Педагогический проект на тему" Эмоциональное благополучие детей старшего возраста".
консультация (старшая группа) на тему

Кожохина Светлана Вячеславовна

Педагогический проект "Эмоциональное благополучие детей старшего возраста". Можно использовать в работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект «Эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста »

Слайд 2

Актуальность темы Главная и первая задача ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие эмоционального благополучия. Сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, от которых зависит их здоровье и безопасность. Эмоциональное благополучие для ребёнка, всё равно, что для ростка свет, тепло, влага и т.д. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Эмоциональное благополучие - одно из базовых качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте. Эмоции (от лат emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец). Эмоциональное благополучие ребёнка свидетельствует, что представления взрослых о том, что интересно и необходимо ребёнку, соответствует его реальным потребностям. Проблема заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста порой не понимают своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, не имеют представлений о способах выражения собственных эмоций, не умеют управлять своим эмоциональным состоянием.

Слайд 3

Гипотеза проекта Только при создании основных педагогических условий, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние, эмоциональное состояние окружающих людей, формированию представлений о способах выражения собственных эмоций, умений управлять своими эмоциями, можно повысить уровень эмоционального благополучия детей в детском саду.

Слайд 4

Длительность проекта: Долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016) Вид проекта: Познавательно-исследовательский Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты ДОО, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, родители воспитанников, психолог.

Слайд 5

Общение с воспитателем на основе личностно-ориентированной модели воспитания создание предпосылок для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях на основе игровой деятельности Формирование у ребенка положитнльного отношения к взаимодействию со сверстником Создание эмоционально-развивающей среды Реализация потребности ребенка в общении и совместной деятельности со сверстниками , свободной самостоятельной деятельности Условия способствующие эмоциональному благополучия детей в условиях детского сада

Слайд 6

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о способах выражения своего эмоционального состояния.

Слайд 7

Задачи проекта Для педагогов: 1.Повысить знания о теоретических основах проблемы эмоционального благополучия ребёнка как основы его психологического здоровья. 2. Выявить уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и реализовать план по формированию у детей

Слайд 8

Для воспитанников: Образовательные: 1.Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению: своего эмоционального состояния, эмоционального состояния окружающих людей; - способов выражения собственных эмоций; - способов управлять своими эмоциями. Развивающие: 1.Способствовать развитию позитивных эмоций, творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников. 2.Развивать коммуникативные навыки воспитанников. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе. 2. Воспитывать положительное отношение к окружающим.

Слайд 9

Для родителей: 1.Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей в области эмоционального благополучия ребёнка. 2.Оптимизировать детско-родительские отношения. 3.Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОО как активных субъектов.

Слайд 10

Этапы реализации проекта: 1 этап – Подготовительный(сентябрь) № Содержание Сроки Ответственные Результат 1. Изучение теоретического материала 1-2 Недели сентября Воспитатель Конспект в тетради по самообразованию 2. Обсуждение целей и задач 1-2 Недели сентября Воспитатель Цели и задачи 3. Создание условий для реализации проекта Сентябрь Воспитатели родители Зона двигательной активности, для снятия эмоционального напряжения; уголок изобразительной деятельности игровые двигательные модули, игровая «жилая комната», центр развивающих игр, элементы некоторых видов театра, зона «ряженья».

Слайд 11

4. Подбор диагностического инструментария 1-2 Неделя сентября Воспитатель, Психолог Диагностические карты 5. Анкетирование родителей 3 Неделя сентября Воспитатель Результаты анкетирования 6. Самодиагностика педагога 4 Неделя сентября Воспитатель Результаты самодиагностики 7. Диагностическое обследование детей 3-4 Недели сентября Воспитатель Психолог Результаты диагностики

Слайд 12

2 этап – Основной Срок ( сентябрь 2015 – апрель 2016) № Содержание Сроки Ответственные Результат 1 Беседы.«Кого можно считать близким «своим», а кого «чужим»; «Всегда ли вы правы?»; «Что может тебя порадовать?»; «Как ты проявляешь чувство радости?»; «Как можно догадаться о чувствах, которые испытывает человек?»; «За что меня любит мама»; «Зачем нужны эмоции»; «Чего я боюсь»; «Как поругать друг друга»; В течение дня Воспитатели Вопросы 2 Чтение художественной литературы В течение дня Воспитатели Библиотека

Слайд 13

3 Рассказы детей и взрослого В течение дня Воспитатели Рассказы детей из личного опыта 4 Игры и игровые упражнения В течение дня Воспитатели Картотека 5 Психогимнастика ; «Фотография на память»; «Круглые глаза»; «Так будет правильно»; «Справедливый папа» - отображение положительных черт характера; Этюды «Потерялся»; «Маленький скульптор»; «Робкий ребёнок» - на выражение радости, печали, стыда, гнева. В течение дня Психолог Воспитатели Фотографии Модели Пиктограммы 6 Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций В течение дня Воспитатели Альбомы 7 Накопление позитивного социально-эмоционального опыта в повседневной жизни «Почему люди улыбаются?» ; «От чего возникают ссоры Постоянно Воспитатели Дискуссии. 8. Работа с пиктограммами По плану Воспитатели Пиктограммы 9. Слушание музыкальных произведений В течение дня Воспитатели и Музыкальный руководитель Аудиотека

Слайд 14

10. Продуктивная деятельность По плану Воспитатели Выставки 11. Игры-драматизации «Доверчивый ежик»; «Пропала собака» По плану Воспитатели Театральный уголок 12. Инсценирование «В группу пришел новенький» По плану Воспитатели Иллюстрации 13. Шкала эмоционального состояния Ежедневно Воспитатели и дети Экран 14. НОД «Волшебный мир эмоций » Ноябрь Воспитатель Выставка рисунков «Моё настроение».

Слайд 15

Работа с родителями № Содержание Сроки Ответствен-ные Результат 1. Анкетирование родителей Сентябрь Воспитатели Приложение № 1 2. Индивидуальные консультации «Воспитание терпения и воли»; «Роль сказок в воспитании детей»; «Понимаем ли мы своего ребенка». «Безусловное принятие». «Что я знаю о своем ребенке» - блиц-игра для родителей. По необходимости Воспитатели Конспекты Памятки Буклеты 3. Информационно-наглядные материалы «Дети и компьютер»; «Конвенция о правах ребенка»; « Гиперактивный ребенок». В течение года Воспитатели Буклеты, папки – передвижки, памятки

Слайд 16

4. Совместные праздничные досуги : «День матери»; «День птиц» - викторина с участием родителей; «День семьи». В течение года Воспитатели и Музыкальный руководитель Сценарии 5. Спортивные и тематические праздники : «Осенние забавы»- спортивное развлечение; «Богатырские игрища» - спортивный праздник В течение года Воспитатели и Музыкальный руководитель Сценарии , Фотоотчеты 6 Совместное творчество детей и родителей: «Дары осени» Конкурс поделок из природного материала; «Мастерская Деда Мороза» - конкурс новогодних игрушек»; «Мой папа - лучший» конкурс поздравительных открыток; «Мама, папа и я – дружная семья»- конкурс рисунков; Участие в конкурсе «Лучший выходной день». В течение года Родители Дети Выставки, Презентации, Альбомы, Стенгазеты. 7. Тематические фотовыставки «Мой выходной день» Ноябрь Родители Дети Фотоотчеты .

Слайд 17

8. Родительские собрания «Эмоциональное благополучие наших детей». Январь Воспитатели Психолог Протокол. 9. Театрализованные представления «Лесная сказка» - с участием родителей.; Театрализация по Коми народной сказке «Мышь плывет в лодке»; Декабрь Воспитатели, Музыкальные руководители, Педагог дополнитель-ного образования Сценарий, Фотоотчет. 10 творческий отчёт «Коми гаж » -( коми народные песни, игры, игра на коми – инструментах) Апрель Воспитатели, Музыкальные руководители, Педагог дополнитель-ного образования Сценарий, фотоотчет .

Слайд 18

3 этап – заключительный (май-2016) № Содержание Сроки Ответственные 1. Сравнительный анализ диагностики Сентябрь - Май Воспитатели Психолог 2. Сравнительный анализ анкетирования Сентябрь - май Воспитатели 3. Проект Апрель Воспитатели 4. Итоговое мероприятие «День семьи» 1 Неделя мая Воспитатели Музыкальный работник

Слайд 19

Планируемый результат. Для воспитанников : 1.Умеют понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. 2.Используют способы выражения собственных эмоций. 3.Умеют управлять своими эмоциями и чувствами. Для педагогов: 1.Повышена компетентность в области теоретических основ проблемы эмоционального благополучия ребёнка как основы его психологического здоровья. 2. Выявлен уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработан и реализован план по формированию у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, по формированию представлений о способах выражения своего эмоционального состояния, по развитию положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. 4.Экспериментальным путём проверена эффективность плана.

Слайд 20

Для родителей: 1.Повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в области эмоционального благополучия ребёнка. 2.Положительная динамика детско-родительских отношений. 3. Повышен уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОО как активных участников образовательных отношений.

Слайд 21

Подведение итогов проекта . Создана модель организации педагогического процесса с целью обеспечения эмоционального благополучия ребёнка Разработана картотека игр, упражнений и этюдов для детей по обеспечению эмоционального благополучия Разработан тематический план образовательной деятельности

Слайд 22

Выгодский Л. С. Считал, что « эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога». В процессе данного исследования раскрыто понятие эмоционального благополучия ребёнка, выявлены причины возникновения отрицательных эмоций у ребёнка. При анализе психолого-педагогической литературы найдены методики выявления эмоционального благополучия в группе ДОО. В процессе работы над проектом выделены педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении.

Слайд 23

Библиографический список. АВДЕЕВА Н.Н., КНЯЗЕВА Н.Л., СТЕРКИНА Р. Б., «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - СПб. : «Детство – Пресс», 2004. -144 с. ВАЙНЕР М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников»» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,20016. – 64 с. « Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. -218 с. «Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа /авт. – сост. М. Ю. МИХАЙЛИНА. – Волгоград: Учитель,2009. – 116с. «Развитие эмоционально–двигательной сферы детей 4 – 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.- сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель 2011. – 155с.

Слайд 24

Интернет-ресурс http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово» http://archives.ru Портал «Архив» http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября» http:// solnet / ru Детский портал «Солнышко». http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно- нравственного воспитания детей и молодежи России nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследование социальных проблем».

Слайд 25

Модель организации педагогического процесса ребенка на день Режим Групповые Индивидуальные Образовательная деятельность Организация развивающей среды Утро «Утро радостных встреч» или минутки вхождения в день; Гимнастика корригируюющая ; Артикуляционная гимнастика Шкала «Какое у тебя настрое-ние » ; Модели-рование ситуаций. Проблемные ситуации «Если меня..» Игра « Комплименты » Спокойная классическая музыка НОД Динамические паузы Дифференцированный подход Определение своего эмоционального состояния в конце НОД Шкала

Слайд 26

Обед, работа перед сном Сказкотера-пия: характерис-тика героев, свое отношение. Д.игра «Хорошо – плохо» Ситуативный разговор «Внешность бывает обманчива». Иллюстрации Вечер Гимнасти-ка бодрящая; Упражне-ния , игры, снимаю-щие психоэмо-циональное напряжение (5-10 мин.) Ситуативные беседы Игры на коррекцию поведе-ния Совместно с детьми планировать завтрашний день; Коммуникативные игры; Подведение итогов дня. Игровые модули;

Слайд 27

Модель организации педагогического процесса с целью обеспечения эмоционального благополучия ребёнка на неделю. Импровизация (раз в неделю) Тренинги (раз в неделю) Развивающие игры (раз в неделю) Проблемные ситуации (два раза в неделю) Моделирование ситуаций (раз в неделю) Чтение (ежедневно) Рисование мнемотаблиц (раз в неделю) Релаксация (ежедневно) Беседы (ежедневно) Этюды (раз в неделю) Игровая терапия (раз в неделю) Упражнения на коррекцию поведения (раз в неделю) Формы работы

Слайд 28

Тематический план образовательной деятельности Сроки реализации Тематика Формы Ответственные Результат сентябрь Обследование эмоционального состояния воспитанников Карты, Диаграммы Рисуночные тесты, Вопросы Воспитатель, Психолог. Диагностические карты с результатами исследования октябрь Понятие эмоция; Основные эмоции: Радость; Грусть; Злость; Страх; Обида; Удивление. Игры на развитие эмоций. Пиктограммы, Иллюстрации. Воспитатели «Покажи, что ты чувствуешь». ноябрь Причины появления эмоций; Эмоции: положительные и отрицательные. Чтение, Психологические этюды Воспитатели «Найди нужную эмоцию». декабрь Формы проявления эмоций. Практические задания, Этюда на выражение эмоций; Воспитатель Иллюстрации; Пиктограммы.

Слайд 29

февраль Эмоциональный тон ощущений – наше отношение к качеству ощущений (нравится запах цветов и т.д.) Слушание музыкальных произведений; Рассматривание художественных произведений. Воспитатель, Музыкальный руководитель Музыкальные этюды; Звуки природы; «Звуки вокруг нас». март Настроение – длительное эмоциональное состояние. Причины положительного настроения, отрицательного настроения. Цветотерапия . Воспитатели «Нарисуй свое настроение» апрель Закрепление. Игры – драматизации, инсценировки. Воспитатели Пиктограммы май Анкетирование. Диагностика Воспитатели Результаты исследования

Слайд 30

Сравнительный анализ сентябрь Февраль(промежуточный)

Слайд 33

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"

Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели.  В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая  она бывает...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

Консультация "Как обеспечить эмоциональное благополучие детей старшего возраста в дошкольном учреждении"

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...

Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...

Консультация для воспитателя старшей-подготовительной группы "Как обеспечить эмоциональное благополучие детей старшего возраста в дошкольном учреждении"

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...