Развитие словаря по лексическим темам.
методическая разработка (старшая группа) на тему

Челтыгдашева Людмила Викторовна

Материал предназначен для  групповых информационных центров родителей, он поможет родителям увидеть в каких направлениях нужно работать в формировании словаря ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slovarya_po_leksicheskim_temam.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «НАШЕ ТЕЛО»

Ребенок способен: Знать, уметь, показывать и называть основные части тела (на себе, на другом ребенке, на кукле). Знать, что глазами видим, глядим, смотрим; ушами слышим, слушаем; носом дышим, нюхаем; руками трогаем, берем, даем и т.д.; ногами ходим, бегаем и т.д. Выполнять (по возможности проговаривать) инструкции: подними — опусти руку, ногу, голову; открой — закрой глаза, рот.

 

Активный словарь  (ребенок использует эти слова своей в речи):

Имена существительные:

 голова, шея, рука, нога, лицо, затылок, ухо — уши, волос — волосы, лоб, глаз — глаза, бровь, щека, нос, рот, губа — губы, зуб — зубы, язык, плечо, локоть, палец, кулак, ладонь, ноготь, колено, пятка, живот, спина.

Глаголы:

думать, слушать, поднимать, опускать, брать, давать, трогать, перепрыгивать закрывать, открывать, нюхать, дышать, кусать, говорить, хлопать, стоять, сидеть, ходить, бегать

Имена прилагательные: левый, правый, верхний, нижний, крупный, мелкий.

Наречия:

вперед, назад, вверх, вниз        влево, вправо, слева, справа,

налево, направо, выше, ниже.

 Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует):

ноздри, стопа, грудь, затылок туловище, подбородок, ресницы, прислушиваться, переходить.

Тема: «ПРЕДМЕТЫ УХОДА ЗА ТЕЛОМ»

Ребенок способен: Знать, для чего и как надо ухаживать за своим телом. Показывать и называть основные предметы туалета, как ими пользоваться.

Активный словарь  (ребенок использует эти слова своей в речи):

Имена существительные:

 мыло, полотенце, зубная щетка,  зубная паста, зубной порошок,  грязнуля, губка, расческа, духи, душ, ванна, шампунь, ножницы, носовой платок.

Глаголы:

 мыть — мыться, умывать —  умываться, вытирать — вытираться, купать — купаться, обливать — обливаться, расчесывать — расчесываться, причесывать — причесываться, подстригать, чистить, полоскать, смывать, намыливать.

Имена прилагательные:

чистый, грязный, здоровый, больной, красивый, мокрый, сухой, длинный, короткий, лохматый, холодный, горячий, теплый.

Наречия:

чисто, грязно, хорошо, плохо.        

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует):

 корыто, ушат, лохань, одеколон, мочалка, ухаживать, аккуратный, приятно, неприятно.

Тема: «ОСЕНЬ»

Ребенок способен: Знать основные признаки осени: похолодание; изменение цвета травы, листьев на деревьях; листопад; тучи на небе; птицы улетают в теплые края; день убывает; фермеры убирают урожай овощей и фруктов.

Активный словарь  (ребенок использует эти слова своей в речи):

        

Имена существительные:

осень, лист — листья, листопад, урожай, фрукт — фрукты, овощ — овощи, дождь, туча, ветер, дерево,

земля, цветок, погода, день, ночь.

Глаголы:

желтеть, увядать, опадать, осыпаться, сохнуть, дуть, моросить, лить, шелестеть, журчать, собирать, убирать, улетать, наступать (осень наступила), мокнуть.

Имена прилагательные:

осенний, золотой, холодный, богатый, мелкий, сильный, желтый, зеленый, хмурый, дождливый, коричневый, сухой, красный, разноцветный, теплый, прекрасный, мокрый, серый.

Пассивный словарь  (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует):

Природа, багряный, пасмурный.

Тема: «ОВОЩИ»

Ребенок способен: Знать, что овощи растут в огороде на грядках; называть и показывать основные овощи, знать их сходство и различие. Овощи полезны, в них много витаминов; из овощей готовят суп, салат, их на зиму сушат, солят.

Активный словарь  (ребенок использует эти слова своей в речи):

Имена существительные:

огород, грядка, овощ, огурец, помидор, свекла, репа, морковь, лук, картофель, кабачок, редис, горох, урожай, мешок, ящик, ведро, корзина, лопата, гусеница, жук, корни, листья (овощей).

Глаголы:

сажать, поливать, зреть, убирать, ухаживать, копать, рыхлить, брызгать, срезать, выдергивать, расти, рвать, солить, сушить.

Имена прилагательные:

красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, зрелый, вкусный, сладкий, горький, незрелый, консервированный,  кислый, полезный, круглый, овальный, длинный, вредный, соленый, сушеный, невкусный.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует):  

баклажан, удобрения, вредитель заготавливать, консервировать, мариновать, маринованный.

Тема: «ОДЕЖДА»

Ребенок способен: Знать название и назначение основных видов одежды и обуви, показывать и называть части одежды. Знать, из чего, кем и где шьется одежда, как ухаживать за одеждой.

Активный словарь  (ребенок использует эти слова своей в речи):

Имена существительные:

одежда, пальто, куртка, плащ, платье, юбка, блузка, кофта, свитер, рукавицы, застежка, джемпер, рубашка, шорты, брюки, фуражка, комбинезон, костюм, фартук, сарафан, колготки, шлепанцы, носки, гольфы, платок, косынка, босоножки, шапка, шляпа, пояс, ремень, пилотка, плавки, прачка,

варежка — варежки, перчатка — перчатки, стиральная машина, белье, рукав, воротник, карман, капюшон, блузка, джемпер, ателье, пуговица, петля, крючок, кнопка, швейная фабрика, молния, резинка, шуба, манжета, подол, панама, швея, портниха, портной, иголка, нитки, наперсток,

халат, майка, трусы, купальник, туфли, чешки, сандалии, калоши, тапочки, кеды, кроссовки, каблук, пряжка, швейная машина, ткань.

Глаголы:

одевать, надевать, завязывать, развязывать, снимать, вешать, класть, ставить, чистить, стирать, гладить, сушить, застегивать, расстегивать, одеваться, раздеваться, обуваться, разуваться, продавать, покупать, шить, вышивать, вязать, мять.

Имена прилагательные:

осенняя, летняя, теплая, вязаная, байковый, шерстяной, ситцевый, меховая, зимняя (одежда); вельветовый, трикотажный, короткий, длинный, новый, кожаный, демисезонный, старый, чистый, грязный, мятый, глаженый, резиновый, удобный, красивый, некрасивый, нарядный, левый, правый

Наречия:

быстро, медленно, красиво, нарядно, удобно, неудобно, чисто, правильно, неправильно.

Пассивный словарь  (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует): чулки, берет, шлем, папаха, жилет, пиджак, жакет, кайма, тулуп, башмаки, подошва, бескозырка, аккуратно.

Тема: «ФРУКТЫ»

Ребенок способен: Знать, что фрукты растут в саду на деревьях. Они зреют, поспевают осенью. Их сушат, из них варят компот, варенье, сок, кисель.

Деревья в саду удобряют, обрызгивают раствором от вредителей. Фрукты полезны, в них много витаминов.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

сад, дерево, забор, калитка, ствол,   ветка — ветки, корень — корни,       яблоко, груша, слива, апельсин,  вредитель -  вредители, плод,  лимон, мандарин, фрукт, лестница, мешок, ящик, корзина, ведро, урожай.

Глаголы:

расти, зреть, поспевать, ухаживать,   заготавливать, консервировать собирать, срывать, брызгать, продавать, покупать, готовить, варить, сушить, мочить

Имена прилагательные:

красный, зеленый, желтый, синий,    кисло-сладкий, оранжевый, вкусный, твердый, мягкий, гладкий, румяный, сочный, сладкий, кислый, полезный, круглый, овальный.

 Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует)

 садовник, плодосъемник, удобрения, наливное (яблоко),  

Тема: «ДОМ»

Ребенок способен: Уметь ориентироваться в доме. Знать и называть расположение его частей. Уметь считать этажи, называть, кто на каком этаже живет. Знать, кто и из чего строит дома.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

 дом, крыша, труба, стена, пол,  потолок, балкон, окно, дверь, подъезд, крыльцо,  лестница, мусоропровод, замочная скважина, ступенька, лифт, этаж, квартира, институт, музей, столовая, комната, кухня, вход, выход, звонок, ресторан замок, ключ, избушка, изба, рама, подвал, чердак, прихожая, ванная, туалет, коридор, детский сад, ясли, школа, магазин, аптека, больница, театр, кинотеатр, цирк, поликлиника, фабрика, завод, строитель.

Глаголы:

строить, достраивать, красить,  ремонтировать, белить, заселять, переселять, открывать, закрывать, подниматься, спускаться, звонить, входить, выходить, мыть, подметать, убирать.

Имена прилагательные:

большой, маленький, высокий, бревенчатый, блочный, глиняный, низкий, кирпичный, каменный,        бетонный,  деревянный, новый, старый, многоэтажный, одноэтажный, красный, белый, желтый, серый, жилой, нежилой.

Наречия:

далеко, близко, высоко, низко, быстро, медленно, громко, тихо, слева, справа, вверху, внизу.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует)

замок, терем, дворец, здание, фундамент, лестничная клетка, панельный.

Тема: «ПОСУДА»

Ребенок способен: Знать названия посуды, ее назначение, где и из чего ее делают. Знать, как ухаживать за посудой.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

посуда, тарелка, чашка, блюдце, селедочница, кастрюля, сковорода, поднос, дуршлаг, чайник, хлебница, стакан, банка, бокал, рюмка, ведро, таз, кувшин, графин, кружка, сахарница,  конфетница,  молочник, ваза, кофейник, салатница, супница, масленка, солонка, миска, бидон, бутылка; ручка, донышко, дно, стенка (кастрюли), крышка, носик, горлышко; половник, ложка (столовая, чайная), вилка, нож.

Глаголы:

наливать, выливать, разливать, есть, пить, готовить, мыть, полоскать, вытирать, сушить, накрывать, подавать, убирать, ставить, складывать, класть, чистить, разбивать, склеивать, покупать.

Имена прилагательные:

столовая, чайная, кухонная, глубокая, мелкая, металлическая, железная, стеклянная, деревянная,  фарфоровая, пластмассовая, глиняная, чистая, грязная (посуда), острый, тупой (нож).

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

 Соусница, сухарница, перечница, бак, эмалированная.

Тема: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

Ребенок способен: Знать, кто и из чего готовит пищу в детском саду. Продукты повару выдает завхоз. Продукты взвешиваются на весах. Знать, в чем и на чем готовят пищу (в больших кастрюлях, на больших сковородах). Знать, что дети обычно едят на завтрак, обед, полдник, ужин.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

суп, щи, борщ, рассольник,        порядок, чистота, бутерброд, свекольник, бульон, котлета, каша, морс, сироп, макароны, вермишель, кафе, ресторан, запеканка, блины, пирожок, булка, хлеб, мясо, масло, молоко, сыр, колбаса, сосиска, сарделька, сметана, творог, какао, чай, кофе, кисель, сок, сироп, компот, лапша, завтрак, обед, полдник, ужин, пища, продукты, повар, кухня, плита, весы, гиря, холодильник, столовая.

Глаголы:

готовить, варить, жарить, печь,  взвешивать солить, пробовать, резать, наливать, выливать, подливать, переливать, приносить, уносить, дежурить, накрывать, убирать, кормить, кипятить, жевать.

Имена прилагательные:

вкусный, невкусный, сладкий, несладкий, соленый, несоленый,  пшеничный, сытный ароматный, горячий, теплый, холодный, жидкий, густой, мягкий, свежий, кислый, жирный, горький, мясной, рыбный, грибной, гороховый, картофельный, куриный, овощной (суп), гречневая, рисовая, манная, пшенная, геркулесовая (каша).

Наречия:осторожно, красиво, некрасиво, аккуратно, культурно, быстро, медленно, громко, тихо.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

завхоз, гарнир, соус, меню, гуляш, черствый, ржаной,  постный.

Тема: «ЗИМА. ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ»

Ребенок способен: Знать, что после осени наступает зима, замерзает вода в реках, выпадает снег. Небо зимой серое, хмурое, пасмурное. На дворе скапливается много снега, образуются сугробы. Уметь показывать их и называть. Снежинки — это красивые звездочки из снега. Снег тает от тепла. На крышах домов висят сосульки. Их нельзя сосать, от этого будет болеть горло. На ветках деревьев нет листьев. Птицам холодно и голодно. Они прилетают к домам, ищут корм. Зимой люди носят теплую одежду. Дети катаются на санках, коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговика (снежную бабу).

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

зима, снег, лед, снежинка, ветер,  хлопья, салазки, иней, развлечения,  узоры (морозные), мороз, сугробы, сосулька, льдинка, снегопад, снеговик, лыжи, сани, санки, коньки, крепость, ком, лыжник, лыжня, забавы, горка, каток.

Глаголы:

замерзать, морозить, дуть, выть,  касаться виться, кружиться, лепить, скрипеть, блестеть, сверкать, трещать, голодать, покрывать, скользить.

Имена прилагательные:

белый, чистый, пушистый, серебристый, искристый, глубокий, мягкий, липкий, прозрачный, твердый, холодный, блестящий, красивый, снежный, ледяной, гладкий, зимний, скользкий.

Наречия:

холодно, морозно, голодно, тепло, быстро, медленно.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

полозья, пурга, метель, вьюга, буран, вьюжить, вьюжный

Тема: «НОВЫЙ ГОД»

Ребенок способен: Знать, что Новый год — это зимний праздник, это начало нового года. Все люди рады его наступлению и желают друг другу здоровья, радости, успехов в работе и учебе. В домах и на улицах наряжают елку, Дед Мороз и Снегурочка приносят детям подарки. Январь — первый месяц нового года.

 

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

        

Имена существительные:

елка — ель, игрушка — игрушки; сюрприз, бусы, шар, хлопушка, флажок, фонарик, мишура, маска, макушка,   гирлянда, выступление, верхушка, праздник, хоровод, развлечение, утренник, пляска, загадка, игра, шутка, песня, танец, подарок.

Глаголы:

наряжать, развешивать, встречать,    расправлять (ветки), праздновать, веселиться, задышать, ожить (ель), светить, блестеть, сиять (игрушки), выступать, рассказывать, петь, плясать (на празднике), приходить, уходить.

Имена прилагательные:

добрый (Дед Мороз), стройная, пахучая, семейный, зеленая, пушистая, душистая (ель);   самодельные, колючие (иголки); разноцветные,  театральный (костюм) блестящие, серебристые, веселые, бумажные, стеклянные, яркие (игрушки); радостный (праздник).

Наречия:

ярко, светло, весело, грустно, темно, громко, тихо.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

карнавал, маскарад, сценка, эстафета (на развлечениях), долгожданная, переливаться.

Тема: «СЕМЬЯ»

 Ребенок способен: Уметь ориентироваться в словах, определяющих степень родства людей, их возраст, имена и отчества. Знать эти слова. Знать отвлеченное слово «семья».

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

        

Имена существительные:

мама, папа, бабушка, дедушка, мать, отец, (их полные имена и отчества), внук, внучка, сын, дочь, брат, сестра, дети, малыш, ребенок, ребята, семья, имена детей.

Глаголы:

жить, работать, отдыхать,  заботиться читать, готовить (обед), убирать (квартиру), вытирать (пыль), подметать (пол), чистить (одежду, посуду), вытряхивать (коврик), мыть, прибивать, зашивать, вязать, ухаживать, помогать, заниматься, играть, любить.

 

Имена прилагательные:

старый, старший (брат), младший (братик), ласковая, добрая, красивая, любимая, родная (мама, бабушка).

Наречия:

вкусно, нежно, строго, ласково, дружно.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

молодой, нежная.

Тема: «МЕБЕЛЬ»

Ребенок способен: Знать основные предметы мебели, их название, назначение; из чего делают мебель, кто и где ее делает. Уметь показывать и называть части стола, стула, шкафа, кресла. Знать, что телевизор, радиоприемник, холодильник, магнитофон и т.п. к мебели не относятся.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

        

Имена существительные:

стол, стул, кресло, диван, кровать, тахта, шкаф, сервант, пенал, стенка, полка,   буфет, раскладушка, табуретка, парта, ножка, спинка, сиденье (дивана), ручка, дверка, мебель.        

Глаголы:

ухаживать, вытирать, ставить, ремонтировать, переставлять, вносить, выносить, передвигать, сидеть, лежать, спать, вешать (полки), чинить (мебель), задвигать, раздвигать (диван).

Имена прилагательные:

круглый, квадратный, полированный, лакированный, прямоугольный, обеденный,         журнальный, письменный (стол), деревянный, пластмассовая, мягкая, детская, игрушечная, школьная (мебель).

 Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

кушетка, подлокотники, плетеная, удобная столяр, фабрика.

.

Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

 Ребенок способен: Знать названия наиболее распространенных зимующих птиц, где они живут, чем питаются. Устанавливать их сходство и отличие от перелетных птиц.  Уметь правильно, бережно и заботливо относиться к птицам.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

        

Имена существительные:

воробей, ворона, сорока, галка, филин, стая,  дятел, синица, голубь, снегирь, сова, кукушка, пух,

перо — перья, крыло — крылья, грудка, лапы, хвост, клюв, корм, кормушка, сало, зерно, крупа.

Глаголы:

летать, ходить, прыгать, зимовать, клевать, махать, чирикать, каркать, стрекотать (сорока), ухать (сова, филин), долбить, ворковать (голубь), стучать (дятел).

Имена прилагательные:

зимующие (птицы),        перелетные,  красногрудый (снегирь), болтливая, белобокая (сорока), сизый (голубь), пестрый (дятел), разноцветный, серый, черный.

 Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

оперенье, хохолок, цвенькать (синица), хлопотливая (сорока)

Тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

 Ребенок способен: По картинкам узнавать и называть домашних птиц, их детенышей и части тела. Усвоить, кто как голос подает, какую пользу приносит людям.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

        

Имена существительные:

петух, курица — куры, утка, гусь,  индюк, крыло — крылья, перо —     шпоры (петуха), перья, пух, яйцо — яйца, гребешок, голова, шея, туловище, хвост, лапа — лапы (сколько?), бородка, наседка, цыпленок — цыплята, утенок — утята, гусенок — гусята, индюшонок — индюшата, курятник.

Глаголы:

плавать, нырять, переплывать, отплывать (утка, гусь), летать, перелетать, взлетать (на забор), кукарекать (петух), садиться  на насест (курица), гоготать, Щипать (гусь), крякать (утка).

 

Имена прилагательные:

куриный, гусиный, утиный, петушиный, индюшачий, длинный, короткий, острый, тупой; домашние, дикие (птицы)

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

птичник, птицеферма, птичница, перепонки.

Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Ребенок способен: На протяжении года дети в практической жизни и на картинках узнают и называют домашних животных и их детенышей. Они должны усвоить повадки животных, кто как голос подает, какую пользу приносит людям. Внимание детей обращается на внешние признаки животных (у коровы, козы, барана — рога, у лошади — грива и т.п.). Дети должны показывать и называть животных и части их тела. Знать, как передвигаются животные, что они едят, как пьют, где живут. Необходимо разъяснять детям, что после игры с кошками и собаками надо обязательно мыть руки. Беседы об отношении к животным.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

животные, корова, лошадь, коза, кабан, ягненок — ягнята, кролик, свинья, кошка, собака, кот,   свинарка, доярка, конюх, овца, баран, бык, конь, козел, осел, телятница, стадо, табун, отара, (их детеныши); морда, пасть, грива, пастбище челка, пятачок; клыки (собаки), рога (коровы), ноги (сколько?), копыта, когти, лапа — лапы, шерсть, молоко, мясо, конура, будка, хлев, конюшня.

Глаголы:

рычать, лаять, ржать, хрюкать, блеять мяукать, мычать, лакать, жевать, грызть, доить (корову, козу), сторожить (дом), перевозить (грузы), ухаживать, чистить, кормить, выгонять, пасти.

Имена прилагательные:

 злой, умный, верный, хитрый, мягкий, жесткий, пушистый, кудрявый, гладкий, лохматый, острый.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

 боров, вымя, щетина.

Тема: «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА»

 Дать детям представление об армии как защитнице Отечества, способствовать формированию уважительного отношения ко всем, кто служил и служит в армии, воспитывать желание готовить себя к службе в армии. Уточнить и расширить знания детей об армейских профессиях.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

Родина, армия, солдат, моряк, страна,  матрос, командир, капитан, мир, офицер, генерал, защита, защитник, война, герой, орден, медаль, пехотинец, оружие, граница, танк, ракета, тягач, пушка, автомат, пулемет, самолет,        тельняшка, корабль, часовой, форма, гимнастерка, бескозырка, фуражка, пилотка, подводная лодка, враг, неприятель, каска, шинель, парашют, броневик, нарушитель, пост, гусеницы (у танка), летчик — пилот, автоматчик, ракетчик, пулеметчик, разведчик, пограничник, танкист, парашютист, салют.

Глаголы:

охранять, защищать, воевать, стрелять, побеждать, погибать, получать (награды), прыгать с парашютом, стоять на посту.

Имена прилагательные:

военный, защитный (цвет),        отважный, бесстрашный, смелый, храбрый, сильный,        закаленный, умелый; быстроходные (машины) мощные (орудия, танки), крепкая (броня).

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

Отечество, боец, воин, артиллерия, артиллерист, китель, всадник, конница, награда, ветеран, одержать (победу), оберегать, доблестный, стойкий.

Тема: «ДЕНЬ 8 МАРТА»

 Ребенок способен: Знать, что 8 Марта — мамин праздник, что этот день празднуется в начале весны.

8 Марта — первый весенний праздник, он отмечается в честь женщины-труженицы, мамы, бабушки.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

женщина, работница, врач, повар, профессия, бухгалтер, завхоз, логопед, парикмахер, инженер,         героиня, морщинка, седина, маляр, строитель, няня, воспитательница, учительница, медсестра, швея, портниха, артистка, певица, музыкант, продавец, доярка.

Глаголы:

лечить, учить, стричь, причесывать, беспокоиться, заботиться строить, ремонтировать (дом), красить, помогать (маме), шить, кроить (одежду), выступать (в театре), играть, доить, ухаживать, воспитывать, убирать, готовить, стирать, купать, покупать, чистить, работать.

Имена прилагательные:

добрая, дорогая, милая, любимая,      нежная, ласковая, внимательная родная, строгая, заботливая, красивая, усталая, старая, молодая, седая (мама, бабушка)

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

птичница, чертить, чинить.

Тема: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

Ребенок способен: Уметь показать и назвать основных диких животных, показании назвать части их тела, их детенышей. Знать, чем покрыто тело животных, что они едят, как передвигаются, где живут, как спасаются от врагов. Устанавливать сходство и различие изучаемых животных.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

медведь, лиса, волк, белка, заяц, трусишка, еж, лось; морда, пасть, туловище, хвост, шерсть, шкурка; берлога, нора, дупло, мед, улей; зверь — зверек, зайчонок — зайчата, медвежонок — медвежата; ноги, лапа, когти, клык — клыки, зубы, рога, копыта, иголки (ежа), орех, шишка, гриб, животные.

Глаголы:

прыгать, скакать, бегать, ходить, петлять, бродить, рыскать грызть, прятать, выть, рычать, реветь, залезать, спасаться, прятаться, заготавливать (на зиму), линять.

 

Имена прилагательные:

мохнатый, бурый, неповоротливый, шустрая, косолапый, хищный, злой, голодный, серый, сердитый, колючий, белый, косой, трусливый, рыжая, пушистая, хитрая, быстрая, ловкая (лиса).

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

плутовка, логово, юркая, неуклюжий, пугливый;

Тема: «ВЕСНА»

Ребенок способен: Знать, что после зимы наступает следующее время года — весна. Основные признаки, приметы весны: дни стали длиннее, а ночи короче, солнце пригревает, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины. С крыш свисают сосульки и тают. Прилетают перелетные птицы, животные просыпаются после зимней спячки. Вскрываются реки, начинается ледоход. Набухают почки на деревьях, появляются первые клейкие листочки. Зацветают верба, мать-и-мачеха, подснежники. Вся природа оживает. Фермеры и колхозники начинают посевные работы.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

        

Имена существительные:

весна, природа, ледоход, верба, признаки, капель, мать-и-мачеха, подснежник, садовод, огородник, март, апрель, май, проталина, сосулька, ручей — ручьи, почка, лужа, льдина.

Глаголы:

наступает, идет, пришла, припекает (солнце), оседает, пригревает, оживает, трещит (лед),   сходит (снег), лопаются (почки) просыпается (природа), текут, журчат, бегут, звенят (ручьи), набухают (почки), прилетают (птицы), зеленеют, распускаются (листья), пахать, сеять, сажать, зацветать.

Имена прилагательные:

длинный, короткий, ранний, безоблачное, поздний, зимний, весенний, теплый, ясное (небо), холодный, толстый, тонкий (лед), яркий, солнечный, прозрачный, грязный, темный, быстрый, липкий; голубое, высокое, прозрачное (небо); душистые, нежные, молодые (листья); дружная (весна).

Наречия:

опасно, высоко, низко, тепло, холодно.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

фермер, колхозник, талый, пахучий, клейкие, рыхлый.

Тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Ребенок способен: Знать, что весной птицы прилетают из теплых краев, занимают скворечники, вьют гнезда. Уметь различать и называть птиц, знать, чем они питаются, какую пользу приносят. Устанавливать сходство и различие между птицами, их отличие от других животных.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

грач, скворец, ласточка, журавль,  вереница, насекомые, жаворонок, лебедь, аист, жаворонок, стая, цепочка; клюв, птицы, лапы — лапки, ноги, яйцо — яйца, гнездо, скворечник, птенец, жучок, паучок, муха, червяк.

Глаголы:

летать (приставочные глаголы от «летать»), вить, занимать  (гнездо), петь, щебетать (песни);       откладывать (яйца), устойчивые словосочетания: высиживать (птенцов), улетают в теплые края, прилетают из теплых краев, вьют гнезда.

Имена прилагательные:

перелетные, красивые, певчие, шумные (птицы); пестрый.

Наречия:

быстро, медленно, громко, тихо, тепло, холодно.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

клин, вредители (садов), личинка, гнездиться, возвращаться, истреблять, уничтожать (вредителей), проворный.

Тема: «ЛЕС. ДЕРЕВЬЯ»

 Ребенок способен: Знать, что такое лес, каким он бывает, из чего состоит, какие породы деревьев растут в лесу. Знать названия и определять некоторые породы (ель, сосна, береза, дуб, клен). Показывать и называть части дерева, знать, что листочки появляются из почек весной, а осенью сухие желтые листья опадают. У ели и сосны вместо листьев иголки. Уметь отличать куст от дерева. Знать, что в лесу растут грибы, ягоды, цветы, живут дикие животные, птицы и насекомые. Лес — наше богатство, его надо беречь, нельзя в лесу разводить костер. Лес охраняет лесник. Знать, какую пользу приносят людям деревья, что делают из древесины.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

  Имена существительные:

лес, дерево, куст, растение, поляна,   богатство, опушка, тропинка, ствол, кора, пень, хвоя, роща, чаща, лесник, костер, пожар, тень; ветви, почки, листья, корни (деревьев), иголки, шишки (сосны, ели), орехи, желуди (дуба), сережки (березы), плоды (леса), парк.

Глаголы:

расти, цвести, зреть, поспевать, согревать, распускаться, появляться, опадать, охранять, беречь, сажать, поливать, ухаживать, рубить, пилить, тушить (пожар), жечь, разводить (костер); (приставочные глаголы от «шел»).

Имена прилагательные:

высокий, низкий, красивый, густой,   лиственный, хвойный, толстый, тонкий, круглый, овальный, волнистый, сосновый, еловый, дубовый, кленовый, березовый, лесной; дремучий (лес), лесная (чаща, поляна), прохладная (тень), светлая (роща).

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

древесина, просека,  крона, оберегать, вырастать, холодить (давать тень), резной, дремучий.

Тема: «ЦВЕТЫ. НАСЕКОМЫЕ»

Ребенок способен: Знать, что в лесу на полянах и опушках, на лугу растут разные цветы. Показывать и называть наиболее часто встречающиеся. Называть части цветка. Знать, что не все цветы можно рвать.

В лесу много насекомых полезных и вредных. Показывать и называть насекомых, части их тела, знать их пользу и вред.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

подснежник, мать-и-мачеха, фиалка, василек, божья коровка, одуванчик, ромашка, колокольчик,   ландыш, стебель, цветок, бутон, санитары леса, улей букет, жук, бабочка, кузнечик, стрекоза, гусеница, комар, муха, муравей, пчела, оса, паук, муравейник, паутина, мед, жало, луг — луга, лепесток—лепестки, корешок, листок — листья, насекомое — насекомые.

Глаголы:

расти, цвести, пахнуть, распускаться, летать, порхать, ползать, садиться, складывать (крылышки), переносить (пыльцу), плести (паутину), собирать (сок), жужжать, жалить, звенеть, сосать, прыгать, трещать (кузнечик).

Имена прилагательные:

красивый, желтый, белый, красный, длиннокрылая синий, голубой, фиолетовый, пестрый, тонкий, цветной, разноцветный, блестящий, вредный, полезный, быстрый, маленький, навозный (жук),

полосатая (стрекоза, оса), лесные, луговые (цветы, насекомые).

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

пасека, пасечник, пчеловод, стрекочет (кузнечик).

Тема: «УЛИЦА. ГОРОД»

Ребенок способен: Главный город нашей страны — Москва. Там работают Правительство и Президент. Знать название родного города, главные достопримечательные места, реки. Наш город очень большой, в нем много заводов и фабрик. Есть в городе театры, школы, институты, детские сады, больницы, поликлиники, аптеки, магазины. Есть вокзалы, куда приходят и откуда уходят поезда, пароходы, автобусы. Есть в городе аэропорт, метро. В городе живет много людей. Они работают на заводах и фабриках. Дети учатся в школах, малыши ходят в детские сады и ясли. Улицы города широкие, чистые, прямые. Знать свою улицу, детский сад. По улицам ездят машины, автобусы, троллейбусы, трамваи.

Знать правила поведения на улице: ходить по тротуару, не играть на мостовой, переходить улицу только на зеленый свет и в установленных местах. Убирают улицу дворники и специальные уборочные машины. На улицах стоят урны, куда бросают мусор. Сорить на улице нельзя.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

город, улица, площадь, парикмахерская, театр, больница, институт, университет, поликлиника, аптека, магазин, завод, фабрика, школа, детский сад, аэропорт, аэродром, шоссе, ясли, пароход, светофор, дорога, библиотека, ателье, кафе, тротуар, асфальт, урна, дворник, мостовая, вокзал, перекресток, уборочная машина, памятник, кинотеатр, спектакль, парк, музей, газон, кинофильм, метро, почта.

Глаголы: ездить, встречать, провожать, протекать, убирать, подметать, поливать, переходить, отдыхать,

любоваться.

Имена прилагательные: большой, красивый, старый, старинный, чистый, просторный, широкий, любимый.

Пассивный словарь переулок, консерватория, регулировщик, проспект, бульвар сквер, (или парк),

Тема: «ТРАНСПОРТ»

 Ребенок способен: Знать и называть основные виды транспорта, его разновидности, назначение, названия людей, управляющих тем или иным видом транспорта.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:

поезд, самолет, вертолет, пароход, паровоз, катер, лодка, метро, мотоцикл,        автомобиль, автомашина,

велосипед, машина, самосвал, фургон, летчик, капитан, шофер, водитель, автобус, троллейбус, мотоциклист, велосипедист, трамвай, вокзал, билет, деньги, машинист, пилот, аэродром, касса, пассажир, гараж, такси, пристань, части машины (кузов, кабина, мотор, руль, колесо, фара), самолета (корпус, крылья, пропеллер, кабина), парохода (палуба, каюта, борт, мачта, спасательный круг); вагон, рельсы, железная дорога.

Глаголы:

 мыть, чинить, заводить, вести, управлять, взлетать, лететь, идти (на посадку), приземляться, везти, платить, покупать; (приставочные глаголы от «идти», «плыть», «ехать», «лететь»).

Имена прилагательные:

пассажирский, товарный, речной, подземный, железнодорожный, морской, наземный, водный,        

воздушный; пожарная, аварийная, милицейская, санитарная, скорая помощь, моторная, парусная,        

подводная, грузовая, легковая, резиновая, деревянная.

Наречия:

далеко, близко (дальше, ближе), высоко, низко (выше, ниже), быстро, медленно (быстрее, медленнее).

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

электровоз, тепловоз, автопарк, вагоновожатый, иллюминатор, штурвал,

Тема: «ПРОФЕССИИ»

 

Ребенок способен: При изучении предыдущих тематических циклов и при наблюдениях за трудом взрослых дети узнают об основных профессиях, как выполняется та или иная работа, знакомятся с основными предметами, применяемыми при выполнении трудовых операций. На данном этапе работы идет повторение, закрепление и обобщение изученного, большое внимание уделяется расширению знаний детей путем усвоения механизма словообразования (образование названий профессий с помощью суффиксов и словосложения).

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные: воспитатель (-ница), профессия, контролер, учитель (-ница), строитель, библиотекарь, парикмахер, водитель, дворник, садовник, температура, сапожник, художник, велосипедист, мотоциклист, пограничник, огородник, повар, столяр, дояр (-ка), тренер, шахтер, шофер, доктор, токарь, слесарь, маляр, милиционер, врач, скрипач, циркач, трубач, тракторист, машинист, парашютист, логопед, медсестра, продавец, кузнец, портниха, ткачиха.

Глаголы: воспитывать, заниматься, учить, ремонтировать, регулировать, писать, считать, читать, строить, тренировать красить, водить, чинить, убирать, подметать, ухаживать, шить, рисовать, охранять, варить, жарить, доить, кормить, добывать, точить, следить (за уличным движением), играть, лечить, выступать, пахать, сеять, собирать (урожай), прыгать (с парашютом), продавать.

 Имена прилагательные:

вежливый, внимательный, аккуратный, строгий, старательный, добрый, злой, заботливый.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

штукатур, пекарь, печник, ковать, добросовестный.

Тема: «ЛЕТО»

Ребенок способен: Знать, что после весны наступает следующее время года — лето. Называть его основные признаки, происходящие изменения в природе (в жизни растений, животных, в погоде), в деятельности, одежде людей. Дети должны твердо усвоить последовательность в чередовании времен года, в изменении природы и труда людей в течение каждого сезона и уметь отвечать примерно на такие вопросы:

  • Как греет солнце весной, летом, осенью, зимой?
  • Когда дети идут в школу?
  • Когда они купаются, загорают?
  • В какое время года улетают в теплые страны скворцы?
  • Когда бывают сильные морозы? И т.д.

Активный словарь (ребенок использует эти слова своей в речи).

Имена существительные:    

лето, время года, месяц, июнь, июль, август, жара, река, озеро,  пруд, дача, лагерь, удочка, пляж, панама, косынка, шляпа, купальник, сарафан, футболка, юбка, мяч, сачок, скакалка, деревня, берег, цветок, ягода, рыба, лягушка, шорты, сандалии, босоножки, туфли, прятки, гроза.

Глаголы:гулять, отдыхать, купаться, загорать, ловить (бабочек), собирать (цветы), уезжать, играть, помогать, плавать, нырять, квакать.

Имена прилагательные:

жаркий, теплый, горячий,        грозовой, деревенский, длинный, короткий, глубокий, мелкий, легкий, тяжелый, дачный, речной, летний.

Наречия:жарко, тепло, холодно, легко, тяжело, глубоко, мелко, горячо, весело.

Пассивный словарь (ребенок знает эти слова, но в своей речи не использует).

Зной, знойный,  пастух, стадо, пасти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарь по лексическим темам для старшей подготовительной группы.

Данное пособие поможет логопедам и воспитателям в актуализации знаний детей по всем лексическим темам....

Словарь по лексическим темам

Словарь по лексическим темам позволяет родителям закрепить отработанный словарный материал с детьми на занятиях...

Словарь по лексическим темам

Наглядная информация для родителей. Подборка существительных, прилагательных, глаголов для наработки словаря по лексической теме....

"Активизация словаря по лексическим темам для родительского уголка"

Данный материал может быть использован в качестве рекомендаций для родителей....

Расширение словаря по лексическим темам с помощью пальчиковых игр

Для повышения речевой активности ребенка в обогащении словаря по лексическим темам являются пальчиковые игры.Пальчиковые игры – стихи, которые ребёнок рассказывает руками.В стихотворных текстах ...

Обогащение словаря по лексической теме

Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях ...