Тренинг «Палитра эмоций».
материал на тему

Прокопович Виктория Анатольевна

 

 

·         Сплочение и создание благоприятного эмоционального фона

·        Развитие умения распознавать эмоциональные состояния

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emotsii.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Палитра эмоций».

Цель:

  •  сплочение и создание благоприятного эмоционального фона
  • Развитие умения распознавать эмоциональные состояния

Ожидаемые результаты:

  • Создание положительной эмоциональной атмосферы
  • Снятие психоэмоционального напряжения
  • Активация и развитие эмоциональной сферы личности

Организация и подготовка:

За неделю до проведения родители делятся на две команды, выбрав по жребию название (гнев и радость). В соответствии с названием команды готовят эмблемы, стихи, коллажи с изображением эмоций, которые могут служить оформлением зала, создавая определенный настрой.

Конкурсы оценивает жури по 5 бальной системе с занесением результатов в таблицы. При выставлении баллов учитывается активность участников, эмоциональность, точность и быстрота выполнения заданий, творческий подход, соответствие теме  и т.д.

Тренинг проводится в музыкальном зале украшенном воздушными шарами с изображением различных эмоций, плакатами, коллажами, фотографиями по теме тренинга.

Материал и оборудование: силуэт дерева для каждой команды на листе бумаги формата А4; фотографии людей переживающих различные эмоциональные состояния, фотографии животных, магнитные доски, конверты с заданиями, тексты для эмоционального прочтения, картонные маски, таблицы для жюри, карандаши, ручки, фломастеры, столики для команд и жюри.

Время проведения: 1 час.

Ход тренинга

  1. Вступительное слово.

«Эмоции и чувства – это своеобразное личностное отношение человека не отлько к окружающей действительности, но и к самому себе. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – вот лишь неполный спектр чувств и эмоций, возникающих в процессе познания и деятельности человека.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании процессов, происходящих в организме, играют эмоции. Богатство эмоциональных переживаний помогают человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, способствует познанию человеком самого себя, своих достоинств и недостатков.

Эмоции – реакции человека и животного на  воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоциональное состояние может зависеть не только от выполняемой деятельности, но и от поступка, музыкального произведения, самочувствия и т.д.

 А самочувствие, в свою очередь,  так же зависит от эмоционального состояния.

Для современного мира характерна эмоциональная «глухота» как детей, так и взрослых. Эмоции стали одним из признаков человечности.  Педагоги, родители требуя от детей способности сопереживать другим, регулировать эмоциональные проявления, просто обязаны сами определять эмоциональные состояния людей, владеть собственными эмоциями, анализировать их и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются».

  1. Представление команд. Демонстрация эмблемы, коллажа, чтение стихов, рассказов.
  2. Конкурс «Эмоциональное прочтение.

Инструкция. Каждой команде предлагается небольшой текст по теме, который нужно прочесть, ярко выражая либо гнев, либо радость – в соответствии с названием команды.

Текст 1.

Гнев – одна из важнейших эмоций человека, и в тоже время одна из самых неприятных. Часто с эмоцией гнева активизируются такие эмоции, как отвращение и презрение, и тогда формируется комплекс эмоций, который называется триадой враждебности.

Проявление гнева сопровождается повышением общей активности. Ощущение физической активности и чувство уверенности  в себе наполняют индивида смелостью и отвагой. Однако после переживания гнева человек может либо гордиться тем , на что его натолкнула злость, либо сожалеть о совершенном глупости.

Наша задача суметь самим, а так же помочь детям избавиться от накопившегося гнева конструктивными методами, т.е. мы должны научить дошкольников доступным способам выражения гнева, не причиняющим вреда окружающим.

Текст 2.

Радость характеризуется как приятное, желанное, позитивное чувство. При переживании этой эмоции человек не испытывает ни психологического, ни физического дискомфорта, он беззаботен, чувствует себя легко и свободно.

Радость, как всякая базовая эмоция, имеет свои характеристики. Психологи отмечают ее важное социальное значение для формирования взаимной привязанности между родителями и детьми, также эмоция радости выполняет важную фунцию в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.

Для понимания детских эмоций взрослым необходимо знать их происхождение, а так же помочь ребенку глубже понять те или иные факты действительности и сформировать правильное отношение к ним.

  1. Конкурс «Тренируем эмоции»

Инструкция. Ведущий предлагает участникам по очереди произнести фразу «Наша Таня громко плачет» с разной эмоциональной окраской:

- рассерженный человек

- злая волшебница

- увидевший чудо

- любящая мама

- генерал, отдающий команды

- радостный ребенок

- люди в сонном царстве

- ребенок, у которого отняли игрушку

- заяц, увидевший волка

- человек с нечистой совестью

- ребенок, потерявшийся в лесу

- уставший после работы человек

- муравей который тащит ветку

- человек, которому наступили на ногу

Примечание.  Участники поочередно вынимают их конверта полоски с заданием и вслух сообщают его остальным.

  1. Конкурс «Передай маску».

Инструкция.  Задание выполняется по принципу игры «Испорченный телефон». Команды выполняют задания по очереди. Участники сидят на стульях, отвернувшись, смотрят друг на друга только двое: передающий и принимающий. Участники не видят, какую маску показывает ведущий первому игроку и только с  поворотом головы могут «взять» и «передать» другому предлагаемую  эмоцию на своем лице.

  1. Конкурс «Дерево достоинств».

Инструкция.  Командам раздаются листы бумаги с нарисованными деревьями. Задание – подписать ветви, составляя наиболее полный перечень достоинств команды соперников. Веточки подписываются по принципу: одна ветка – одно достоинство.

Примечание.  Если количество веточек недостаточно, участники могут добавлять. Побеждает та команда, у которой веточки оригинальнее, и их количество больше.

  1. Конкурс «Заколдованный человек»

Инструкция. Ведущий сообщает участникам , что все они заколдованы – не могут говорить, и в таком состоянии должны выполнить следующие здание. Необходимо «объяснить» своей команде с помощью мимики и жестов предложенные слова: салют, капуста, снег, лампочка, лимон, лук, клетка, чайник.

Примечание.  Полоски с заданными словами участники поочередно  вытягивают из конверта.

  1. Конкурс «Карусель эмоций»

Инструкция. Командам предлагается рассмотреть  фотографии передающие различные эмоциональные состояния людей. Задание сделать подписи к каждой фотографии, наиболее точно распознавая представленную эмоцию.

Примечание. Это могут быть фото детей из группы.

  1. Конкурс «Братья наши меньшие».

Инструкция. Правила те же только теперь фото животных.

Рефлексия. Подведение итогов. Награждение.

Литература : Справочник педагога-психолога. №7 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Что такое эмоции? Роль эмоций в развитии и жизни ребёнка."

Консультация для родителей "Что такое эмоции?" Какую роль играют эмоции в развитии и жизни ребёнка....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

   Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую ...

Методическая разработка "Гномик эмоций. Все эмоции нужны, все эмоции важны"

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста на тему эмоционального развития личности....

Семинар для педагогов «Все эмоции нужны! Все эмоции важны! Почему важно учить дошкольников правильно проявлять эмоции»

Эмоции представляют переживания наших отношений к различным предметам и явлениям окружающего мира, а так же к самому себе. Эмоции – это наши реакции на конкретные ситуации. Эмоции необходимы для...