Консультация для родителей "Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму"
консультация на тему

Ермолаева Анастасия Андреевна

Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через пантомиму.

 

Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организовывает и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, сопровождая практически любые проявления деятельности человека.

Нам всегда бывает непросто разобраться, от чего зависит наше состояние, настроение, откуда появляются порой те или иные положительные или отрицательные эмоции: радость, грусть, раздражение или обида.

Последнее время очень активно в нашу жизнь вошли современные гаджеты: компьютер, планшет, мобильный телефон. И, родители, зачастую дают ребенку пользоваться этими устройствами с самого раннего детства. Общение же со взрослыми и сверстниками уходит на второй план. Хотя именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную и чувственную сферу.  Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, так как понимание своих эмоций и чувств - важный момент становления личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого ребенка или взрослого.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-чувственной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания с самого раннего возраста.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью, сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях. Сейчас большое значение придается организации предметно-чувственной деятельности как основе формирования личности. В то же время недооценивается значение специальной работы по эмоционально-волевому развитию. Идея самоценности дошкольного детства в создании условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком заставляет  нас отказаться от попыток искусственного ускорения детского развития и заняться поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола.

В то же время ребенок идет к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства:

• в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, фантазировать, детально описывать плоды своего воображения, увлеченно рисовать, мастерить, играть и т. д… .

• эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, без особого напряжения он запоминает события со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.)

• эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и выступают в роли «своеобразной валюты мозга».

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшей группе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

В младшем дошкольном возрасте дети с помощью мимики и жестов охотно показывают  различных животных: зайца, медведя, лису, волка. Именно эти животные являются основными героями детских сказок. Дети, уже могут  не только слушать сказки, но и зачастую показывать и рассказывать их. Существует очень много пособий «Расскажи стихи руками», когда с помощью движений вы показываете ту или иную строчку стихотворения. Во первых, дети быстро запоминают стихотворение, во вторых развивается эмоциональная сфера ребенка, раскрываются его театральные способности. К любому стихотворению движения можно придумать спонтанно вместе с детьми.

С помощью игр - пантомим дети младшего и среднего возраста могут показывать

Как мама:

- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Поливает цветы;
- Примеряет новую шляпку;
- Стирает;
- Набирает телефонный номер;

Показать следующие действия:

  • как вы чистите зубы;
  •  как вы стучите в дверь;
  • как вы показываете кому-то «Стоять!»;
  •  как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»;
  •  как вы ругаете балующегося ребёнка;
  • как вы прощаетесь;
  • как вы надуваете воздушный шар;
  • как вы расчесываетесь;
  • как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй.

Показывать отдельные сценки:

«Играю в снежки»;
«Снег попал за воротник, шею»;
«Снежок больно ударил по ноге»;
«Катаю большой снежный ком»;
«Иду на лыжах»;
«Катаюсь на коньках».
«Расчищаю дорожку от снега»;
 «Везу санки с малышом»
.

В старшем дошкольном возрасте  у детей формируются знания уже о более широком круге эмоций: радость, страх, злость, грусть, удивление, обида, жалость и т.д. Дети в играх-пантомимах  учатся  не только показывать эмоции, но и узнавать их. Происходит  самопознание  своего эмоционального состояния, а затем и состояния окружающих взрослых и детей.  

Дети 5-6 лет уже могут следующее:
Загадывать мимические загадки (отгадывают зрители).                                                                                                                Показывать различные состояния человека. Показать, как идет старый дедушка, спокойно идет человек, спешит женщина с тяжелыми сумками, бежит ребенок, человека, у которого давят ботинки…

 Воспроизводить различные знакомые сказки (без слов). Показывать пластические этюды. Например: показать проявления одинаковых ощущений у разных зверей.

Как мы ведем себя если:

  •  солнечный свет слепит глаза;
  •  на улице мороз;
  •  разболелся живот;
  •  кто-то случайно наступил на ногу;
  •  пошёл с родителями гулять и случайно потерялся.

 


Профессии. Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• капитана теплохода;
• тракториста;
•полицейского;
• регулировщика движения;
• маляра;
• плотника;
• учителя;
• почтальона;
• сапожника;
•водителя;
• повара;
• доярки;
• балерину;

Таким образом, можно сделать вывод.

Если мы не будем спешить и достаточно времени уделим занятиям пантомимой, то это позволит ребенку углубиться в свой внутренний мир .Он начинает понимать, что для того чтобы что-то выразить или дать понять, вовсе не обязательно говорить. Это не только очень развивает ребенка, но и учит контролировать свои эмоции. Нужно учить детей средствам само- выражения без слов, загадывать  загадки, обыгрывать в пантомимах различные  ситуации. В дальнейшем они смогут создавать и проигрывать целые истории. Это будет очень хорошо развивать эмоциональную сферу ребенка, так как ему потребуется поставить себя на место другого человека, понять его, а это в свою очередь учит ребенка эмпатии (сопереживанию и сочувствию).

В пантомиме дети учатся более глубоко познавать свой внутренний мир, учатся друг у друга, таким образом, мы можем говорить о взаимообучении и взаимообогащении психоэмоциональной сферы.

С помощью пантомимы дети чувствуют себя более раскрепощенными в эмоциональном плане, появляется уверенность в себе.

Развивая  психоэмоциональную сферу ребенка, мы способствуем  становлению гармоничной личности. А для этого необходимо создать педагогическое  пространство  активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получит  опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму?»

Развитие психо-эмоциональной сферы ребенка через пантомиму.

Эмоции – наиболее сложная сфера с трудом поддающаяся пониманию, осознанию и контролю. Это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организовывает и направляет восприятие, мышление и действие. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, сопровождая практически любые проявления деятельности человека.

Нам всегда бывает непросто разобраться, от чего зависит наше состояние, настроение, откуда появляются порой те или иные положительные или отрицательные эмоции: радость, грусть, раздражение или обида.

Последнее время очень активно в нашу жизнь вошли современные гаджеты: компьютер, планшет, мобильный телефон. И, родители, зачастую дают ребенку пользоваться этими устройствами с самого раннего детства. Общение же со взрослыми и сверстниками уходит на второй план. Хотя именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную и чувственную сферу.  Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями, так как понимание своих эмоций и чувств - важный момент становления личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. Ведь чем больше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние другого ребенка или взрослого.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоционально-чувственной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных приоритетных задач воспитания с самого раннего возраста.

Ребенок живет эмоциями, руководствуется ими при выборе способов поведения. Эмоции сопровождают его ощущения, практические действия, регулируют мыслительную деятельность, делают окружающий мир многоликим, удивительно прекрасным и значимым.

Успех образования дошкольника определяется не только и не столько его информированностью, сколько желанием получить информацию, использовать ее в практической деятельности, жизненных ситуациях. Сейчас большое значение придается организации предметно-чувственной деятельности как основе формирования личности. В то же время недооценивается значение специальной работы по эмоционально-волевому развитию. Идея самоценности дошкольного детства в создании условий для полноценного проживания этого периода каждым ребенком заставляет  нас отказаться от попыток искусственного ускорения детского развития и заняться поиском содержания, средств, педагогических технологий, предполагающих разнотемповое продвижение ребенка в образовательном маршруте с учетом его возможностей, интересов, пола.

В то же время ребенок идет к осознанию смысла своих действий, своего поведения через чувства:

• в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен подолгу наблюдать за объектом, фантазировать, детально описывать плоды своего воображения, увлеченно рисовать, мастерить, играть и т. д… .

• эмоции способствуют модификации протекания познавательных процессов деятельности ребенка, без особого напряжения он запоминает события со всеми нюансами и деталями, если оно ярко окрашено (страх, радость, печаль и т. д.)

• эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий и выступают в роли «своеобразной валюты мозга».

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно в младшей группе после завершения адаптационного периода: дети уже могут усвоить необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение».

В младшем дошкольном возрасте дети с помощью мимики и жестов охотно показывают  различных животных: зайца, медведя, лису, волка. Именно эти животные являются основными героями детских сказок. Дети, уже могут  не только слушать сказки, но и зачастую показывать и рассказывать их. Существует очень много пособий «Расскажи стихи руками», когда с помощью движений вы показываете ту или иную строчку стихотворения. Во первых, дети быстро запоминают стихотворение, во вторых развивается эмоциональная сфера ребенка, раскрываются его театральные способности. К любому стихотворению движения можно придумать спонтанно вместе с детьми.

С помощью игр - пантомим дети младшего и среднего возраста могут показывать

Как мама:

- Укачивает ребенка;
- Подметает пол;
- Вытирает пыль с мебели;
- Моет посуду;
- Пользуется пылесосом;
- Накрывает на стол;
- Развешивает белье;
- Поливает цветы;
- Примеряет новую шляпку;
- Стирает;
- Набирает телефонный номер;

Показать следующие действия:

  • как вы чистите зубы;
  •  как вы стучите в дверь;
  • как вы показываете кому-то «Стоять!»;
  •  как вы показываете кому-то «Пошли со мной!»;
  •  как вы ругаете балующегося ребёнка;
  • как вы прощаетесь;
  • как вы надуваете воздушный шар;
  • как вы расчесываетесь;
  • как вы посылаете кому-то воздушный поцелуй.

Показывать отдельные сценки:

«Играю в снежки»;
«Снег попал за воротник, шею»;
«Снежок больно ударил по ноге»;
«Катаю большой снежный ком»;
«Иду на лыжах»;
«Катаюсь на коньках».
«Расчищаю дорожку от снега»;
 «Везу санки с малышом».

В старшем дошкольном возрасте  у детей формируются знания уже о более широком круге эмоций: радость, страх, злость, грусть, удивление, обида, жалость и т.д. Дети в играх-пантомимах  учатся  не только показывать эмоции, но и узнавать их. Происходит  самопознание  своего эмоционального состояния, а затем и состояния окружающих взрослых и детей.  

Дети 5-6 лет уже могут следующее:
Загадывать мимические загадки (отгадывают зрители).                                                                                                                Показывать различные состояния человека. Показать, как идет старый дедушка, спокойно идет человек, спешит женщина с тяжелыми сумками, бежит ребенок, человека, у которого давят ботинки…

 Воспроизводить различные знакомые сказки (без слов). Показывать пластические этюды. Например: показать проявления одинаковых ощущений у разных зверей.

Как мы ведем себя если:

  •  солнечный свет слепит глаза;
  •  на улице мороз;
  •  разболелся живот;
  •  кто-то случайно наступил на ногу;
  •  пошёл с родителями гулять и случайно потерялся.


Профессии.
 Показать в движениях и действиях людей разных профессий:
• библиотекаря;
• учителя;
• капитана теплохода;
• тракториста;
•полицейского;
• регулировщика движения;
• маляра;
• плотника;
• учителя;
• почтальона;
• сапожника;
•водителя;
• повара;
• доярки;
• балерину;

Таким образом, можно сделать вывод.

Если мы не будем спешить и достаточно времени уделим занятиям пантомимой, то это позволит ребенку углубиться в свой внутренний мир .Он начинает понимать, что для того чтобы что-то выразить или дать понять, вовсе не обязательно говорить. Это не только очень развивает ребенка, но и учит контролировать свои эмоции. Нужно учить детей средствам само- выражения без слов, загадывать  загадки, обыгрывать в пантомимах различные  ситуации. В дальнейшем они смогут создавать и проигрывать целые истории. Это будет очень хорошо развивать эмоциональную сферу ребенка, так как ему потребуется поставить себя на место другого человека, понять его, а это в свою очередь учит ребенка эмпатии (сопереживанию и сочувствию).

В пантомиме дети учатся более глубоко познавать свой внутренний мир, учатся друг у друга, таким образом, мы можем говорить о взаимообучении и взаимообогащении психоэмоциональной сферы.

С помощью пантомимы дети чувствуют себя более раскрепощенными в эмоциональном плане, появляется уверенность в себе.

Развивая  психоэмоциональную сферу ребенка, мы способствуем  становлению гармоничной личности. А для этого необходимо создать педагогическое  пространство  активного взаимодействия взрослых и детей, в котором ребенок получит  опыт активного освоения мира в процессе различных видов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человек...

Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования

Развитие чувственно-эмоциональной сферы дошкольников через применение различных техник рисования...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Развитие психо-эмоциональной сферы дошкольника через пантомиму

Развитие психо-эмоциональной сферы ребёнка через пантомиму...

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....