  раздражение.  Нужно  заботиться  о  том,  чтобы  деятельность  ребенка  была  успешной,   - это  будет  подкреплять  его  интерес  к  играм  и  занятиям.  Приступив  к  занятиям,  не  забывайте,  что  вы  -  самый  родной  и  близкий  человек  для  вашего  ребенка,  и  чувство  эмоциональной  защищенности  не  должно  покидать  вашего  малыша  ни  на  миг.

   Развитию  кисти  и  пальцев  рук  помогает  не  только  пальчиковая  гимнастика,  но  и  разнообразные  действия  с  самыми  различными  предметами.  (  предлагаю  поиграть ).

   У  вас  на  столах  лежат  разнообразные  предметы,  которые  помогут  вам  наглядно  увидеть,  как  и  при  помощи  чего  можно  и  нужно  развивать  руки  детей.

  1. На  столах  есть  мозаика,  семена,  орешки,  крупа,  косточки.  Попробуйте  выложить  из  них  любой  рисунок – солнышко,  домик,  цветок.  Выкладывание  узоров,  контуров  предметов,  букв  из  различных  материалов – серьезное  занятие.  Оно  требует  от  детей  усидчивости  и  терпения,  развивает  навык  выполнять  действие  по  образцу,  развивает  фантазию.  И  самое  главное  -  развивает  пальцы  рук.  Взрослым  необходимо  контролировать  все  занятия  с  использованием  мелких  предметов,  обязательно  находиться  рядом.
  1. Пластилин  прикасается  к  каждой  точке  пальцев  и  ладоней,  массажирует  и  стимулирует  их.  Он  дает  уникальные  возможности  проводить  интересные  игры  с  пользой  для  общего  развития  ребенка.  

     Кусочки  пластилина  

          Катает  наша  Зина,  

Шарики,  колбаски,  

          И  оживают  сказки.

          Пальчики  стараются,  лепят,  развиваются.

  1. Дети  очень  любят  играть  с  бумагой  и  ножницами,  учатся  вырезать  по  контуру  и  по  линиям  сгиба.  Работа  с  бумагой  отлично  развивает  мелкую  моторику.  ( Оригами )
  1. Упражнения  с  шестигранными  карандашами,  крупой,  бусинками,  орешками  оказывают  прекрасное  тонизирующее  и  оздоравливающее  действие :

-  можно  сортировать  крупу,  угадывать  ее  с  закрытыми  глазами ;

-  катать  крупу  между  большим  и  указательным  пальцами ;

-  придавливать  крупинки  поочередно  всеми  пальцами  обеих  рук  к       столу,  стараясь  при  этом  делать  вращательные  движения ;

-  покатать  между  двух  ладоней  шестигранный  карандаш :

         Карандаш  в  руке  катаю,

         Между  пальчиков  верчу.

         Непременно  каждый  пальчик

         Быть  послушным  научу !

 

  1. Изготовление  поделок  из  природного  материала  ( палочек,  веточек,  шишек,  скорлупы  орехов и  т.  д.
  1. Рисование  -  занятие  любимое  всеми  детьми  и  очень  полезное.  Чем  чаще  ребенок  держит  в  руках  карандаш  или  кисть,  тем  легче  ему  будет  в  школе  выводить  первые  буквы  и  слова.  Важно  следить  за  тем,  чтобы  ребенок  правильно  держал карандаш.  ( Раскраски ).
  1. Резиновые  мячи  с  шершавой  поверхностью,  резиновые  эспандеры  прекрасно  массажируют  и  развивают  кисти  рук.  ( предложить  родителям  попробовать ).
  1. Очень  интересны  и  полезны  упражнения  с  деревянными  и  пластмассовыми  палочками,  спичками  ( выкладывание  узоров ).
  1. Можно  также  использовать  металлические  и  пластмассовые  конструкторы,  цветные  клубочки  ниток  для  перематывания  и  многое  другое,  что  подскажет  ваша  фантазия.  

Еще  раз  подчеркиваю,  что  работа  с  мелкими  и  острыми  предметами  требует  обязательного  присутствия  взрослых.

   

 

 



Предварительный просмотр:

Блоки Дьенеша – современные игровые   технологии для детей

В работе с детьми я использую логические блоки Золтана Дьенеша. 

 Игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

ИГРЫ С МАЛЫШАМИ

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.

«Найди такой же».

 Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).

Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.

«Покормим животных».

 Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.

Очень интересны и занятия «Продолжи ряд», которые помогают развивать логическое мышление. Оптимальное время для начала тренировок – с 3 лет. Родители могут предложить разнообразные задания.

Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.

Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).

Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.
ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В 4-5 лет

Можно продолжать работу с дидактическими играми, которые помогут сформировать у малышей первоначальные математические навыки и подготовить их к целенаправленным тренировкам в 6-7 лет. Родители могут предложить ребятам несколько увлекательных развлечений.
«МАГАЗИН» 

Мама или папа заранее оформляет магазин, где товарами могут выступать игрушки, сладости, фрукты и тому подобное, а также выдает малышу определенные фигурки из набора, которые будут выполнять функцию денег. Каждый из товаров «магазина» имеет собственную стоимость (которая представлена также одной из фигурок). Задача малыша – разобраться, что именно он может себе позволить, и совершить покупку.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» 

Эта дидактическая математическая игра не только поможет улучшить память дошкольника, но и станет отличным приемом для развития мышления в увлекательной форме. Перед ребенком выкладывается определенная последовательность фигур, он должен ее запомнить.

Есть два варианта игры. Одна из фигур убирается, задача дошкольника – вспомнить последовательность, сообразить, какого элемента нет, и вернуть его не место. Одна фигура заменяется другой, ребенок должен увидеть перемену и восстановить первоначальный ряд, исправить его.


«ВТОРОЙ РЯД»

 Это эффективная тренировка аналитического мышления. Для работы потребуется несколько фигурок из набора. Родитель выкладывает определенный ряд из блоков, например синий и красный круги. Задача ребенка – догадаться, что следующим должен быть желтый круг, и доложить его. Второй вариант – взрослый создает другую последовательность, например, несколько фигур одного цвета, ребенок должен сообразить, что следующий элемент также должен иметь такую же окраску, и продолжить ряд.
Подсказывать не надо, дошкольник должен сам провести анализ и догадаться, какая фигура следующая.

« ЗАСЕЛЯЕМ В ДОМИК»
Для работы следует подготовить изображение домика, в котором будет несколько комнат. В каждом помещении следует нарисовать те фигуры, которые там «проживают», а также те, которых быть не должно (для этого рисуется элемент, например, круг, и перечеркивается). От ребенка требуется «поселить» элементы набора в предназначенные для них «помещения».

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_6.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_7.jpeg

      ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ (5-6 ЛЕТ)

Когда ребенок уже научился считать, можно закрепить этот навык при помощи игр с логическими блоками.

« УКРАСИМ ЕЛКУ»

 Заранее следует подготовить елку своими руками: вырезать из зеленого картона либо нарисовать и раскрасить. Также взрослый готовит и карточки-подсказки, на которых изображены сами фигуры, окрашенные в цвета блоков, рядом с ними поставлена цифра – столько элементов следует поместить на елку в виде украшения. Задача ребенка – понять схему и верно украсить елку, используя фигуры из набора.
«ЗАНЯТИЯ С ОБЛАСТЯМИ» 

Такие игры помогают сформировать начальное представление о множествах. Для занятия по математике следует нарисовать на листе бумаги два круга – множества, не пересекающие друг друга. Ребенку необходимо поместить внутрь одного из них синие фигурки, а внутрь другого – красные. Желтые элементы остаются вне пространства. Упражнение поможет объяснить дошкольнику, что такое «внутри» и «снаружи». Когда упражнение станет получаться, задание усложняется: теперь два множества пересекаются, в один круг помещаются синие фигурки, во второй – желтые. Задача ребенка – догадаться, что должно находиться в области пересечения. Это могут быть элементы разных цветов, но одного размера и формы, например треугольники.
Например так. В один круг положить все красные, в другой все круглые. На пересечение красный круг, так как он относится к каждому кругу.

ЭТО ВАЖНО! Для развития логического мышления можно формулировать задания с частицей «Не». Например, говорить не «Помести в круг синие квадраты», а «Помести в круг не желтые и не красные квадраты».

«ЦЕПОЧКА УСЛОЖНЕННАЯ» 

Ранее подобное упражнение уже рассматривалось, но детям постарше следует предложить более сложный вариант. Родитель просит создать такую цепочку, чтобы соседние варианты фигур имели сходный признак: первым кладется желтый круг; второй фигурой может быть круг любого другого цвета или желтый, но треугольник или квадрат. Таким образом создается цепочка. Когда упражнение будет получаться легко и без проблем, следует попросить ребенка придумать такую последовательность, чтобы ее элементы полностью отличались друг от друга:

желтый круг – первая фигура;

вторая не должна быть ни кругом, ни любой желтой фигурой. Например, красный треугольник.

третий элемент ряда – не треугольник и не красный.

Чем больше элементов включит в цепочку дошкольник, тем лучше. Далее задание усложняется еще больше – родитель определяет число фигур, например шесть, ставит первый элемент и последний, от ребенка требуется так расставить блоки, чтобы получился законченный ряд из элементов, не совпадающих друг с другом по всем признакам.
Например: Построй дорожку из блоков так, чтобы соседнии блоки были одинокового цвета, но разные по форме и размеру;

Построй дорожку так, что бы соседние блоки были разные по цвету, форме и размеру.

ЭТО ВАЖНО! Прежде чем предлагать ребенку задание, следует самим проверить, имеет ли оно решение, то есть родителям необходимо предварительно собрать весь ряд.


Занятия с блоками Дьенеша помогут подготовить дошкольника к поступлению в первый класс, развить его интеллект и творческий потенциал. Регулярные упражнения способствуют улучшению логического мышления, самостоятельности, умения анализировать, сопоставлять и противопоставлять. В доступной форме дети получают информацию о важнейших сложных категориях – цвете, размере, толщине, форме, а также представление о разнообразии предметов, огромном количестве вариантов, которые можно из них сложить.


















Приложение:

   Условные обозначенияhttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_9.jpeg











https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_10.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_11.jpeg


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_12.jpeg

Можно представить, что блок это машинка и попросить ребенка найти каждой машинке свой гараж.






https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_13.jpeg


Предложить ребенку сложить в одну коробку все красные фигуры, не маленькие, а в другую все маленькие фигуры. (вариантов много)






https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_7.jpeg

Н ачертить на листе бумаги дом, выложить в каждое окошко условные обозначения и попросить ребенка заполнить ячейки (варианты условных обозначений могут бытьhttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_15.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_16.jpeg

Игра - Сказка «В царстве блоков»

Материал: Блоки Дьенеша

Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, цвет), воображение, творческое мышление.

Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только другого цвета (выбираем блок –прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький прямоугольники). И вот однажды…» Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.) В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Задачи:

· Упражнять детей в группировке геометрических фигур

-Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

- У Буратино оказались все синие квадраты

- Чтобы Карандашу достались все желтые

- Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша. Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположе


Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению блоков

Игра «Найди клад»

Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

Игра «Сколько?»

Материал: логические фигуры.

Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Игра «Найди пару»

Материал: 2 комплекта карточек с символами свойств (без отрицания) 22 шт.

Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.

Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

Игра «Садовники»

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Пусть, например, мы решили поиграть в «садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

А ппликация или конструированме из геометрических фигурhttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_17.jpeg


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_18.jpeg


https://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_20.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_21.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_22.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2020/06/01/s_5ed50494ae843/1471613_23.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Проект «Цветные блоки и палочки» по использованию блоков Дьенеша и палочек Кюизенера с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель проекта: развитие интеллектуальных, творческих, личностных качеств ребёнка дошкольного возраста, посредством использования логических блоков Дьенеша и цветных палочек Кюизенера....

Нетрадиционные формы работы с детьми по ФЭМП:"Сказка в царстве блоков" или "Сказочная математика:играем с блоками Дьенеша"

В памятке для педагогов представлен практический материал по применению  блоков Дьенеша в работе с детьми ....

Программа по освоению детьми дошкольного возраста блоков Дьенеша и палочек Кюизенера «Путешествие в стране блоков и палочек»

Программа для детей младшего и среднего дошкольного возраста по освоению детьми блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, направлена на развитие познавательных процессов детей посредством развивающих игр....

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...