Театрализованная деятельность в ДОУ.
статья на тему

Рабцевич Надежда Юрьевна

Театрализованная деятельность в детском саду,  план работы по театрализации с детьми во второй мл группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_v_dou.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность в ДОУ.

Театр в детском саду надо делать не для того, Чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков. А. П. Ершова.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра. Театрализованная деятельность является разновидностью игры. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

 Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза, создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

 Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, воспитатели могут решать комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

Познавательное развитие

- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

- обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

- развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

Социально - коммуникативное развитие

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

- воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

- воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

- развитие эмоций;

- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

 Речевое развитие

- содействие развитию монологической и диалогической речи;

- обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

Художественно - эстетическое развитие

- приобщение к высокохудожественной литературе;

- развитие воображения;

- приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

- создание выразительного художественного образа;

- организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Физическое развитие

-согласование действий и сопровождающей их речи;

- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

- выразительность исполнения основных видов движений.

- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

 Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра в детском саду наибольшей популярностью пользуется театр картинок, театр игрушек и петрушек.

 По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида – верховые и напольные. К верховым относятся те, которыми кукловод управляет из-за ширмы. В свою очередь, они бывают перчаточными и тростевыми.

Напольные куклы «работают» на полу, кукловод управляет ими на глазах у зрителей. К напольным относятся марионетки и большие куклы.

К режиссерским играм в ДОУ относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе.

 Тут ребенок сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

 Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Игры-драматизации с пальчиками - атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа. (Например, сказки «Репка», Коза и семеро козлят», «Гуси-лебеди». Показ таких сказок могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой).

 Игры-драматизации с куклами бибабо – в этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

 Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки, очень сложная, но и интересная игра.

Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевой игрой и являются ее разновидностью. Предпосылки сюжетно-ролевой игры появляется у ребенка примерно в 3 года. А сама игра достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет. Сюжетно-ролевая и театрализованная игра имеют общую структуру: творческий замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевые и организованные действия и отношения, правила. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.        

Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация доставляет детям не только радость, она рассматривается намного шире в рамках детского сада. Театрализованная деятельность развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка. Формированию личностной культуры, развитию социальных навыков.

Работа с детьми проводится по определённой системе, и включает в себя ежедневные упражнения на развития памяти, внимания и других психических функций. К работе с детьми по театрализованной деятельности следует приступать с октября. То есть после того, как у большинства детей заканчивается адаптационный период.

Занятия театрализацией проводятся в двух формах:

- как специально организованная форма работы педагога с детьми;

- как нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Оптимальное время для проведения специально организованной работы педагога с детьми – пятница, вторая половина дня.

Нерегламентированная театрализованная деятельность осуществляется с детьми ежедневно (в утренние и вечерние часы) в процессе свободной самостоятельной деятельности.

Цели театрализованной деятельности – развивать творческие способности детей средствами театрального искусства; сделать жизнь дошкольников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Сегодня, когда по-иному, широко и фундаментально, решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, - непоколебимой остаётся идея приобщения детей с самого раннего возраста к художественной литературе. Именно художественное произведение позволяет ребёнку познакомиться с окружающей действительностью, удовлетворить свои познавательные интересы, научиться видеть себя в тесной связи с другими людьми.

Дети воспринимают окружающий мир целостно, не всегда замечая детали, образно-эмоционально, познавая разнообразные жизненные явления через игру. Они не выносят однообразия и скуки, остро ощущают фальшь в изображении действительности, предпочитают весёлых, неунывающих героев. И театрализованная постановка в этом смысле как нельзя лучше подходит для занятий в детском саду или в семейном кругу.

Театрализация обогащает эмоциональную сферу ребёнка, развивает его творческие способности. Театральная постановка позволяет углубить и укрепить представления развивающейся личности о мире и о себе.

Особое место в художественных постановках следует уделять пьесам, основанным на стихотворных текстах. Благодаря простате и музыкальности звучания слов дети, играя роль, легко их запоминают, приобретают вкус к образным выражениям. К тому же, неоднократно повторяя свои роли, ребёнок тренируется в развитии голосового аппарата.

Театрализованная деятельность во второй младшей группе

Задачи:

1. Развивать творческое воображение детей.

2. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

3. Побуждать детей к развитию выразительности мимики и жестов.

Октябрь

1 занятие.

1. Упражнение по звуковой культуре речи на отработку артикуляции звука «С» «Насос».

2. Театрально-игровое упражнение из раздела «Расскажи стихи руками» «Каравай».

3. Инсценирование стихотворения А. Барто «Козлёнок».

2 занятие.

1. Словесная игра из раздела «Доскажи словечко» (Ёжик. Зарядка)

2. Упражнение на развитие пантомимики «Баран».

3. Инценирование потешки «Топотушки».

3 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций «Пальчик».

2. Упражнение по развитию речи Е. И. Тихеевой № 9 «упражнение на точность но-менклатуры».

3. Тренинг «Тренируем эмоции».

4 занятие.

1. Риторическая игра на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (Ма. Оль.)

2. Творческое задание на выразительность жеста «Счёт по парам».

3. Инсценирование стихотворения А. Барто «Мишка».

Ноябрь

1 занятие.

1. Словесная игра из раздела «Доскажи словечко» (Зима. Ёжик.)

2. Театрально-игровое упражнение из раздела «Расскажи стихи руками» «корова».

3. Инсценирование потешки «Пастушок».

2 занятие.

1. Упражнение по звуковой культуре речи на отрабатывание движений языка вверх «Маляр».

2. Упражнение на развитие пантомимики «тишина».

3. Инсценирование сказки «Репка» с использованием пальчикового театра.

3 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций «рики-тики».

2. упражнение по развитию речи Е. И. Тихеевой №10 «составление предложений с определённым словом».

3. Инсценирование стихотворения А. Барто «Самолёт».

4 занятие.

1. Риторическая игра на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (Лу. Ул.)

2. Творческое задание на выразительность жеста из раздела «Весёлые стихи» «детский сад».

3. Инсценирование сказки «Три медведя» с использованием варежкового театра.

Декабрь

1 занятие.

1. пальчиковая игра на развитие речевых функций «Цветок».

2. Театрально-игровое упражнение из раздела «расскажи стихи руками» «Кошка».

3. Инсценирование потешки «Коровушка».

2 занятие.

1. Словесная игра из раздела «Доскажи словечко» (Иголка. Игрушки.)

2. Упражнение на развитие пантомимики «Гусь».

3. Инсценирование сказки «Снегурушка и лиса» с использованием театра ложек.

3 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций «пальчики- зайчики».

2. Упражнение по развитию речи Е. И. Тихеевой № 11 «Составление предложения с несколькими данными словами».

3. Инсценирование стихотворения А. Барто «Слон».

4 занятие.

1. Упражнение по звуковой культуре речи на чёткое произношение звука «Л» при соединении с гласными А, Ы, О,У «Качели».

2. Творческое задание на выразительность жеста «ЧАСЫ».

3. Инсценирование сказки «Варежка» с использованием театра кукол.

Январь

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "Пальчики считаем".

2. Театрально-игровое упражнение из раздела "Расскажи стихи руками" "Николай".

3. Тренинг "Тренируем эмоции".

2 занятие.

1. Риторическая игра на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (ЗУ. ЛО.)

2. Упражнение по развитию речи Е,И. Тихеевой № 12 "Объяснение слов".

3. Инсценирование стихотворения А. Барто "Зайка".

Февраль.

1 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "пять воробьёв".

2. Театрально-игровое упражнение из раздела "расскажи стихи руками" "Победа".

3. Инсценирование потешки "Цыплятки".

2 занятие.

1. Упражнение по звуковой культуре речи на укрепление мышц языка "Гармошка".

2. Упражнение на развитие пантомимики "Щенок".

3. Инсценирование сказки "Кот, петух и лиса" с использованием театра спичечных коробков.

3 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "Дружба".

2. упражнение по развитию речи Е. И. Тихеевой № 13 "отгадывание и составление загадок".

3. Инсценирование сказки Ш. Перро "красная шапочка" с использованием фланелеграфа.

4 занятие.

1. Риторическая игра на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (Жу. За.)

2. Творческое задание на выразительности жеста "Мишка".

3. Инсценироване стихотворения А. Барто "Грузовик".

Март

1 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "Гости едут".

2. Театрально-игровое упражнение из раздела "Расскажи стихи руками" "Слонёнок".

3. Инсценирование стихотворения "Мишка-сладкоежка".

2 занятие.

1. Риторическая игра на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (Же. Жо.)

2. Упражнение на развитие пантомимики "Ежи".

3. Инсценирование сказки "Машенька и медведь" с использованием варежкового театра.

3 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "Десятьптичек-стайка".

2. Упражнение по развитию речи Е. И. Тихеевой №14 "классификация предметов2.

3. Инсценирование стихотворения А. Ьарто "Мячик".

4 занятие.

1. Риторическое упражнение на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (Песенка жука.)

2. Творческое задание на выразительность жеста "Шишка".

3. Инсценирование потешки "Лошадь".

Апрель

1. Упражнение по звуковой культуре речи на укрепление мышц кончика языка "Барабанщики".

2. Словесная игра из раздела "Доскажи словечко" (Арбуз. Айболит.)

3. Инсценирование стихотворения А. Барто "Лошадки".

2 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "Человечки".

2. Упражнение на развитие пантомимики "Ёжик".

3. Инсценирование потешки "Ножки".

3 занятие.

1. Риторическая игра на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (ЖА. ЖИ)

2. Упражнение по развитию речи Е,И. Тихеевой №15 "Заучивание и произношение скороговорок".

3. Инсценирование потешки "кошкин дом" с использованием фланелеграфа.

4 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "домик".

2. Творческое задание на выразительность жеста "велосипед".

3. Инсценирование детьми сказки "Колобок".

Май

1 занятие.

1. Упражнение по звуковой культуре речи "Пароход гудит".

2. Словесная игра из раздела "Доскажи словечко" (Гол. Гусь.)

3. Инсценирование стихотворения А. Барто "Флажок".

2 занятие.

1. Риторическая игра на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (Бы. Ба.)

2. Упражнение на развитие пантомимики "Щенок".

3. Тренинг "Тренируем эмоции".

3 занятие.

1. Пальчиковая игра на развитие речевых функций "замок".

2. Словесная игра из раздела "Доскажи словечко" (Ёж. Дождик.)

3. Придумывание детьми сказки "В гости к цифрам" с использованием математического театра из конусов (в основном творчество воспитателя).

4 занятие.

1. Риторическое упражнение на быстрое и чёткое проговаривание звукорядов (Да. Жу.)

2. Творческое задание на выразительность жеста из раздела "Смешные стихи" "помощница".

3. Инсценирование детьми потешки "Кошкин дом".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.

Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....

Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...

Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».

Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...