Консультация для родителей "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу"
консультация (старшая группа) на тему

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.  Джон Локк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладывается основа моральных качеств личности.

В настоящее время у детей дошкольного возраста наблюдаются проблемы в соблюдении моральных норм и правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, в культуре общения детей с товарищами и взрослыми. Дети недостаточно понимают и могут пояснить такие понятия нравственности, как "дружба", "добро", "зло", сравнивая их просто с действиями или оценкой "хорошо", "плохо".

Проблема воспитания культуры поведения у дошкольников актуальна, так как культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.

Исследования В. И. Логиновой, М. А. Саморуковой, Л. Ф. Островской, С. В. Петереной, Л. М. Горович показывают что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста является художественная литератураХудожественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой и образной формной, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях, сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы. Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения надо обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед с целью формирования гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих предоставлений в жизнь и деятельность детей. Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Велинский предъявлял 2 основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Он говорил, что художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Представления полученные детьми из художественных произведений переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоциональное отношение к поступкам героев, а затем и окружающих людей своим собственным поступкам.

В результате исследования проблемы воспитания дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста были сделаны следующие выводы: старший дошкольный возраст - благоприятный период для формирования у детей навыков культурного поведенияХудожественная литература является важным средством воспитания культуры поведения.

Родителями недостаточно используется художественная литература для воспитания культуры поведения. В связи с этим можно рекомендовать следующие произведения для чтения детям:

Русские народные сказки.

"Заяц - хвастун", "Лиса и кувшин", обр. О. Капицы;

"Крылатый, мохнатый, да масляный", обр. И. Карнауховой;

"Царевна - лягушка", "Сивка - Бурка", обр. М. Булатова;

"Финист - Ясный сокол", обр. А. Платонова;

"Хаврошечка", обр. А. Н. Толстого;

"Никита Кожемяка", (из сборника сказок А. И. Афанасьева).

Проза.

В. Дмитриева. "Малыш и Жучка" (главы);

Л. Толстой. "Лев и собачка", "Косточка", "Прыжок";

С. Черный. "Кот на велосипеде";

Б. Алмазов. "Горбушка";

М. Борисова. "Не обижать Жаконю";

В. Драгунский. "Друг детства";

С. Георгиев. "Я спас Деда Мороза";

А. Гайдар. "Чук и Гек" (главы);

Н. Носов. "Живая шляпа";

К. Паустовский. "Кот - ворюга";

В. Катаев. "Цветик - семицветик";

Н. Телешов. "Крупеничка".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие речи и творчества детей дошкольного возраста через художественную литературу».

Художественная литература – могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение  речи.Проблема восприят...

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие связной речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"

План работы по индивидуальному профессиональному развитию педагога на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста через художественную литературу"...

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через художественную литературу

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через художественную литературу...

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературу

Развитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста через художественную литературуЗиярат КойчуеваРазвитие культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного в...

Самообразование Тема: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, через обыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций, в режимных моментах и культурных практик".

Актуальность темы по самообразованиюДошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведен...

Тема самообразованию «Воспитание социально-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу» на 2019-2020 учебный год

Повысить свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания социально- нравственных качеств детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе...