Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сидорова Мария Владимировна

Всем родителям хочется, чтобы их малыши с самого раннего возраста всесторонне развивались. Для этого приобретаются различные развивающие игрушки и методические пособия по методам обучения малыша в процессе игры тем или иным наукам. Мы поговорим о математических способностях наших детей. Как же научить детей считать? Это возможно сделать и  в те недолгие минуты, когда вы вместе: идёте ли вы домой, готовите на кухне или гуляете в парке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia_dlya_roditeley_po_matemtike.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

      Всем родителям хочется, чтобы их малыши с самого раннего возраста всесторонне развивались. Для этого приобретаются различные развивающие игрушки и методические пособия по методам обучения малыша в процессе игры тем или иным наукам. Мы поговорим о математических способностях наших детей. Как же научить детей считать? Это возможно сделать и  в те недолгие минуты, когда вы вместе: идёте ли вы домой, готовите на кухне или гуляете в парке.

Азы математики для малыша.

Детей в возрасте до 3-х лет в процессе игры и повседневного общения легко можно познакомить с простыми математическими понятиями:

1. Величина, размер (большой – маленький – средний, длинный – короткий, высокий – низкий);

2. Количество (много – мало, больше – меньше – столько же (поровну);

3. Основные геометрические фигуры;

4. Основные геометрические формы;

5. Классификация.

     Эти занятия способствуют развитию мышления дошкольника, как логического, так и пространственного.

Величина

       Прекрасным пособием в усвоении данного понятия является известная сказка «Три медведя». Для наглядности можно разыграть сказку с помощью игрушек. Обращайте внимание на то, что Михаил Иванович – самый большой, поэтому у него большой стул, большая миска, большая ложка, большая кровать, Матрена Ивановна – поменьше, т.е. средняя и, соответственно, у нее средний стул и т.д. Спросите ребенка, какой у Мишутки должен быть стул, миска, ложка, кроватка? Можно поставить перед ребенком три тарелки, ложки разного размера (игрушечная или настоящая посуда) и попросить определить, кому из 3-х медведей принадлежит тот или иной предмет.

      «Где чей домик?». Возьмите три игрушки разной величины. Сначала пусть это будут, например, только собачки или куклы, чтобы ребенок не отвлекался на другие отличительные признаки. Нарисуйте на бумаге или постройте из кубиков три домика разной величины. Объясните, что куколки (собачки) заблудились, и нужно помочь каждой из них найти свой домик.

      «Швейная мастерская». Положите перед малышом по пять пуговиц разной величины и три «рубашки» разного размера (бумажные заготовки). Попросите малыша «пришить» пуговицы: большие – к большой рубашке, средние – к средней, маленькие – к маленькой. Сначала пусть будут пуговицы только одного цвета, а позже переходите к более сложному варианту, подобрав пуговицы нескольких цветов.

     «Дорожки». Возьмите две полоски бумаги или ленты разной длины – «дорожки». Задача малыша выбрать верную дорожку к домикам, один из которых находится дальше от ребенка, а другой ближе.

     «Куклы наряжаются на праздник». Потребуются две ленты разной длины. Пусть малыш большой кукле подберет длинный бант, а маленькой – короткий.

       Сначала предлагаемые предметы (дорожки, ленты и т. д.) должны существенно отличаться друг от друга по длине. Позднее научите ребенка сравнивать дорожки, ленты, с незначительной разницей в длине, путем наложения друг на друга. Объясняйте: «У этой дорожки виднеется краешек, значит, она чуть длиннее, а другая – короче».

          Сравнивайте по высоте дома, людей, куклы, деревья и т.д., сочетая с усвоением понятий «большой – маленький», «длинный – короткий». Например, папа – высокий у него большая рубашка, ты – пониже, у тебя маленькая рубашка.

Количество

       Сравнивать и считать можно все, что угодно: пуговицы, камешки, палочки, игрушки и т.д. Даже в магазине, изучая витрину, малыша можно попросить сосчитать то, что вы на ней видите: зубные щетки, куски мыла, дверные ручки или цилиндровые механизмы, называемые в народе дверными личинками. Сначала разница в количестве должна быть видна невооруженным глазом (например, 2 и 8). Позднее усложните задачу, предложив, например 5 красных и 6 зеленых флажков. Чтобы определить, каких больше, научите малыша составлять пары: один красный флажок и один зеленый. «Видишь, один зеленый флажок остался без пары, значит, зеленых больше, а красных меньше».

        В одну емкость налейте немного воды (песка, крупы), в другую – побольше. Пусть малыш определит, где воды мало, а где много. Попросите его, сделать так, чтобы воды было поровну в обоих сосудах, чтобы сосуды стали пустыми и т.д.

Геометрические фигуры

       Дайте ребенку потрогать фигуры руками, поиграть. Указывайте на отличительные признаки каждой фигуры: есть углы, грани или нет, катится или нет. Сложное название «параллелепипед» замените на простое «кирпичик». Вместе постройте «город»: домик, замок, мост, ворота, дорожки, скамейки; «обставьте» комнату: стул, стол, кровать, диван, табурет и т.д.

Геометрические формы

       Можно воспользоваться готовыми заготовками, а можно сделать самим, вырезав формы из плотной бумаги разной величины. Используя кружки, квадраты, треугольники, трапеции разного размера, составляйте вместе с малышом картинки: снеговика, машину, гусеницу, домик, парусник, человечка, цветочек и т.д. или украшайте орнаментом бумажные заготовки: платье, скатерть, поднос, платок и т. д.

Классификация

         Пусть малыш сначала научится группировать предметы по одному признаку: цвет, форма, величина, назначение (посуда, одежда, музыкальные инструменты и т. д.). А затем с учетом двух и более признаков, для чего разложите большие и маленькие геометрические формы или фигуры 2-3-х цветов и попросите его найти, например, красные кружочки, большие кубики, зеленые маленькие треугольники и т. д.

Освоить азы математики малышам помогут игрушки и пособия, такие как:

- логический куб;

- счеты;

- матрешки;

- пирамидки;

- строительные наборы;

- наборы горшочков или цилиндров разной величины.

       Но ничто так не помогает малышу запомнить полезную информацию, как игра. Поэтому предлагаем вашему вниманию еще некоторые игры, которые помогут вам  развить математические способности вашего малыша.

       Как научить ребёнка счёту? Самый простой способ – это считать всё, что видите. Но очень важно, чтобы ребёнку не надоело. Можно, когда вы поднимаетесь домой по ступенькам, считать ступеньки: «раз, два, три…», и вы не заметите, как через некоторое время ребёнок начнет за вами повторять. Можно считать йогурты при покупке (этот маме, этот папе, этот мне. Сколько же всего?). Можно считать машины. Например, вы – зелёные, а ребёнок красные. Если вы готовите суп – посчитайте картошку. Сколько же нужно картошек для супа, а морковок и т.д. Во время прогулки вы можете считать листики, жёлуди, камушки, палочки.

     Детям очень нравятся  различные стишки и пальчиковые игры. Предлагаем некоторые из них.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз-два-три-четыре-пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые!

Пальчики дружные,

Все такие нужные.

Этот пальчик дедушка,  (ребёнок по очереди загибает пальчики)

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я –

Вот вся моя семья!  (показывает раскрытую ладонь)

Мы делили апельсин,  (загибаем пальцы)

Много нас, а он – один. (показываем указательный палец)

Эта долька – для ежа, (разгибаем пальцы)

Эта долька для – чижа,

Эта долька – для зайчат,

Эта долька – для бельчат,

Эта долька – для меня,

Ну а волку – кожура. (показываем раскрытую руку)

Сидели два медведя (раскачивайтесь  из стороны в сторону, как медведи)

На тоненьком суку,

Один читал газету, (имитируйте чтение газеты)

Другой мешал муку. (мешайте муку)

Раз – ку-ку, два – ку-ку – (загибаем пальцы)

Оба шлёпнулись в муку.  (приседайте и шлёпайтесь на пол на спину, болтая руками и ногами)

Гришка шёл, шёл,

Белый гриб нашёл.

Раз – грибок, два – грибок (три…),

Положил их в кузовок. (Имитируем движения)

      Для начала необходимо освоить понятия «один» и «много». Затем – «столько же» («поровну»), «больше», «меньше». Потом – «больше на…», «меньше на…».

    Освоить понятия «один» - «много» очень просто. Мама купила сколько бананов – много. А у малыша сколько - один. Машинок в магазине сколько – много, а у малыша - одна. И т.д. Сравнивайте всё, что видите.

     Когда вы освоите эти понятия, можно перейти к понятию «столько же», «поровну». Предложите ребёнку помочь вам накрыть на стол. Эта вилка для папы, эта - для мамы, эта - для меня. Вилок столько же, сколько нас. Этот банан для папы, этот - для мамы, этот - для меня (поровну). Постройте с ребёнком гаражи для машин. (Гаражей столько же, сколько машин). Украсьте печенье: положите столько же ягодок, сколько печений.

     Когда ваш ребёнок освоит эти понятия, переходите к освоению понятий «больше» – «меньше». Сравнивайте любые группы предметов: ложки и вилки, овощи и фрукты, шишки и листики и т.д. Пусть малыш выложит ложки в ряд, а вилки под ними. Спросите у малыша, что осталось без пары? Скажите, что ложек больше. Предложите ребенку посчитать, сколько ложек, а сколько вилок. Уберите несколько ложек так, чтобы предметов стало поровну. Объясните малышу, что теперь ложек и вилок поровну.

       При ознакомлении с понятиями «больше на…», «меньше на…», можно играть в ту же игру, только малыш должен самостоятельно убирать предметы так, чтобы их стало поровну. Обратите внимание ребенка на то, сколько он убрал ложек, чтобы ложек и вилок стало поровну. Соответственно, если малыш убрал две ложки, то ложек больше чем вилок на два, (один, три…).

С этими понятиями мы детей знакомим уже в более старшем возрасте.

Для ознакомления с геометрическими фигурами предлагаю вам несколько четверостиший.

Ты на меня внимательно смотри –

Ведь у меня всего-всего по три,

Три стороны и три угла,

Три пика – острия.

Мне это нравится вполне,

Ведь треугольник я.

Жили-были два брата,

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

«Почему ты злишься, брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

У меня углов лишь три.

Ты полней меня и шире,

У тебя углов – четыре!»

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам представиться я рад,

А зовут меня … (квадрат).

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я.

На тарелку, и на крышку,

На крыльцо, на колесо (Круг).

     Объясните ребёнку, что у треугольника три стороны, поэтому он так и называется. У квадрата все стороны равны. У круга и овала нет углов. Для закрепления понятий предложите ребёнка найти дома предметы круглой, овальной, прямоугольной, квадратной формы.

     Для закрепления понятий «в», «на», «под», «за», «вверху», «внизу», «далеко», «близко» используйте любую игрушку. Посадите куклу на стульчик, под стол, в шкаф… Где кукла? (на стульчике, под столом, в шкафу, вверху, внизу, далеко, близко…)

      Как освоить названия цветов. Необходимо напомнить, что освоение цветов – это достаточно сложно для ребёнка, и если вы до сих пор не уделяли особого внимания этому вопросу, то необходимо начать с того, что просто постоянно употреблять названия цветов в своей речи. «Посмотри, какая красивая зелёная травка. Вот сколько у нас жёлтых бананов. Давай построим башню из красных кубиков».  Манипулируйте любимыми игрушками ребёнка. Принеси мне зелёную машинку. Какого цвета у тебя машинка? Какого цвета платьице на кукле?  Давай оденем розовое платьице. Давай поставим оранжевые тарелочки на стол, а розовые на полку. Идёте домой – считайте машины определённого цвета. Стоите на светофоре - какой цвет горит? А сейчас? Зелёный - теперь можно идти.  Ваш малыш разбросал фломастеры: колпачки отдельно, фломастеры отдельно. Соберите их. Какого цвета колпачок, а где фломастер. Отсортируйте пуговицы: сюда – красные, а сюда чёрные. Давай сюда сложим жёлтые фрукты, а сюда оранжевые. Рисуйте с ребёнком - какого цвета травка, а солнышко? Почаще обращайте внимание на цвет предмета, и ребёнок постепенно освоит все цвета.

Желаем Вам успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...