Родительское собрание "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Юлия Сергеевна Дикопавленко

Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie-ekologiya.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе детского сада.

Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  

Задачи:

  • Выявить уровень экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.
  • Расширить представление родителей о формах деятельности с детьми по экологическому воспитанию - методе моделирования.
  • Продолжать формировать экологические нормы поведения человека в окружающей среде.
  • Привлекать родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.

Подготовка к родительскому собранию:

  • Оформить родителям пригласительные билеты на собрание, выполненные детьми в виде аппликации.
  • Подготовить анкеты и провести анкетирование родителей.
  • Оформить выставку пособий, дидактических игр по методу моделирования в экологическом воспитании.
  • Подготовить материал для изготовления моделей в практической части.
  • Подобрать музыкальное сопровождение, создать слайды по теме собрания.

1 часть – выступление воспитателя в сопровождении грамзаписи: «Звуки природы».

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Человек и природа – одно целое, неделимое. Природа оказывает огромное влияние на нас, а проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Каждый человек должен иметь определённый уровень экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, а педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных - наше богатство.  Его надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Немного времени надо, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи. Необходимо воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только надо им помочь сохранить её на всю жизнь. Это и будет формирование основ экологической культуры у детей.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

«Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» – писал В. Сухомлинский.

Экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой – семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.

Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом.

Несмотря на то, что основой познания ребенком окружающей действительности является чувственное познание, многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей. Именно модели являются средством перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного познания мира к познанию схематическому, творческому, обеспечивающему ребенку возможность опосредованным путем осваивать окружающий мир.

Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.  Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление можно назвать моделирующей деятельностью.

Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном примере. Так, раскрывая тайну деревьев с помощью модели, ребенок легче запоминает части дерева (корни, ствол, ветки, листья, плоды), а также узнает, какую пользу они приносят человеку. После наблюдения за божьей коровкой, когда детям представляется модель строения частей насекомого, они легко усваивают то, что они во время наблюдения могли и не заметить: насекомое имеет три части тела (голова, грудь, брюшко), крылья, у него есть шесть ног. С помощью схем-моделей дети хорошо могут устанавливать причинно-следственные связи: с наступлением холодов – засыхают многие растения – исчезают насекомые – улетают в теплые края птицы и т. д.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой используются различные виды моделей:

  • Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. (Показ предметных моделей с выставки.)
  • К ним относятся различные предметы, конструкции.
  • Предметно-схематические модели. (показ предметно – схематических моделей с выставки) В них существенные признаки, связи и отношения объектов представлены в виде предметов-макетов.
  • 3.Графические модели (показ графики, схемы) передают обобщенно признаки, связи и отношения природных объектов и явлений.

В качестве дидактического материала, кроме моделей, можно использовать мнемотаблицы.

Мнемотаблица  - это схема, в которой заложена определённая информация. Например, при запоминании стихотворений, загадок, пословиц.

Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания, выполняло свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

  • Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания.
  • Быть простой и доступной для создания и действия с ней.
  • Ярко и чётко передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть усвоены.
  • Модель должна нести в себе что-то новое, то, чего ребёнок ещё не знает.

Как у ребенка развить умение переводить реальный объект в знаково-символический образ:

  • рассмотреть объект целостно;
  • поделить объект на части, определить существенные признаки;
  • заменить признаки на знак, символ;
  • схематически изобразить целый объект.

Модели доступны детям – внесены в предметно-развивающую среду группы и применяются воспитанниками в самостоятельной деятельности, а также используются в групповой, подгрупповой, совместной деятельности, в индивидуальной работе с детьми, режимных процессах.

Когда ребёнок начинает придумывать модель самостоятельно – это лучший результат работы по моделированию.

Таким образом, ребёнок понимает язык символов через работу с моделями и потребности растений, развивается связная речь, логика, способность делать собственные выводы, развивается мышление, логические действия. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах, явлениях природного окружения, систематизация которых обеспечит формирование у дошкольников целостного образа природы.

2 часть – Практическая.

Родителям предлагается разделиться на группы.

Проводится викторина: «Компетентность родителей в сфере экологии»

  • - Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями и их личинками? (медведь, дятел)
  • - Какое яйцо самое прочное? (страуса – выдерживает вес 15 кг)
  • - Где у кузнечика уши? (на ногах)
  • - Какой вред приносят людям мухи и тараканы? (разносят инфекцию)
  • - Почему божью коровку не едят птицы? (она выделяет жидкость с неприятным запахом)
  • - Где строят гнездо шмели? (в норках, в трещинках)
  • - Опасное насекомое, переносчик малярии? (комар)
  • - Самое крупное млекопитающее? (синий кит: длина – 33, 5м, вес – 160т.)
  • - Кто самый сильный на земле? (муравей: переносит тяжести в 10 раз больше своей массы)
  • - Кто самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама)
  • - Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы – белые и шампиньоны наиболее питательные)
  • - Кто кукует у кукушки? (самец)
  • - Что относится к живой природе? (человек, растения, животные, грибы, микробы)
  • - Что относится к неживой природе? (солнце, воздух, вода, камни)
  • - Какая птица питается насекомыми на лету? (ласточка)
  • - У всех насекомых шесть ног, а у этого восемь ног и еще восемь глаз? (паук)
  • - Лекарственное растение. В народе его называли «порезник», «ранник», «чирьева трава»? (подорожник)
  • - Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. (туман)
  • - Ледяные кристаллики, подающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуются снежные хлопья. (снежинки)

После ответа родитель получает жетон с названием группы.

Задания для родителей:

1. «Прогноз погоды». Предлагается с помощью графического моделирования составить прогноз погоды, описанный на заранее приготовленной карточке.

2. «Время года». Предлагается составить экосистему нашего края с помощью предметно - схематического моделирования.

3. Загадки. Предлагается через мнемотаблицы загадать загадки.

После выполнения заданий, родители демонстрируют свои работы.

Собрание заканчиваю словами В. А. Сухомлинского: «Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

Успехов Вам и вашим детям!

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» (пример 1)

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение занимается вопросами экологического воспитания детей? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Интересует ли Вас лично данная проблема________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ощущаете   ли   Вы   по   ребенку,   что   в   ДОУ     уделяется внимание экологическому воспитанию?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем это проявляется? (Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть))

5. Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как вы знакомите детей с правилами поведения в природе? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ваши предложения, пожелания. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анкета для родителей (пример 2)

"Экологическое воспитание детей"

1.Что такое экология?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Посадили ли Вы дерево? _____________________________________________________________________________
  3. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? _____________________________________________________________________________
  4. Читаете ли Вы ребенку книги о природе? _____________________________________________________________________________
  5. Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе? _____________________________________________________________________________

8.Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? _____________________________________________________________________________

9.Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? _____________________________________________________________________________

10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.? _____________________________________________________________________________

  1. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц? ___________________________________________________________________________
  2. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? ________________________________________________________________________
  3. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в старшей «Б» группе Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

повышение интереса родителей к экологическому образованиюдетей и к экологии в целом...

Родительское собрание в средней группе детского сада. Тема: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.  Задачи:Выявить уровень  экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Продолжа...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Родительское собрание: "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста"

Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом. Задачи:Выявить уровень  экологической культуры семьи путем анкетирования родителей.Расширить представл...

Проект «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» повышение экологической грамотности и экологической культуры детей дошкольного возраста Срок реализации: 9 месяцев Возраст детей: 5-6 лет

Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного воз...