Консультация для родителей
статья на тему

Данный материал знакомит родителей с видами игр с мячом. Также предлагаются примерные игры для развития фонематического слуха детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_myach.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия детей с ОВЗ»

 Л.С Выготский одним из первых высказал мысль, что речь играет решающую роль в формировании психических процессов и что основным путем анализа развития высших психических функций является исследование той перестройки психических процессов, которая совершается под влиянием речи.

Впервые Л.С. Выготский  ввел понятия «фонема»: доказал что единицей развития детской речи является фонема.  Фонема (от греч. φώνημα - звук, голос) - звук речи. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков.

Фонема - не просто звук, а значащий звук. Л.С.Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем - закон восприятия звучащей стороны речи.

Л.С.Выготским был введен термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

- способность слышать есть данный звук в слове или нет;

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

- способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуков речи, фонем. 

Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка.

Фонематический анализ и синтез, умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова, базируются на сформированном фонематическом восприятии.

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

 В его основе лежит фонематический слух.

Развитый фонематический слух - важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов.

Фонематические представления - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

Анализ исследований показывает, что  у детей с ОВЗ органическим поражением центральной нервной системы не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Нарушение фонематического восприятия вторично оказывает резко отрицательное влияние на дальнейшее развитие мышления и речи. Таким образом, развитие фонематического восприятия  у детей с ограниченными возможностями здоровья -  важный фактор успешного становления их речевой системы в целом.

   Мяч давно является эффективным педагогическим инструментом, который используется  в коррекционной практике. Игры с мячом могут быть использованы на различных этапах образовательной деятельности при  обучении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

    Ниже предложены игры, способствующие развитию фонематического восприятия дошкольников.

1. «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Педагог: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А - У- О -У - А-А - О - У

2. «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение

заданного гласного из ряда других.

Педагог: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У - Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы - Э

3. «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Педагог предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мячик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит мяч товарищу, пропевая гласный: А - А - А - А - А.

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая заданные

педагогом гласные звуки и катая мяч.  Педагог обращает внимание детей на то, что мяч нужно

прокатывать плавно, звук попевать протяжно.

4. «Стучалочка. Звуки я сказать хочу и по мячику стучу»

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического  восприятия.

Ход игры. Дети и педагог садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Педагог произносит гласные звуки, отстукивая рукой по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох. Например: А АА, ЭЭЭ, ООО,УУУ .Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ, АЭО, ААУ.

5. «Поющие мячики»

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Педагог произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А-а-а-а-а. Первые два звука сопровождаются ударом рукой по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длительное, как и произнесение гласного звука.

6. «Разноцветные мячики» 

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Педагог  бросает мяч детям. Если мяч красного цвета, называют гласный звук. Если мяч синего цвета  называют согласный звук. Затем бросают мяч обратно.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука. 

7. «Тихо - громко» 

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия,

работа над силой голоса.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации педагога. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) - уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. «Мяч передавай - слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У первого игрока - большой мяч (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Педагог называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук следующего слова. Например: весна - автобус - слон - нос… 

10. «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Педагог произносит первый слог и бросает мяч ребёнку. Дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол. 

10. «Мяч поймай - слово составляй»

Цель: составление слов из трёх звуков  и их анализ.

Ход игры. Взрослый бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова. Дети составляют слово и анализируют его.

11. «Мяч  лови, и мяч бросай - сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Педагог, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет

последовательность звуков в слове и называет их количество.

12. «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры.  Педагог бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...