Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Бондаренко  Татьяна Александровна

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс для род.

Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

(мастер-класс для родителей)

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.

Задачи:

1) показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

2) поделиться с родителями методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка;

3) способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.

Участники: родители.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: ручки, зубочистки, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, прищепки, мяч.

Ход мастер-класса:

- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Предлагаю Вам встать в круг и поприветствовать друг друга.

Игра «Ладошки»

- Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

- Спасибо.

И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов.

Прошу отвечать громко «Да» или «Нет».

Детей вы любите, да или нет? (да)

Чтоб ребяткам своим во всем помогать

Вы хотите что-то новое узнать? (да)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Теоретическая часть:

 «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Ян Коменский

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, общается, развивает мышление, воображение и речь. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку».

«Ну, поиграй со мной!», как часто мы слышим эту просьбу от своих детей. И сколько радости мы видим в их глазах, когда преодолевая усталость и откладывая домашние дела, мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть пассажиром, учеником или покупателем.

Как правило, играя с ребенком, мы следуем его желаниям – он сам назначает роли, рассказывает нам что делать, а мы, если уж решили доставить ему удовольствие, послушно выполняем его требования.

Каждая игра – это общение ребенка с взрослым, со сверстниками; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успехам других детей и стойко переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка.

Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.

Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».  Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.

Практическая часть:

А сейчас, уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию несколько игр и упражнений на развитие речи и мелкой моторики, которыми можно заниматься не только в детском саду, но и дома.

Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.

Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).

- Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

- Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим –

И огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.

- Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Растирание пальцев – руку сжать в кулак, затем резко разжать – 5 раз.

- Крепко пальчики сожмем,

После резко разожмем.

Вот мы и разогрели наши руки, а теперь сделаем массаж пальчиков.

«Гусь»

Где ладошка?  Тут? Тут! (показывают правую ладошку)

На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую)

Палец большой-  (поочередно массируют каждый палец)

Это гусь молодой,          

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту)

А оттуда в живот. (потом к животу)

Вот! (вытягивают ладошки вперед)

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • развивает навыки мелкой моторики;
  • способствует развитию речи;
  • активизирует работу головного мозга;
  • развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает тревожность.

Пальчиковая гимнастика:

  1. «Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать, (загибание пальцев, начиная с мизинца)

Этот пальчик - прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик – спит давно. (Большой палец уже загнут)

Тише, тише не шумите,

Наши пальцы не будите.

Встали пальчики! Ура!

В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими)

2) «Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке (две ладошки рядом шевелят пальцами).

Бежали – бежали, 

Друг друга повстречали. (две ладошки замерли) 

Так друг друга обнимали, 

Так друг друга обнимали, 

Так друг друга обнимали, (пальцы левой и правой рук обнимают друг друга) 

Что мы их едва разняли. (руки в замке рассоединяются)

3)Гимнастика с учебными предметами

(Положить руку на средний палец правой руки, большим пальцем прижать руку, указательным начать покачивать ее)

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец,

Теперь большим его прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

Игра «Пирамидка из пуговиц»

(Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классификации)

Инвентарь: зубочистки, пуговицы.

Содержание: Закрепить зубочистку в вертикальном положении (можно воткнуть ее в брусок пластилина). Необходимо нанизать на нее пуговицы. Задания можно четко формулировать, например, попросить использовать только красные пуговицы, только мелкие пуговицы, нанизывать пуговицы одного размера или, начиная с самой большой, - в порядке уменьшения диаметра и так далее.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это -«лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

- Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

Задание можно усложнить, попробовав проделать то же самое двумя руками одновременно.

Игры с прищепками (упражнение с речевым сопровождением)

 Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игра «Где это?»

Цель: способствовать развитию речи, усвоению грамматических основ языка.

Ход игры: Кидая мяч ребенку, задаем вопросы:

Где растут ветки? (На дереве).

Где растут деревья? (В лесу).

Где растут листья? (На ветке).

Где живут рыбы? (В реке)

Где стоит стул? (В комнате)

Где стоит ваза? (На столе)

Где лежит ковер? (На полу)

Где стоит светофор? (На перекрестке)

Где сидит шофер? (В кабине)

Где летит самолет? (В небе).

Игра «Путаница»

Цель: научить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое слово.

Ход игры: Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое слово.

Например:

Падает пушистый крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива,груша)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп)

Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что малыш может заниматься одной деятельностью не более 10 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни малышу, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное.

Рекомендация родителям:

- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

  • Игра не должна строиться на принуждении.
  • Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
  • Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Таким образом, очень важно использовать пальчиковые и словесные игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.

Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу. Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Балая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.,2000.
  2. Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. Издательство Сфера, 2005 год
  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.,2000.


Кейс на тему:

Проведение мастер-классов для родителей (Развивающие пальчиковые игры)

Санкт-Петербург

2013г.

Содержание:

  1. Общие рекомендации по массажу                                                             3
  2. Что же такое пальчиковые игры?                                                              5
  3. Рекомендации по проведению игр                                                            6
  4. Примеры пальчиковых игр с потешками                                                  7
  5. Список литературы                                                                                    10
  6. ПРИЛОЖЕНИЕ :Фотографии игровых моментов с детьми                  11

Общие рекомендации по массажу

Сейчас можно только догадываться о том, как люди стали применять массаж в лечебных целях. Вероятно, вначале он заключался в инстинктивном поглаживании и растирании больного места. Однако уже в третьем тысячелетии до нашей эры предпринимались попытки описать примеры массажа и раскрыть их лечебное воздействие на организм.

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов другим. При этом мышечная ткань интенсивно снабжается кислородом и активно освобождается от продуктов распада. Кроме того, снижается содержание молочной кислоты в мышцах, выводятся органические кислоты, что эффективно снимает утомление после физической нагрузки.

В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными, продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, граблеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным. К данному приему относятся еще и такие массажные движения, как пиление, строгание, штрихование и пересекание.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т.д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Движения в суставах также нашли широкое применение в пальчиковых играх. Они весьма благотворно влияют на состояние опорно-двигательного аппарата. При этом в пальчиковых играх в основном используются активные движения, то есть те, которые ребенок выполняет самостоятельно. Среди них можно назвать движения кистью (сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые вращения) и пальцами (сведение и разведение, сгибание и разгибание).

Кроме того, в пальчиковых играх часто применяется прием разминания, при котором происходит смещение и сдавливание мышц. Его можно выполнять подушечками пальцев, фалангами согнутых пальцев, буграми больших пальцев, кулаком, основанием ладони.

При массаже тыльной стороны кисти следует применять прямолинейное поглаживание и граблеобразное растирание. Последний прием также можно выполнять кругообразно подушечками пальцев, зигзагообразно основанием ладони.

В процессе пальчиковых игр большое внимание уделяется массажу самих пальцев. При этом применяется несколько видов растирания: кругообразное подушечками пальцев, кругообразное ребром ладони, спиралевидное основанием ладони, зигзагообразные и прямолинейные «щипцы». Кроме всех перечисленных массажных приемов, во время игр активно используются встряхивание и поглаживание пальцев1.

Что же такое пальчиковые игры?

Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом или за партой, веселые стихи, которые помогут вашим детям стать добрее. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы не только дети видели ваше лицо, но и чтобы вы видели их лица и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят столько пользы! Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – педагогов и родителей2.

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания3.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами4.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движение и речь. У детей, с которыми часто проводили пальчиковые игры, даже почерк много лучше, чем у других. Уникальное сочетание добрых стихов и простых массажных приемов дает поразительный эффект активного умственного и физического развития5.

Рекомендации по проведению игр

  1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребенка.
  2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей рук.
  3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.
  4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития малыша.
  5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребенок начинает делать их самостоятельно.
  6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания сразу помогите ему зафиксировать нужное положение пальцев и т.п.
  7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
  8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребенком) стихотворения.
  9. Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
  10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием6.

Примеры пальчиковых игр

►В качестве первого примера хочется представить традиционную русскую народную игру «Сорока-белобока»:

Сорока, сорока, сорока-белобока,

Кашку варила, детишек кормила.

(Водим своим указательным пальцем по тыльной стороне ладони ребенка)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

(Загибаем пальцы ребенка, кроме большого, по одному к ладони)

А этому не дала:

- Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил –

Ничего тебе нет!

(Потряхиваем большой палец за ногтевую фалангу)

Основная задача на данном этапе – выработать способность малыша сосредотачиваться на короткое время, чтобы прослушать несколько строчек текста. Постепенно ребенок приучается слушать, а позднее пытается воспроизвести отдельные сочетания звуков.

►Разминайте, прокручивайте каждый пальчик, одновременно приговаривая:

Ехал по реке козлик в челноке.

Ехал зайка в красной таратайке.

Ехала в бричке рыжая лисичка.

Ехала по горам, ехала по долам,

Муха-горюха, муха-цокотуха.

Муха гостей звала,

Пряничков напекла.

Кашу сварила,

Всех гостей накормила7.

►Существует множество потешек для пальчиковых игр с «обращением » к каждому пальчику(разминайте фалангу с ногтевой пластиной каждого пальца):

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить слал,

Этот пальчик резать стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел8.

►А есть потешки сразу для всех десяти пальчиков.

Несильно разминаем ребенку подушечки пальцев (ногтевые фаланги). Большой палец взрослого ставится подушечкой на ноготь ребенка, и подушечка ребенка «перебирается» между большим и указательным пальцами взрослого.

Мы с Алешею играем,

Пальцы все перебираем:

Этот пальчик – всех длинней,

Этот пальчик – всех умней,

Этот пальчик – всех короче,

Этот – стать побольше хочет,

Этот – знает все игрушки,

Этот – ушки на макушке,

Этот- прячется в тенек,

 Этот – маленький сынок9.

►Есть и такие замечательные потешки, в которых проговариваются названия всех пальцев:

Палец Толстый и Большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Палец Средний – самый меткий,

Он снимает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А Мизинчик-господинчик

В землю косточку сажает.

Знакомство с пальцами сопровождается легким массажем, называйте поочередно все пальцы и слегка массируйте их10.

►Для развития коммуникативных навыков и воображения можно использовать «говорящую руку». Сомкните пальцы одной кисти. На большом и указательном пальцах нарисуйте рот и глаза. Пошевелите большим пальцем. Веселая рожица заговорила. Малыш с удовольствием пообщается с новым другом11.

►Играя в пальчиковые игры можно разучить счет:

На столе моем игрушки

Притаились в тишине.

Пять подарков в день рожденья

Принесли ребята мне.

(Круговыми движениями пальцев одной руки поглаживаем раскрытую ладонь другой)

Раз – мохнатый, мягкий мишка,

Два – зеленый крокодил,

Три – зайчишка-шалунишка,

А четыре – конь один,

Пять – огромная машина

(Указательным пальцем на счет поглаживаем каждый палец другой руки в направлении от основания к кончику)

С желтым кузовом большим.

Я в него свои подарки

Утром рано положил.

(Соединяем ладони и круговыми движениями растираем их с небольшим усилием)12

Для более взрослых детей можно предложить поиграть с тенью.

Потренируйтесь составлять из пальцев такую фигуру, чтобы получилась тень в виде птицы.

Список литературы

  1. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.15
  2. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.3
  3. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.7
  4. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.10
  5. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.11
  6. Ермакова И.А./Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.- 32с.: ил. – С.4
  7. Борисенко М.Г., Лукина Н.А./Массаж и развивающие игры. – СПб.: Издательсий Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – С.9
  8. Борисенко М.Г., Лукина Н.А./Массаж и развивающие игры. – СПб.: Издательсий Дом «Литера», 2011. – 64с.: ил. – С.12
  9. Крупенчук О.И./Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011. – 32с.: ил. – С.26
  10. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.10
  11. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.11
  12. Ермакова С.О. /Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 256с.:ил. – С.240
  13. Драко М.В./Развивающие пальчиковые игры. – 2-е изд. – Минск.: «Попурри», 2010. – 144с.: ил.- С.122


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей и педагогов "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр в работе с детьми....

«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Одним из эффективных и результативных способов формирования познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста является пальчиковая игра.  Игры с пальчиками - это не только стимул для ...

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Мастер-класс для родителей «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок знакомится с окружающим миром, познает самого себя, своё место в этом мире. Иг...

«Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста» (мастер-класс для родителей)

laquo;Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».  ...

Мастер-класс для родителей "Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного воззраста"

Мастер - класс  для родителей по развитию речи детей дошкольного с использованием словесных и пальчиковых игр с подробным описанием....

Мастер-класс "Занимательные словесные м пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Словесна речь детей начинается, когда движение их пальцев достигает достаточной точности. Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".  Очен...