Родительское собрание в старшей группе на тему: «Особенности общения с ребенком»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Альховская Любовь Ивановна

Задачи:

Ø Сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки;

Ø Развитие умения слушать друг друга, понимать чувства собеседника;

Ø Развитие умения согласовывать движения с ритмом, развитие внимания.

План проведения семинара:

 

1. Игра «Европейский город» на сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки.

2. Мини – лекция об умение слушать и общаться с ребенком.

3. Анализ предложенных ситуаций.

4. Анкета для родителей «А можете ли вы….»

5. Анализ рисунков детей.

6. Показ презентации Дороти Лоу Нолт «Гимн восптания детей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей старшей группы

Тема: «Особенности общения с ребенком»

                                                                                     Педагог – психолог:

Альховская Любовь Ивановна

Задачи:

  • Сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки;
  • Развитие умения слушать друг друга, понимать чувства собеседника;
  • Развитие умения согласовывать движения с ритмом, развитие внимания.

План проведения семинара:

1. Игра «Европейский город» на сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки.

2. Мини – лекция об умение слушать и общаться с ребенком.

3. Анализ предложенных ситуаций.

4. Анкета для родителей «А можете ли вы….»

5. Анализ рисунков детей.

6. Показ презентации Дороти Лоу Нолт «Гимн восптания детей».

 «Если дети живут в обстановке критики,
они учатся критиковать и осуждать других людей.
Если дети живут в обстановке вражды и злобы,
они учатся быть злыми, учатся драться.
Если дети живут среди насмешек,
они становятся нерешительными и излишне скромными.
Если дети живут в обстановке стыда и смущения,
чувство собственного достоинства уступает место чувству вины»

Дороти Нолт

ХОД СОБРАНИЯ

1. Игра «Европейский город»

Цель:

- снятие психоэмоционального напряжение,

- сплочение группы, создание положительной эмоциональной обстановки.

Для проведение игры родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола – здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действия пары выполняют с новыми партнерами.

2. Вступительное слово педагога - психолога

– Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о семье, об общении в семье, об умение слышать и слушать своего ребенка. Это вечная тема, к которой можно возвращаться не раз и находить новые аспекты для разговора. Мне хотелось бы, чтобы вы заглянули сегодня со стороны  в самих себя и свою семью.
Не случайно эпиграфом к нашему собранию являются слова Дороти Нолта. 
Ведь одна из основных функций семьи – это общение с детьми, воспитание детей через общение. 

- А что вы понимаете под общением?

(ответы родителей)


- Общение с ребёнком происходит с того самого момента, как он появился на свет. Общение это всё – утренняя улыбка, мимолётный разговор, неубранная посуда, бабушкины жалобы на здоровье…

Общение  – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят. (слайд № 2)

- Любите ли вы общаться со своим ребёнком?

3. Мини лекция

– По данным социологов, мать, отец и дети находятся дома вместе около двух часов. Матери тратят на воспитание и общение в неделю около 8 часов, а отцы около 6 часов. Достаточно ли этого?

Общение необходимо ребёнку так же, как вода и еда. Если человек общается с другими людьми, получает достаточное внимание – он  максимально растёт и развивается. А недостаток общения приводит к минимальному развитию, малыш получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён полноценного общения со взрослыми, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Очень часто ребёнок восполняет недостаток родительского общения на улице, где его понимают,  принимают таким, какой он есть. Почему это происходит и от чего зависит? Ребёнок не желает общаться с родителями, так как  их не понимают и не хотят понять, им многое не позволяют, к ним относятся, как малышам, не дают взрослеть.

Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются такие принципы:

Самый веский принцип – безусловное принятие ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Если ребёнок принят родителями, он значим.

Признание ребёнка – это сохранение у ребёнка чувства собственного достоинства и уверенности в себе в своих силах. Со стороны родителей – безграничная вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Такие родители подчеркивают все успехи, достоинства, поддерживают в трудностях. Признание – в какой-то мере терпение родителей. Терпение – дать прочувствовать и осознать то, что совершил, и поддержка отца и матери. Признание формирует у детей чувство значимости  и необходимости в семье. Признание не может быть эпизодическим в воспитании детей. Оно предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть незначительное, усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее.

Не менее значимым чувством для ребёнка является родительская любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали не менее 3-4 раз в день. Иногда ребёнок не подпускает к себе, это может быть связано с тем, что в дошкольном возрасте у него не сформировалась потребность в родительском внимании, так как ощущал их на себе достаточно редко.

Родительская любовь необходима ребенку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются. Если требования есть, но любви ребёнок не ощущает, эти требования останутся невыполненными.
    Если ребёнок духовно и физически ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать действия родителей в штыки. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо. 
 
Быть доступным – значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. Нельзя отмахиваться, списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Родители должны помнить, то что проводить время с ребёнком, это не значит без конца читать ему мораль, быть доступным, значит вовремя прочитать вопрос в глазах ребёнка и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его, поговорить и обсудить их вовремя. Быть доступным – значит, иметь право на совместный поиск истины со своим  малышом. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, одной из причин является родительская недоступность и неприкосновенность, безразличие к ребёнку и, в конечном счёте  – к самому себе.
  Только имея в своём арсенале принятие, признание, родительскую любовь, доступность, можно формировать у ребёнка такие качества, как ответственность, самодисциплину, осознанную способность к ограничениям.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направит ему не -поможешь. В таких случаях лучше его послушать.

Мама сидит в парке на скамейка к ней подбегает ее трех летний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается одевать эту «уродскую шапку».

Во всех случаях когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, первое, что нужно сделать – это дать ему понять что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно. По вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это чувство или переживание. То есть, если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно слушать.

Активно слушать ребенка – значит улавливать, то что вам ребёнка пытается сказать, что он чувствует на самом деле, и «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначить его чувства. Этот способ называется активным слушанием.

Вернемся к примерам:

Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

Дочь: Не буду я носить эту уродскую шапку.

Мама: тебе она очень не нравится.

Сразу замечу: скорее всего такие ответы вам покажутся непривычными и даже не естественными. Гораздо легче и привычнее было сказать:

- Ну ничего, поиграет и отдаст…

- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Напротив ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принят ее.

(Привести пример из книги стр. 64)

Алгоритм действий по применению активного слушания.

  1. Занять правильное положение по отношению к ребенку: глаза взрослого и ребенка должны находится на одном уровне. Наша поза является для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать.
  2. Повтор услышанного от ребенка. Повторить в утвердительной форме то. Что вы услышали от ребенка. А потом обозначить его чувства.
  3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что рядом с ним родитель.
  4. Обозначить чувства ребенка в утвердительной форме.

4. Анализ конкретных ситуаций.

Ситуация и слова ребенка

Чувства ребенка

Ваш ответ

1. (образец): «Сегодня, когда я выходила из школы, мальчишка – хулиган выбил у меня портфель и из него все высыпалось»

2. Ребенку сделали укол, плачет: «доктор плохой»!»

3. Старший сын -  маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь».

4. «Сегодня на уроке математики я ничего не поняла и сказала об этом учителю, а все ребята смеялись».

5. Ребенок роняет чашку, та разбивается: «Ой!!! Моя ча – а – шечка!»

6. (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»

7. «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!»

8. «Он меня толкнул!»

Огорчение, обида

Боль, злость

Обида

Обида, огорчение

Испуг, жалость

Радость

Досада, обида

Обида

Ты очень расстроилась, и было очень обидно

Тебе больно, ты рассердилась на доктора

Тебе хочется, чтобы я тебя тоже защищала.

Было очень неловко и обидно.

Ты испугалась, и чашечку очень жалко.

Здорово! Я вижу ты очень рад.

Очень досадно…

Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась

- Но хочу отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три:

1. Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.

3. Ребенок сам продвигается к решению своей  проблеме

5. Анкета для родителей «Можете ли вы…»

а) могу и всегда так поступаю – 3 балла

б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла

в) не могу – 1 балл

1. В любой момент оставить все дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на  его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед  ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

8. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея (или принц)?

9. Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет, и ни во что не вмешиваться при этом?

12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка?

13. Устоять против детской просьбы и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

Оценка результатов

От  30 до 39 баллов. Ребенок – самая  большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его. Относитесь к нему с уважением, придерживайтесь постоянной линии поведения.

От 16 до 29 баллов. Забота о ребенке для вас – вопрос первостепенной важности, вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда проявляете последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях – чересчур мягки. Кроме того, вы часто склонны к компромиссам, и это мешает воспитанию. Вам следует серьезно задуматься над своими подходами

Менее 16 баллов. У вас серьезные проблемы с воспитанием детей. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того и другого. Вам следует обратится к специалистам,  познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Литература:

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком КАК? – М.: АСТ «Астрель», 2006.

Гиппенрейтер Ю.Б.  Продолжаем общаться с ребёнком ТАК? – М.: АСТ «Астрель», 2008.

Григорьева Т.Т., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного мышления. – Новосибирск: Из-во Новосиб. ун-та, 1999.

Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

Немов Р.С. Психология Т.1. – М.: ВЛАДОС,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Что важнее для ребенка - компьютер или книга?»

В последнее время компьютеры стали неотъемлемой частью нашего общества. Развивается общество, развивается культура, наука, техника. Поэтому я в своей работе хочу показать, насколько необходимо тесное ...

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

Родительское собрание в старшей группе на тему:ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Физическое, психоэмоциональное благополучие ребенка - дошкольника дома»

Цель: - Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности. - Установление сотрудничества детск...

Родительское собрание в старшей группе на тему : Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание: «Особенности воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста»Выступление на тему: «Старший дошкольный возраст – какой он?»...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно.  Э...

Родительское собрание в старшей группе на тему «Мир природы и ребенок»

повышение уровня экологической компетентности родителей....

Выступление на родительском собрании в старшей группе на тему: «Особенности звукопроизношения у детей 4–5 лет»

Сегодня я вас познакомлю со следующими вопросами:1. Структура логопедической работы в нашем детском саду.2. Звукопроизношение у детей 4-5 лет.3. С какого возраста необходимо начинать занятия...