Сказка – это тоже игра
консультация на тему

Сказка – это тоже игра

 

«Сказка, развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»

В.А. Сухомлинский

Серебрякова Татьяна Александровна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»

город Константиновск Ростовская область

 В данных рекомендациях сделана попытка дать возможность помочь познакомить детей дошкольного возраста с особенностями сказки как игры, как в стенах детского сада, так и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка – это тоже игра

«Сказка, развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать»

В.А. Сухомлинский

Серебрякова Татьяна Александровна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»

город Константиновск Ростовская область

Дети обладают огромной познавательной активность, уникальными способностями. Не будучи вовремя востребованными, эти способности могут быть с возрастам безвозвратно утеряны. Не обязательно для развития памяти и внимания, творчества и мышления, покупать дорогостояще игрушки, чтобы развивать ребёнка, можно и нужно больше проводить с ним время, пользуясь простыми и действенными способами: почитать книгу, обсудить её, закрепить знания с помощью вопросов – викторин, зарисовать иллюстрации или сказочных персонажей, сочинить собственную сказку.

Данные рекомендации будут полезны тем, кто занят воспитанием детей. В равной степени, как родителям, так и воспитателям дошкольных учреждений.

Трудно переоценить значение сказки. Сказка – наш спутник в течение жизни, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который невероятно интересен ребёнку. Слушая или читая сказку, малыш учится оценивать поступки героев, развивает фантазию и воображение.

Для детей этот жанр литературы не просто вымысел, фантазия, это особая реальность. Ребёнок на половину живёт в воображаемом мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразует и его и себя. Для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создаёт сказка, а её восприятие ребёнком, то, как она ему преподносится. Сказки подаются малышам недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок. Наша задача сделать так, чтобы сказка в полной мере использовалась для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Я предлагаю вам через сказку не только знакомить детей с окружающим миром, но и выполнять игровые задания, способствующие их интеллектуальному, творческому, речевому развитию. В результате реализации предлагаемого подхода у детей совершенствуется речевая деятельность в процессе общения, развиваются воображение, наблюдательность, память, внимание, мышление, формируется социальная компетентность.

Вы, конечно, знаете, что игра – это важнейшая сфера деятельности ребёнка. В игре малыш познаёт окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребёнка будет более эффективным, если превратить его в занимательную игру.

Сказка – это тоже игра! Только ещё более увлекательная, поскольку она погружает маленького читателя в удивительный мир волшебства и приключений. Сказка активизирует творческое воображение малыша, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения.

Именно по этому, читая сказку, внимательно рассматривайте иллюстрации и обсуждайте их с ребёнком: кто изображён на иллюстрации, что он делает, как выглядит. Объясняйте ребёнку смысл непонятных ему слов и выражений. Обсудив с ребёнком прочитанное, убедитесь в том, что он понял смысл сказки, задайте вопросы. После того как ребёнок ответил на все вопросы. Попросите пересказать содержание сказки. При пересказе используйте иллюстрации – они помогут ребёнку вспомнить сюжет сказки. После того как вы пересказали сказку по иллюстрациям, попробуйте вместе с ребёнком нарисовать собственные иллюстрации к сказке. Можно так же вылепить из пластилина или глины главных героев сказки. Попробуйте составить, композицию сконструировав из картона и бумаги предметы из сказки. Тем самым вы с ребёнком создадите свой собственный настольный театр, а обычное чтение сказки превратится в игру.

Прежде чем прочесть с ребёнком сказку, обратите внимание на то, что у сказки есть автор. Расскажите малышу о том, как автор создаёт свои произведения. Но так, же необходимо рассказать ребёнку и о художнике иллюстраторе, который постарался нарисовать иллюстрации к сказке, чтобы сказка стала намного ярче и интереснее. Рассказав малышу о труде автора и художника иллюстратора, тем самым вы расширите его кругозор, и привлечёте ещё больше его внимание.

Заинтересовав творчеством создателей сказок, вы можете предложить ребёнку самому перевоплотиться на время как художником иллюстратором, так и автором сказок. Прежде чем начать сочинять сказку с ребёнком, нарисуйте совместно несколько сюжетных рисунков–иллюстраций на общую тему, а только потом вместе стройте сюжет сказки по вашим работам. Свою сказку вы можете записать и объединить с иллюстрациями и сделать книжку-малышку.

Такое перевоплощение даёт вашему малышу очень многое. Это и привитие любви к книге, и приобщение творчеству, и развитие мышления, фантазии, развитие творческого воображения, а так же, что немало важно, способствует развитию речи дошкольника.

Чтобы оживить в памяти детей уже прочитанные сказки, вы можете устроить викторину по прочитанным сказкам. Викторина – это своеобразный тренинг детской памяти. Сюда вы можете включить вопросы по сказкам, которые вы, совместно с ребёнком уже успели прочесть. Викторина поможет не только развитию памяти вашего малыша, но и научит логически мыслить. Вопросы к викторине могут формироваться как по нескольким сказкам сразу, так и по одной сказке.

Организовывая викторину среди детей, не забудьте подготовить фишки. За каждый правильный ответ, стимулируйте ребёнка заработанными балами, малышу очень важна ваша оценка его деятельности. Это способствует его дальнейшей продуктивности.

В конце викторины посчитайте вместе заработанные фишки, и обязательно похвалите ребёнка.

Вот так примерно должны выглядеть вопросы к викторинам.

Викторина  - Русские народные сказки

(Предлагайте детям, варианты ответов).

Вопрос

Варианты ответов

  1. Кто позвал внучку тянуть репку?

а) медведь

б) мышка

в) бабка

  1. Какое яичко не могли разбить дед и баба?

а) крашеное

б) сырое

в) золотое

  1. Какой зверёк постучал в дом теремка вторым?

а) Зайчишка - трусишка

б) Лягушка - квакушка

в) Волчок – серый бочок

  1. Чья похлёбка больше всего понравилась Машеньке?

а) Настасьи Ивановны

б) Михайла Потапыча

в) Мишутки

  1. Кто унёс Иванушку, пока его сестра Маша играла со своими подругами?

а) Змей Горыныч

б) дикие утки

в) гуси-лебеди

  1. Что говорила Маша, сидя в коробе за спиной Медведя?

а) «За тобой иду, всё вижу, всё слышу!»

б) «Торопись! Тебя бабушка с дедушкой ждут!»

в) «Не садись на пенёк, не ешь пирожок!»

 В данных рекомендациях сделана попытка дать возможность помочь познакомить детей дошкольного возраста с особенностями сказки как игры, как в стенах детского сада, так и дома.

Список используемой литературы:

  1.  Викторины для детей 4-6 лет. В некотором царстве… [Текст]/ Авт.-сост. Н.Коскова. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. – 144с. – (Умные вопросы).
  2. Автор: Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.:Акцидент, 1997. – 190с.: ил. / (Библиотека программы «Детство»).
  3. Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет / авт. – сост.    Т.А. Егорова. –Волгоград: Учитель, 2014. – 67с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Мини-сказки к подвижным играм"

Интересный прием объяснения подвижной игры в виде мини-сказки был предложен преподавателем МПГУ Э.Я. Степаненковой. Основными требованиями к таким сказкам является образность и эмоциональность, наличи...

Творческое сочинение сказок дошкольниками. Сказки про олимпийские игры у животных и птиц.

Сказка о том, как зимующие птицы в лесу к олимпийским играм готовились.  Жили-были в лесу зимующие птицы: клест, сова, синица и дятел. Однажды слетелись они и сели на высокую ель. Заговорила...

Творческое сочинение сказок дошкольниками. Сказки про олимпийские игры у животных и птиц.

Сказка о том, как зимующие птицы в лесу к олимпийским играм готовились.  Жили-были в лесу зимующие птицы: клест, сова, синица и дятел. Однажды слетелись они и сели на высокую ель. Заговорила...

"Любимые сказки в развивающих играх"

Паспорт-проекта, среднесрочный, в младшей группе.Цель проекта: Развитие познавательных процессов мышления, внимания, памяти; формирование элементарных математических представлений у детей....

"Сказка на стаканчиках".Игра-драматизация русской народной сказки «Теремок» для младшей группы.

Конспект совместной театрализованной деятельности в младшей группе.Игра-драматизация русской народной сказки «Теремок», используя настольный театр на стаканчиках....

"Сказка на стаканчиках".Игра-драматизация русской народной сказки «Теремок» для младшей группы.

Конспект совместной театрализованной деятельности в младшей группе.Игра-драматизация русской народной сказки «Теремок», используя настольный театр на стаканчиках....