Родительское собрание "Сказка как средство развития связной речи детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Николаева Оксана Сергеевна

В данном материале представлены формы и методы работы со сказкой, а также рекомендации для родителей о том, как читать детям сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelkoe_sobranie_po_skazke.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней группе на тему: «Сказка как средство развития связной речи детей 4-5 лет»

Цель: развитие связной речи дошкольников средствами сказок

Задачи:

- формировать у родителей представления о важности развития связной речи

- познакомить родителей с результатами анкетирования по сказке

- познакомить с формами и методами работы над сказкой

- дать рекомендации о том, как читать сказку детям.

Ход:

Едва научившись ходить, человек знакомиться со своими первыми сказками. Малыша окружает волшебный мир вещей, овощей, зверюшек – это персонажи русских народных сказок «Репка», «Волк и семеро козлят»,  «Теремок» и т.д. ребенок взрослеет и вместе с ним растет сказочный мир, становится все более волшебным и ярким. И вот уже он вместе с Иваном – царевичем мчится на сером волке за пером жар – птицы или ищет смерть Кощея Бессмертного, побеждает Чудо-Юдо. Можно привести бесконечное множество примеров чудесных превращений и историй, в которых всегда добро побеждает зло. Это чудо и есть сказка. Ее ценность ни с чем несоизмерима и несравнима! Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире. Сказки позволяют ребенку развиваться этически и нравственно.

 К сожалению, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее. Поэтому развитие речи детей при помощи сказки является для нас актуальной и интересной темой, по которой мы хотим работать в течение учебного года, а также привлечь к работе и Вас, уважаемые наши родители.

Для начала давайте ознакомимся с результатами анкетирования, которое было проведено среди вас, родителей.

Слайд «№2

Вопросы

Положительные ответы

Отрицательные ответы

1) Часто ли вы рассказываете своему ребенку сказки?

60%

40%

2) Какие сказки предпочитает ваш ребенок?

В основном предпочитают русские

народные сказки

3)Есть ли любимая сказка у вашего ребенка? Какая?

Дети отдают предпочтение и русским народным сказкам и авторским, а также современным

4)Играет ли ваш ребенок в сказки, которые слушал?

30%

70%

5)Рассказывает ли ребенок сказку совместно с вами или куклам (игрушкам)

70%

30%

6)Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

100%

7)Узнает ли ребенок сказку по иллюстрациям?

100%

8)Есть ли у вас дома какой-либо вид детского театра (настольный, пальчиковый, кукольный)

50%

50%

9)        Придумываете ли вы когда-нибудь сказки для вашего ребенка?

90%

10%

Как показывает анкета, у нас в группе все прекрасно со сказкой, вот сейчас я и проверю, насколько хорошо вы знаете сказки. (Загадки)

  1. Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (Колобок)
  2. Лечит маленьких детей,
    Лечит птичек  и зверей,
    Сквозь очки на них глядит                      
    Добрый доктор… (Айболит)
  3. Я старушка хоть куда:
    И умна, и молода!
    Со мною всюду крыска
    По имени Лариска (Шапокляк)
  4. Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал,
    Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал!
    Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь,
    Но только лишь полночь настанет, к себе на чердак я вернусь (Золушка)
  5. Вот совсем не трудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос? (Буратино)

  1. Он к меду поднимался и умудрялся петь:
    «Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». (Винни-Пух)

Ну что ж, молодцы! А теперь давайте поговорим с вами о том, как можно работать со сказкой! Скажите мне, пожалуйста, какие формы и методы работы со сказкой вам знакомы? (Метод-это способ решения цели)

Я хочу вас познакомить с методами и приемами работы над сказкой

  1. Работа над содержанием сказки (ответы на вопросы, раскрытие смысла сказки). После прочтения сказки, вы задаете ребенку вопросы по содержанию. (Кто герой сказки? Какой он добрый или злой? Что произошло с героем? Чему учит нас эта сказка?)
  2. Изменение конца сказки. А давай придумаем другой конец сказки! Данный метод способствует развитию фантазии и воображения.
  3. Рассказывание сказки от лица героя. Данный метод помогает ребенку вжиться в образ и испытать эмоции героя (можно рассказывать даже от лица камня)
  4. Групповое рассказывание сказки. Это когда один ребенок начинает рассказывать сказку, затем продолжает 2 3 4. В данном методе используется хорошо знакомый материал.
  5. Придумывание продолжения сказки. Также данный метод способствует развитию фантазии и воображения
  6. Групповое придумывание сказки. Это когда один ребенок придумывает 2 предложения, затем второй добавляет и так далее. Кто? Что делает? Где? Когда? Почему?
  7. Изготовление атрибутов к сказке (маски, куклы, декорации)
  8. Драматизация сказки (инсценирование)

А для того, чтобы вы лучше запомнили формы и методы работы со сказкой, я предлагаю вам поработать в группах.

Задание для первой группы

Придумать другой конец для сказки «Колобок»

Задание для второй группы

Рассказать сказку «Репка» от лица репки

Задание для третьей группы

Придумать продолжение сказки «Курочка ряба»

Способов работы со сказкой великое множество. Все в ваших руках, ведь от того, сколько времени и сил вы вложите в своего ребенка, будет зависеть его успешность в дальнейшем.

Я предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям».

1.  Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по-прочитанному.

7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

Придумать другой конец для сказки «Колобок»

Рассказать сказку «Репка» от лица репки

Придумать продолжение сказки «Курочка ряба»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Индивидуальный план по самообразованию на тему:«Использование метода сказкотерапии, как средство развития связной речи детей, имеющих тяжёлые нарушения речи»

Данная тема считается актуальной, так как речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников,  в совершенствовании связной речи, обеспечивают в будущем, и в большей мере,...

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»

ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...

Доклад на родительском собрании «Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет»

Цель: реализация практических аспектов метода наглядного моделирования при заучивании детьми стихотворений, составлении описательных рассказов....