Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу
консультация (подготовительная группа) на тему

Турдагина Светлана Васильевна

Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу

Практикум для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

  Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу

Практикум для родителей

Задачи:

  1. Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения
  2. Повышение педагогической компетенции родителей при подготовке детей к школьному обучению.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что откликнулись на наше приглашение и пришли на собрание.  Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить ряд очень важных вопросов. Первая часть нашего собрания будет посвящена теме «Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу», во второй части мы обсудим текущие вопросы.

Очень быстро прошло время с тех пор как мы впервые с вами встретились. И вот наши дети   стали подготовительной к школе группой. Скоро они пойдут в первый. Каким вы хотите видеть своего ребенка в школе?  

Но для начала предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам всем ближе познакомится, ведь в этом году нас стало больше, к нам присоединились несколько ребят.  

Игра «Снежный ком» (родители стоят в кругу и по очереди называют свое имя и имя своего ребенка, следующий родитель называет имя предыдущего родителя, имя его ребенка и тд.)    

Ведущий: Вот мы с вами познакомились, стали ближе друг к другу, присаживайтесь на стулья. Мы знаем, что многие из вас сегодня на собрание пришли с работы, поэтому предлагаем вам чашечку чая с печеньем и конфетами, угощайтесь, пожалуйста.

Не смотря на нашу неформальную обстановку, все же продолжим наш серьезный разговор.

Что такое готовность к школьному обучению? Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения

Готовность к школе — это не «программа», которой можно просто обучить (натренировать). Скорее, это свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включен ребенок в семье и других социальных группах. Она развивается не путем специальных занятий, а непрямым образом — через «участие в жизни».

Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой.  Качества эти можно сгруппировать в четыре большие группы:

Эмоциональная готовность к школе (помогает преодолевать эмоциональную неуверенность):

  • Способность выдерживать эмоциональные нагрузки;
  • Способность выдерживать разочарования;
  • Не боятся новых ситуаций;
  • Уверенность в себе и своих силах.

Социальная готовность (способность вступать и поддерживать многообразные контакты, связи и отношения)

  • Умение слушать;
  • Чувствовать себя членом группы;
  • Понимать значение правил и умение соблюдать их;
  • Конструктивно решать конфликтные ситуации

Моторная готовность к школе (овладение мелкой моторикой):

  • Координация системы «рука–глаз», ловкость пальцев и рук;
  • Способность проявлять собственную инициативу и активность;
  • Воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;
  • Уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними

Когнитивная готовность к школе (считается основной формой готовности к школе, играет хоть и не основную, но все же весьма существенную роль):

  • Способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
  • Краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
  • Любознательность и интерес к учению;
  • Логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности

По данным социологов большинство родителей подготовкой к школе считают приобретение специальных умений и интеллектуальное развитие детей и не придают особого значения желанию ребенка пойти в школу.   С каждым годом появляется все больше детей, которые психологически не готовы к школе В чем же дело?

Психическое развитие детей идет не плавно и линейно, а скачкообразно, определенными периодами. Каждый период возникает на основе другого и определяется ведущим видом деятельности каждого этапа и его возрастным психологическим новообразованием. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием — воображение. Поэтому если малыш не доиграл, не овладел всеми видами игры, его воображение окажется неразвитым, и он не сможет легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.

Какие же виды игры развивают необходимые компоненты психологической готовности к обучению в школе?

Произвольность в общении со взрослым развивает сюжетно-ролевая игра. важно, чтобы ребенок обращал внимание не на форму роли (атрибуты роли), а на содержание сюжета  игры (умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, сравнивая свое решение с решением другого ребенка или взрослого, придумывает действия, разворачивающие сюжет игры).

Развитию умения действовать по инструкции и выстраивать учебное действие способствуют игры с правилами (игры-соревнования, командные игры, настольные).

Формировать у ребенка способность к адекватной самооценке помогут режиссёрские игры. Режиссерская игра — это игра, где ребенок является одновременно создателем сюжета, постановщиком его (предметным воплотителем) и испытателем всех ролей. Такое обобщенное отношение дает ребенку возможность взглянуть и на себя, и на других со стороны.

Теперь я предлагаю всем немного размяться и поиграть всем в игру.  

Игра «Найди пару»

Ведущий:  Когда зазвучит музыка, вы объединитесь в пары и будете прогуливаться и  здороваться друг с другом. При встрече пары должны пожелать друг другу что-нибудь хорошее, приятное. Затем характер музыки изменится. Это сигнал, что пары должны объединиться в четверки. Теперь четверки будут прогуливаться и при встрече высказывать друг другу добрые пожелания. При следующем изменении музыки, я называю цифру и вы должны объединится на заданное количество человек.

Участники «отправляются на прогулку» и выполняют условия игры.

Ведущий: Итак, у нас получилось 4 команды по 6 человек. Команды придумайте себе название. Первая, вторая и третья команда выполняет задание, а четвертая становится экспертом, вы будете анализировать и оценивать работу команд.

Команды тянут карточки с заданием показать игру, способ игры с ребенком. 1- сюжетно-ролевая игра, 2 – игра с правилами, 3 – режиссёрская игра. Эксперты оценивают, победителю – коробка конфет.

Ведущий: А теперь следующее задание. Я раздам командам карточки на которых написаны всем знакомые пословицы про учение, командам необходимо без слов, только жестами показать нам эту пословицу, инсценировать ее, чтоб мы поняли о чем речь. (Учить — ум точить, ученье – свет, неученье – тьма, без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

Пантомима-инсценировка пословиц об учении

Эксперты оценивают, победителю – коробка печенья.

Ведущий: следующее задание для всех.

Упражнение «Как ваш ребенок относится к обучению в школе» К листу ватмана прикреплены карточки с ответами детей на вопрос «хочешь ли ты пойти в школу? Почему?» родителю предлагается угадать ответ ребенка и объяснить его.

Обсуждение рисунков детей «Как я представляю себя в школе»

Ведущий: Попробуем поразмышлять, хотят ли наши дети стать школьниками, какое настроение передают они в своих рисунках: радость, тревогу, неуверенность в себе или даже страх перед школой? Хотят ли наши дети взрослеть?

Ведущий: А теперь давайте с вами представим «портрет» успешного первоклассника.

Упражнение «Коробка». Приглашаются три участника (по желанию). Один ставит правую ногу в одну коробку, левую - в другую…..

Ведущий: мы с вами прилагаем много усилий чтоб сформировать у детей психологическую и эмоциональную готовность к школе. Пожелаем нашим детям успехов.

Упражнение «Я вам желаю» каждый участник получает вырезанный цветочек и пишет на нем три пожелания: одно нашим детям, второе – родителям, третье – педагогам. Зачитывает пожелания вслух и крепит к доске.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку подготовиться к обучению в школе

Презентация для подготовки воспитанников к школе....

Что такое готовность к школьному обучению и как помочь ребенку подготовиться к школе

Консультация проводилась для родителей детей подготовительной к школе группы. Здесь опсианы основные аспекты психологической готовности ребенка к школе, а также с какими трудностями сталкиваются в шко...

Памятка "Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу"Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекц...

Памятка для родителей подготовительной группы "Как помочь ребенку подготовиться к поступлению в школу"

В данной памятке даны советы для родителей по подготовке детей к школе...

Как помочь ребенку подготовиться к школе

Любой родитель привык считать своего любимого ребенка умным и талантливым. И это естественно. Поэтому для многих родителей сложно принять тот факт, что их умный, развитый и смышленый ребенок, пойдя в ...

буклет "Как помочь ребенку подготовится к поступлению в школу"

буклет "Как помочь ребенку подготовится к поступлению в школу"...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ"

Практические рекомендации родителям  как помочь ребенку подготовиться к учебе в школе....