Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности
статья (подготовительная группа) на тему

Поздникина Ольга Яковлевна

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности-

учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте

основным источником развития выступает игровая деятельность

- она занимает основную часть времени.

В школе эту функцию начинает выполнять деятельность учебная.

Именно через неё у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.

Важно помнить, что учеба-это первая продуктивная деятельность ребенка.

Почему же некоторые люди, не хотят учиться дальше, не могут этого делать?

Скорее всего, у них так и не сформировалась учебная активность.

Так что же для этого надо нашим детям?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rotelyam_pervoklassnikov.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Родителям будущих первоклассников
о формировании учебной активности

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности-

учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте

основным источником развития выступает игровая деятельность

- она занимает основную часть времени.

В школе эту функцию начинает выполнять деятельность учебная.

Именно через неё у ребенка происходит развитие личности и познавательной сферы.

Важно помнить, что учеба-это первая продуктивная деятельность ребенка.

Почему же некоторые люди, не хотят учиться дальше, не могут этого делать?

Скорее всего, у них так и не сформировалась учебная активность.

Так что же для этого надо нашим детям?

Первое – это умение слышать учителя.

 Но не только воспринимать то, что он говорит,

а принимать правила урока и следовать указаниям учителя.

Второе- это наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями.

То есть желании и старании выполнить тяжелое задание, с помощью взрослого или без,

но не бросать его

.

Третье- это умение не только отвечать, но и выслушивать других.

 Хотя это не так интересно, как говорить самому, особенно если ты знаешь ответ.

.

А вот фундамент всего выше перечисленного -  это

особенности взаимодействия с ребенком в семье до школы

.

Если бы это было не так, то без ответа остался бы вопрос: почему в одном классе у одного

учителя у некоторых детей позиция ученика формируется легко и быстро, а у других

-медленно и трудно?  Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает

ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам

взрослых и возможностью заявить открыто о своих желаниях, т.е между

«надо» и «хочу».

Посмотрите внимательно на своего ребенка: чего у него больше- «хочу» или

«надо»? А может быть, уже есть баланс?

А вот теперь подходим к самому главному- это волевое развитие ребенка.

Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание.

Оно заключается в отказе отчего-либо приятного, а также в решимости сделать

нечто неприятное, если необходимо. Это первое самостоятельное проявление

ребёнком силы воли.

С четырех лет развивается контроль своих действий. На 4-5 –м году жизни у детей

проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся у них чувством обязанности

и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувством вины перед взрослым.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок начинает брать на себя обязанности и

действовать из сознания необходимости довести дело до конца.

Сразу оговоримся, что речь идет только об абсолютно здоровых детях.

Дело в том, что нередко физиологические особенности ребенка, обычно называемые

гиперактивностью, имеют проявления, схожие с волевым поведением. Не будем их

рассматривать, т. к. гиперактивность имеет не только психологические причины.

 

Воля- многогранное понятие.

Первый компонент воли- сознательное управление своими действиями.

Если говорить о первокласснике, то уже в начале года перед ним встанет

громадная «корзина» школьных правил, которые необходимо усвоить, причем

достаточно быстро.

Начальный этап развития воли -  тренировочный: ребенку дают игровые

задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение.

Главное -  помочь первокласснику поверить, что он способен их выполнить.

И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять

данный аспект волевого поведения в реальной жизни.

Когда оно автоматизируется, можно «запускать» следующий аспект

по той же схеме- постановка цели, мотивирование, тренировка,

подведение итогов, то есть поощрение ребенка, постоянная фиксация его

маленьких побед.

Конечно, не стоит ожидать быстрых результатов. Контроль взрослых

за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться,

но не исчезать полностью.

Второй компонент воли - умение совершать волевое усилие, мобилизоваться

в трудной ситуации, доводить дело до конца.

В школе ребенок встретится с разными учебными заданиями.

Одни ему будут интересны, и он их легко выполнит, другие окажутся скучными

и сложными. Некоторые не будут получаться, и захочется их бросить

.

И как раз умение доводить дело до конца, сталкиваясь с трудностями в учебе,

начинает формироваться с помощью взрослых именно в первом классе.

Обычно данный процесс происходит непросто. Одна из причин - отсутствие

у детей психологической готовности к школе как к месту, где нужно преодолевать

трудности.

В жизни встречаются две воспитательные крайности, каждая из которых

таит в себе серьезную опасность.

 Первая заключается в том, что ребенка изнеживают,

расслабляют его волю, избавляя от необходимости прилагать любые усилия.

Между тем готовность к применению усилий, чтобы достичь результата –

совершенно необходима в жизни, но она не дается сама собой, к ней нужно

приучать. Когда дело совершенно не привычное, оно кажется непосильным,

и лишь привычка облегчает его выполнение.

Другая, тоже не малая опасность заключается в перегрузке детей слишком

трудоемкими заданиями. Обычно они не выполняются, и создается привычка

бросать начатое, а для развития воли нет ничего хуже.

Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить дело

до конца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности-учебной. Конечно, он уже в детском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрастеосновным источником развития выступает иг...

Родителям первоклассников о формировании учебной активности

С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом активности - учебной. Какие шаги необходимо сделать, чтобы учебная активность появилась и рассказывается в данном материале....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Памятка «Рекомендации родителям будущих первоклассников по формированию внутренней позиции школьника»

Внутренняя позиция школьника (ВПШ) – основа готовности ребенка к школе. Сформированная ВПШ – это, когда ребенок относится к поступлению в школу или к пребыванию в ней, как к совершенно ест...

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...