Круглый стол для родителей "Готовность ребёнка к школе"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Белогривцева Ольга Ивановна

Ознакомить родителей с показателями готовности ребенка к обучению. Определить роль семьи в предшкольной подготовке ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_roditeley_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

Круглый стол для родителей

 на тему: «Готовность ребёнка к школе»

Подготовила:

воспитатель 11 группы

Белогривцева Ольга Ивановна

Москва 2017

Круглый стол на тему на тему:

«ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Цели:

—        определить роль семьи в предшкольной подготовке ребенка;

—        ознакомить родителей с показателями готовности ребенка к обучению.

Подготовительная работа:

—        предварительная диагностика «Мотивационная готовность детей к началу учебного года»;

—        подготовка памятки-рекомендации родителям;

—        оформление приглашения родителям на собрание.

Участники:

Воспитатели, родители.

Основные понятия:

школьная зрелость, психическая готовность, социальная готовность, дидактическая готовность, здоровье школьника.

Ход круглого стола:

Организационная часть

Воспитатель открывает собрание, называет тему, представляет участников.

Круглый стол на тему: «Каким должен быть первоклассник». Высказывания родителей обобщает воспитатель.

Сообщение на тему: «Показатели готовности к обучению в школе»

Перед поступлением ребенка в 1-й класс стоит провести диагностику его школьной зрелости. Цель — определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, включая выбор образовательной программы, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. Объективную оценку уровня школьной зрелости дают, определив следующие показатели:

• физическую готовность к школе, уровень физического развития ребенка, его соответствие возрастным нормам, группу здоровья, от которой зависит работоспособность ученика в условиях систематического обучения;

•        психическую готовность к школе — соответствие возрастным нормам уровня развития интеллекта, эмоций, высших психических функций, усидчивости, терпения, настойчивости;

•        социальную готовность к школе — развитие ребенка как личности в его системе отношений с миром: отношение к вещам, игрушкам, родителям, сверстникам, правилам поведения и т.п.;

•        дидактическую готовность к школе — готовность ребенка как субъекта учебной деятельности, наличие учебных умений читать, писать, считать или предпосылок таких умений (развитие речи, мелкой моторики и т.д.).

На основе сравнения результатов системной диагностики определяется уровень школьной зрелости ребенка (высокий, средний, низкий или нулевой), в соответствии с которым ему будет предложена та или иная образовательная программа. Диагностика позволяет оценить эффективность тех средств и методов, которые использовались для развития ребенка в дошкольном учреждении, а также будут использованы учителем в школе. Например, школьный психолог может протестировать ребенка в начале, а затем в конце учебного года. Сравнение полученных результатов покажет, кто и насколько быстро развивается.

Детей необходимо знакомить с различными формами тестирования, чтобы они были готовы к проверочным испытаниям, которые их ожидают на различных этапах обучения в будущем. Очень важно создать для ребенка нормальные условия во время проведения диагностики.

Диагностика необходима и для семьи дошкольника, чтобы: знать, как подойти к успехам и неудачам своего ребенка, в каком направлении вносить изменения. По этой же причине диагностика нужна.

Основные аспекты готовности ребенка к школе:

•        здоровье детей, идущих в школу. Накануне, лучше весной важно обследовать психологическое и физическое состояние ребенка. Выполнение рекомендаций психолога и педиатра помогут укрепить здоровье с учетом выявленных недостатков. Важно выяснить, знакома ли ребенку программа «Забочусь о себе сам» и владеет ли он элементами самозащиты;

•        уровень воспитанности и нравственных качеств; трудолюбие; отношение к окружающим;

•        выражение себя и своего отношения к окружающему миру в изобразительной деятельности (рисунок ребенка «Моя семья»);

•        знания и специальные практические умения, необходимые будущему первокласснику: элементарные вычислительные навыки, ориентировка в фонетической стороне речи, готовность руки ребенка к письму;

•        навыки учебной деятельности; мотивационная готовность ребенка к школе.

Необходимо подумать о том, овладел ли ребенок системой межличностных отношений для нахождения в школьном коллективе. Эта система создает для ребенка атмосферу эмоционального благополучия и, таким образом, стимулирует его учебную деятельность. Очень важно своевременно формировать у ребенка навыки учебной деятельности, не пугать его школой, но и не показывать ее в развлекательном ракурсе. Ребенок еще до поступления в школу должен усвоить:

ШКОЛА — ЭТО НУЖНО!

ШКОЛА — ЭТО ТРУДНО!

ШКОЛА — ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Ознакомление родителей с результатами диагностики детей индивидуально.

Подводя итоги, воспитатель предлагает родителям закончить фразу «Мне кажется, что у моего ребенка сформирована (не сформирована)...»

Вручение памятки для родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе».

Памятка-рекомендация

«ГОТОВ АИ ВАШ РЕБЕНОК К ШКОАЕ»

Задайте своему ребенку следующие вопросы, которые помогут Вам определить, что ребенок знает о себе и своей семье.

1.        Назови свою фамилию, имя, отчество, возраст.

2.        Знаешь ли ты свой домашний адрес?

3.        Укажи фамилию, имя, отчество родителей и близких родственников.

4.        Где они работают?

5.        Вспомни домашний телефон, а также рабочие телефоны мамы и папы.

6.        Если родителей нет дома вечером и в выходные дни, где они могут быть? Как их найти?

7.        Ты заблудился в большом магазине, на незнакомой улице что ты будешь делать?

8.        Ты один дома. Тебя настойчиво просят открыть дверь (говорят, что пришли из школы, милиции, домоуправления). Что ты сделаешь?

9.        Отгадай загадки о себе:

•        один говорит, двое глядят, двое слушают (язык, глаза, уши);

•        между двух светил я в середине один (нос);

•        всю жизнь ходят вместе, а обогнать друг друга не могут (ноги);

•        если б не было его, ты не сказал бы ничего (язык).

Следующие высказывания помогут Вам выявить степень знаний и отношение ребенка к программе «Забочусь о себе сам»:

1.        Самостоятельно или после напоминаний ребенок исполняет ежедневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).

2.        Сформирована ли у ребенка потребность заниматься утренней гимнастикой? Что ребенок знает о влиянии гимнастики на здоровье, развитие мускулатуры и т.д.?

3.        Знание о полезных продуктах, витаминах, культуре питания.

4.        Осведомленность о вредных, нежелательных продуктах, особенно употребляемых в больших количествах (сахаре, соли, жирах и т.д.). Каковы признаки несвежих, опасных для здоровья продуктов?

5.        Умение проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

6.        Знание о пользе свежего воздуха, вреде пыли, о потребности жить в чистом помещении и принимать участие в уборке квартиры.

7.        Представления об оказании первой медицинской помощи Знания о том, как обращаться с йодом, бинтом и т.д.

8.        Знакомы ли ребенку некоторые приемы релаксации?

9.        Умеет ли ребенок отдыхать, восстанавливать затраченную энергию?

Ребенок должен обладать знаниями и специальными практическими умениями, необходимыми будущему первокласснику общей эрудицией, знаниями об окружающем мире: временах года растительном и животном мире, быте людей (одежде, обуви постельном белье, посуде, технике); правилами поведения, правилами дорожного движения и т.д.

Ребенок должен знать:

•        цифры, знаки «+» и «-»;

•        смежные числа в пределах 10 («соседи-числа»);

•        количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);

•        простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:

•        читать числа до 10;

•        считать до 10 (прямой и обратный счет);

•        ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку».

Ребенок должен обладать устной грамотностью и знать:

•        средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);

•        ряд стихов, потешек, загадок, считалок.

Ребенок должен уметь:

•        проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;

•        различать и называть гласные и согласные буквы, твердые и мягкие звуки;

•        выделять ударение в словах;

•        устно пересказать то, что только что прочитал (осознанность текста);

•        обводить и списывать (срисовать) печатные буквы и слова. Требования к речи как показателю готовности ребенка к школь¬

ному обучению:

•        ясное произношение всех звуков родного языка;

•        умение ребенка говорить тихо — громко — тихо, менять темп речи быстро — медленно — быстро;

•        использование в речи средств интонационной выразительности, умение выразительно прочитать стихотворение;

•        уровень культуры речевого общения: разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать разговаривающих людей;

•        умение вести диалог логично; без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

•        умение объяснить своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Уровень графических навыков:

•        развитие мелкой моторики пальцев рук;

•        умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;

•        умение правильно держать ручку, карандаш, кисть.

Уровень мышления и воображения:

•        умение выполнять действие классификации;

•        умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие;

•        умение строить простейшие умозаключения.

Чтобы будущему первокласснику было легче адаптироваться к школьной жизни и построить отношения в новом коллективе, оцените Вашего ребенка со следующих позиций:

•        Умеет ли ребенок слышать Ваши указания и слушаться Вас в различных пределах, с первого раза?

•        Обучен ли он управлять своим поведением (хочется поиграть, а мама попросила посмотреть за младшей сестренкой)?

•        Соблюдены ли нравственные нормы жизни в коллективе:

—        основные формы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения;

—        умение поделиться чем-то, попросить о чем-то, заводить знакомства, разговаривать на различные темы с новыми приятелями, дружить, помогать, сопереживать.

•        Умеет ли Ваш ребенок произвольно действовать, работать в коллективе без Вашего личного контроля и присутствия?

•        Каков уровень организованности и самостоятельности Вашего ребенка?

•        По каким причинам ребенок хочет идти в школу (потому что купят портфель; надоело быть маленьким и ходить в детский сад; в школе я узнаю много нового и интересного).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Н.В. Калинина

«Предшкольное образование и система работы с родителями»

Аркти ; Москва  2008

2.        Аржакаева Т.А., Бачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) / Под ред. И.В. Вачкова — М., 2003. — 168 с.

3.        Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.

4.        Вершинин В.Н. Семья и школа в современной социально-дидактической ситуации / Теория и опыт психолого-педагогического просвещения родителей. — Ульяновск, 2001.

5.        Захарова А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986.

6.        Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт... — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 192 с.

7.        КорчакЯ. Как любить ребенка. — М.: Педагогика, 1973.

8.        Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Педагогика, 1991. — 151 с.

9.        Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. — Минск, 1998.

10.        Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе / Выпуск 3. — Волгоград: Учитель, 2007. — 232 с.

11.        Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2004. — 456 с.

12.        Райгородский РЯ. Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Р.Я. Райгородского. — Т. 1. — Самара: Бахрах-М, 2002. — 512 с.

13.        Райгородский РЯ. Хрестоматия по психологии личности / Под ред. Р.Я. Райгородского. — Т. 2. — Самара: Бахрах-М, 2002. — 544 с.

14.        Роботова А.С., Шапошникова И.Г., Хоменко И.А. Что могут сделать для организации взаимодействия с родителями методические объединения //Директор школы. — 2000. — № 6. — С. 26—32.

15.        Филиппова Ю.В. Общение. Дети до пяти лет. — Ярославль: Академия развития, 2001.

16.        Хоменко И.А. Педагогическое просвещение родителей младших подростков в современной общеобразовательной школе. — Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 1997.

17.        Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства// Директор школы. — №4. — 2007 — С.83—88.

18.        Цирулъникова А.М. История образования в портретах и документах. — М.: 2000. — 157 с.

19.        Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 160 с.

20.        Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. — СПб.: Валерии СПД, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания мероприятия для воспитателей «Круглый стол для родителей «На пороге школы» в подготовительной к школе группе»

Все мы – и педагоги дошкольного учреждения и родители детей подготовительной к школе группы, и сами дети – стоим «на пороге школы». Вашему ребёнку скоро исполнится 7 лет. Закончится дошкольное д...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовимся к школе вместе».

Круглый стол для родителей "Готовимся к школе вместе"...

Круглый стол "Готов ли ребёнок к школе"

Круглый стол для родителей....

Круглый стол для родителей «Ребёнок и безопасность на дороге»

организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения....

Круглый стол с родителями "Скоро в школу"

Знакомство родителей с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.Вовлечение родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.Дать практические ...

Круглый стол для родителей «Ребёнок и безопасность на дороге»

Круглый стол для родителей«Ребёнок и безопасность на дороге»...