Консультация для родителей "Играя ,познаем природу"
консультация (старшая группа) по теме

Рубанова Марина Ивановна

             Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx277.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рубанова Марина Ивановна воспитатель МКДОУ «Детский сад №15»

        

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему:  «Играя, познаем природу»

Рубановой Марины Ивановны

воспитателя

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением

художественно-эстетического направления развития детей № 15»

село Владимировка Левокумского муниципального района

Ставропольского края

адрес: 357970, Ставропольский край,

Левокумский район, с. Владимировка,

улица Свободы 47-а, тел. 88654355386

                                                                     

                                                                         

                         

                                               

2014 год

             Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством  социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна для ребёнка. Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно-образовательном процессе, хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическом  воспитании маленьких любителей и защитников природы.

            Дети любят играть, они с удовольствием и  по много раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.

Такова специфика дидактической игры. Ребёнок действительно играя, одновременно  происходит  процесс обучения.

           О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали педагоги: Л. И. Грехова, С. Н. Николаева, Н. В. Рыжова, В. А. Дрязгунова и др. Игровое  обучение в  эколого-образовательном процессе очень  велико и не заменимо для полноценного развития  ребенка-дошкольника. Уважаемые родители, я хочу помочь вам познакомиться с разнообразием дидактических игр экологического содержания, чтобы с пользой провести свободное время общения со своим ребенком.

           Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями  и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе игр  следует учитывать уровень подготовленности ребенка, его кругозор, индивидуальные особенности и склонности. Например, если ваш ребенок способен сравнить объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине, то можно играть в игры: « Опиши,  я отгадаю»,  «Какая сегодня погода?»,  « Что лишнее?»,  « Кто, где живёт», « С какого дерева листочек?», « Собери картинку»,  « Найди одинаковый цветок»,  « Детки на ветки» и т.д.

           Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактические игры предусматривают развитие умений и аналитических операций, формирование личностных качеств.

              Непременным условием реализации игровых задач  выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на ребенка, формируют межличностные отношения, развивают нравственно - волевую сферу.  Специфика  игр определяется возрастом дошкольника, его интересами, склонностями  усложняются от простого к сложному, иногда могут изменяться или дополняться новыми правилами по инициативе самих играющих.

            Обучающая игра не мыслима без игровых действий, повышающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний и навыков.  Играя с  детьми в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом можно соревноваться как индивидуально, так и коллективно.

           Очень интересно и  доступно проходит игровое  загадывание, узнавания, поисковые действия, раскладывание в определенной последовательности. Например, игра: «Кто больше назовёт слов», характеризующих  белого медведя, зайца, тигра, пингвина и т.д.» или в игре    «Овощи и фрукты»  необходимо разложить  на две группы по набору карточек, разделить по цвету, величине, форме;  разложить карточки на три группы: что едят только сырым; сырым и варёным; только варённым,  разложи фрукты от самого сладкого к кислому, от самого любимого к нелюбимому и т.д.  В игре « Месяцы года» нужно разложить карточки по временам года, построить  паровозик времени, назвать каждый « вагон»; найти все зимние месяцы, осенние и т.д. )

            Однако все без исключения игровые действия должны регулироваться правилами и ориентироваться на решение конкретных задач.

Например: игра « Отгадай, что загадаю»,

 Дидактическая задача: упражнять в узнавании птиц по описанию, отражающему характерные признаки их внешнего вида; развивать память, мышление, умение соотносить вербальный образ с визуальным.

В дальнейшем игру можно усложнить: обобщив и систематизировав знания о птицах; совершенствуя  умение узнавать их по описанию,  распределять их по группам ( перелётные и зимующие, водоплавающие).

В игре « Угадай птицу» по придуманной загадке  можно по очереди отгадывать загадки и находить нужную картинку. Обучающая игра « Отгадай, что загадаю» можно использовать многократно. Родители у вас большой жизненный опыт, который поможет вам придумать свои дидактические игры с экологическим содержанием.  И вы сможете поделиться своими находками с другими родителями.

              Помните, что обучающая игра природоведческого и экологического содержания может использоваться вами,   прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний своих детей. Играя, дети лучше усвоят знания об объектах и явлениях природы, научатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Эти игры помогут  увидеть им целостность определённого организма и экосистемы в целом, создать вместе с вами уникальность и неповторимость   природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы. Играйте, познавайте, исследуйте!

SDC12398

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11121968","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"195","width":"258"}}]]Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так...

Консультация для родителей "Познаем природу в игре"

Консультация для родителей "Познаем природу в игре"...

Консультация для родителей на тему: "Познаем природу родного края".

Даны рекомендации  как помочь ребенку открыть для себя окружающий мир природы....

Консультация для родителей ««Играя, познаем природу»»

Консультация  для родителей для средней группы «Играя, познаем природу»     Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногд...

Консультация для родителей «Играя, познаем природу»

Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Учитывая возрастные особенности д...