Практическая консультация по развитию речи дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему

Скрынникова Лариса Владимировна

Практическая консультация на тему: "Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста" содержит в себе творческие задания, которые помогут активному формированию монологической речи дошкольников. Материалы консультации могут оказаться полезными как для воспитателей ДОУ, так и для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_konsultatsiya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Практическую консультацию подготовила старший воспитатель МДОУ «Детский сад №47» Энгельсского муниципального района Саратовской области

 Скрынникова Лариса Владимировна

Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Вопросы развития связной речи весьма актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющего большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации.

Только в связной речи наиболее полно реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка, одно из средств получения знаний. Умение связно, последовательно, образно и точно излагать свои мысли и пересказывать полученную информацию помогает ребенку быть общительным, раскрепощенным, развивает уверенность в своих силах.
Известно, что речь зарождается, развивается и совершенствуется в общении, а значит, первоначально преобладает диалогическая форма связных высказываний. Но постепенно формируется и интенсивно развивается монологическая форма речи.

Монолог – это речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлений реальной действительности и пр. А.А. Леонтьев отмечал: «Монологическая речь – это развернутый, организованный, произвольный вид речи. Развернутость требует от говорящего не только назвать предмет, но и описать его. Произвольность выражается в том, что говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать соответствующую языковую форму. Организованность предполагает умение говорящего планировать и программировать всю свою речь, весь "монолог" как  целое».
    Монологическая речь, в отличие от речи диалогической, предполагает тщательный отбор адекватных лексических средств и использование сложных синтаксических конструкций. Монолог чаще всего адресуется ряду лиц , а это требует от говорящего сформированных коммуникативных навыков.

О.С. Ушакова, Е.М. Струнина и многие другие исследователи отмечают, что владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития дошкольников. Успешное развитие детей в данном направлении зависит от нескольких факторов, прежде всего от условий речевой среды, социального окружения, индивидуальных особенностей ребенка и его познавательной активности.

Именно в период дошкольного детства происходит становление всех сторон речи и закладывается фундамент для дальнейшего их развития и совершенствования. Поэтому и начинать формировать речь очень важно в этот возрастной отрезок времени.

В среднем и старшем дошкольном возрасте работа по формированию монологической формы речи усложняется. Вначале используется в основном рассказывание по наводящим вопросам воспитателя. Затем предлагается совместное рассказывание: взрослый задает схему высказывания, а ребенок наполняет ее своим содержанием. Позже ведущим приемом обучения становится план, например: «Давайте сначала подумаем: что делали дети на улице? Как можно сказать по-другому? Что с ними случилось дальше? Чем закончилась история?».

На этапе активного формирования монологической речи можно использовать:

  • рассказывание по схематичным зарисовкам;
  • рассказывание по собственным рисункам;
  • составление рассказа по конструктивной картине;
  • путешествие в сказку;
  • рассказывание по восприятию в сенсорной комнате и др.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 5-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с дошкольниками, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что  они видят вокруг, дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в их словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда, вы рассматриваете какой-то предмет, задавайте самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..

Само собой разумеется, что для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь, развивает связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно.

Дети 5-6  лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им помещенные ниже творческие задания.

«Вспомни случай»

Выберите какое-то событие, в котором дети  вместе недавно участвовали. Пусть они по  очереди рассказывают друг другу, что видели, что делали., вспоминая как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не смогут ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Удивительные пальчики»

Нарисуйте на пальчиках детей рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Дети могут дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Подберите несколько картинок, связанных общим сюжетом. Сначала смешайте эти картинки и предложите восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если детям трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Спросите, что изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Мой репортаж»

Дети нередко бывают в каких-либо поездках.  Предложите им составить репортаж о своем путешествии. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

«Ток-Шоу»

Можно предложить детям попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью. До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты, любил, есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите детям придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Консультация для родителей "Практические материалы по развитию речи дошкольников посредством развития мелкой моторики руки"

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев" В.А. Сухомлинский....

Консультации по развитию речи дошкольников

Подборка консультаций для воспитателей по развитию речи дошкольниковКонсультация для воспитателей.Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.Овладение родным языком ка...

Практически советы для родителей по развитию речи дошкольника

Сейчас в продаже есть также специальные книжки, нацеленные на развитие этой стороны речи. В них специально подобранные тексты и задания научат ребенка находить близкие по смыслу слова к часто употребл...

Практический материал по лексическим темам для занятий по развитию речи дошкольников (лексика грамматического строя)

Ценность этого материала в том, что в каждой теме прорабатывается грамматический строй речи, который очень значим для успешного обучения в школе....