Значение сказки в развитии ребенка
статья (младшая группа) на тему

Ладыгина Галина Владимировна

Значение сказки в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_znachenie_skazki_v_razvitii_rebenka.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сказки в развитии ребенка

                                           

                                                          "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"

I. Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний связано у каждого из нас с этим понятием. Формируется любовь к сказке в раннем детстве. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка "Репка" учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из  

сложной ситуации; сказка "Теремок" учит дружить.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое "хорошо" и что такое "плохо". Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, именно через сказку малыш начинает познавать мир. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш учится мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение - основа для любой творческой деятельности.

Сказка – это школа развития чувств детей.  Выразительные  высказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях,   которые  им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры – все это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию  речи детей (накоплению словарного запаса, помогает верно строить диалоги, способствует развитию связной речи). Кроме того, в игры  со сказками легко и органично включаются задания на развитие эмоциональной сферы детей: покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась…

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия,  

                                                           формируется интонационная выразительность речи.

II. Наши занятия с детьми ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении со взрослым. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, где дети одновременно и участники и зрители происходящего.  Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия.

   

Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, взрослый  сначала сам рассказывает сказку, а ребенку предлагается звукоподражанием сопровождать рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов воспитатель использует различные приемы: это может быть настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия.

                           

Взрослый просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания  усложняются: от рассматривания картинок и звукоподражаний ребенок переходит к договариванию знакомой фразы и , наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок,        

 давать характеристику героям.

III. Выбирая сказку для ребенка, важно учитывать особенности его психического развития. Каждому возрасту – свою сказку!

В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как "Репка", "Теремок", "Колобок". Подобная организация речи "сказителя", помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и "освоиться" в нём. Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное с помощью кукол.

                         

IV. Чтение сказок дает очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогает им сблизиться душой. Только не доверяйте вечернюю сказку магнитофону! Ведь даже самое выразительное чтение с кассеты менее полезно для малыша, чем личный контакт, живой рассказ. Вечерняя сказка – это своего рода пожелание спокойной ночи. Здесь не нужно говорить голосами героев, не стоит сильно выделять эмоции. Ровное, спокойное повествование поможет малышу уснуть.

V. Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они дают ненадолго забыть о суете и шуме большого города, помогают "поверить в сказку", где добро всегда побеждает, и все обязательно закончится хорошо!

 ГБДОУ №38 Невского района г. Санкт-Петербурга

 Воспитатель: Ладыгина Галина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эта волшебная сказка (значение сказки для развития ребенка)

практическое знакомство с нужностью и важностью применения сказок в семейном воспитании....

Значение сказки для развития ребенка

Как Сказка помогла родителям и детям...

"Значение русской народной сказки в развитии ребенка"

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с мл...

ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Значение сказки на развитие ребенка...

Роль и значение сказки в развитии ребенка и его творческого воображения

Функуции скзки и ее виды.Как сказка оказывает психологическое воздействие на ребенка и почему....

Как Сказка помогла родителям и детям (значение сказки для развития ребенка)

В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем м...