Родительское собрание "Детские капризы и упрямство"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Яценко Антонина Всеволодовна

Предварительная работа: подготовить памятку для родителей «Как справиться с детскими капризами и упрямством»; подготовить презентацию на тему: «Упрямство и капризы»; атрибут к игре – мяч; подготовить материалы для проведения игры «Ассоциации», «Доскажи важные слова»; подготовка видеоматериала «Интервью с детьми». Цель: совершенствование психолого-педагогических знаний родителей, обогащение педагогических умений. Задачи: познакомить с понятиями капризы и упрямство; помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей; формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их; развивать навыки общения родителей с ребенком. Ход собрания В начале встречи воспитатель делает короткое вступление об актуальности темы. Родителям предлагается присесть на стулья и посмотреть презентацию — «Капризы и упрямство» (презентация и текст прилагается прил. №1) Вопросы: Какие методы воспитательного воздействия Вы используете чаще всего? (Требование, убеждение, наказание, поощрение) Как Вы относитесь к капризам детей? Могут ли капризы и упрямство, сформировать нежелательные черты характера ребенка? Что вы предпринимаете, когда ваш ребенок капризничает? Каково значение единства требований родителей? Выслушиваются ответы родителей. Упражнение «Ассоциации» Родителям предлагается объединиться в две группы. Затем каждая подгруппа получает свое задание. Первая подгруппа должна написать ассоциации, которые возникают у них при слове «капризы». А вторая, ассоциации при слове «упрямство». После выполнения упражнения выслушиваются мнения родителей. Родители приводят примеры из собственного опыта, по желанию могут поделиться своим опытом поведения в таких ситуациях. ВОСПИТАТЕЛЬ: «В чем, на ваш взгляд заключаются причины капризов и упрямства детей? Могут ли родители провоцировать такое поведение ребенка?» Предлагается родителям поделиться своим опытом в преодолении и предупреждении капризов и упрямства детей: «Как вы поступаете в ситуациях, когда Ваш ребенок капризничает или отказывается Вас слушаться?» Родители предлагают свои версии. (совместное обсуждение) Воспитатель обобщает и конкретизирует высказывания родителей: Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность. Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого. Гиперопека – стиль семейного воспитания, при котором ребенок постоянно находится под усиленным контролем и вниманием взрослого. Уровень самостоятельности ребенка крайне низок. Поэтому такое поведение – это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности. 4. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность. 5. Капризы и упрямство могут быть проявлением возрастного кризиса ребенка. Он внезапно перестает делать то, о чем его просит взрослый (возникает стремление противоречить, делать обратное тому, что ему говорят). 6. Они могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему. «Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас. Любите своих детей такими, какие они есть!» (Родителям дается лист для ответов и предлагается закончить предложение). Не завышайте …………… к своему ребенку Давайте ребенку …………, но будьте всегда рядом …… никогда не бывает лишней Взрослым необходимо давать ребенку право… Требования к ребенку должны быть…… Детские капризы – это результат… Используйте прием авансирования — … Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставте… Просьбу взрослого ребенок должен выполнить … Отрицательное поведение ребенка может … Воспитатель , предлагает методы остановки истерики (приложение 3). Просмотр видеоматериала «Интервью с детьми» В конце собрания каждому родителю предлагается памятка с рекомендациями по преодолению капризов и упрямства. Приложение №1 1 слайд УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов. 2 слайд Проявления упрямства: в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому «стоит на своём». 3 слайд КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты. 4 слайд Капризы 5 слайд в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. в недовольстве, раздражительности, плаче. в двигательном перевозбуждении. 6 слайд что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей: 7 слайд Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. 8 слайд Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление сломить силой авторитета. Спокойный тон общения, без раздражительности. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса. Приложение №2 Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством» 1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский) 2. Не завышайте требований к своему ребенку. 3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом. 4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней. 5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки. 6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится. 7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения. 8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора ( «Ты хочешь съесть суп или второе?»). 9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение. 10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку. 11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо. 12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых. 13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться. 14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей. Приложение №3 Методы остановки истерики: Переключение внимания. Помыть лицо холодной водой, если словесное переключение внимания не помогает. Нужно помнить, что во время истерик, ни в коем случае нельзя ребёнка дёргать и бить! Только переключение внимания может ему помочь! После окончания истерики сделайте ребёнку теплую ванну. Вода очень успокаивает нервную систему. Выпейте вместе с ним горячий чай и всё будет отлично! Знание возрастных особенностей всегда поможет нам подходить с адекватными требованиями к ребёнку и лучше понимать его. Ещё раз хочу обратить внимание на то, что игнорирование капризов в итоге приводит к неврозам. Итак, поговорим о неврозах… Невроз – это слабость регуляции эмоциональных состояний — гнева, растерянности, страха, тревоги и т. п. Невроз возникает в случае, когда затруднён поиск выхода из переживаний. Это влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности ребёнка. Неврозы служат основой для многих заболеваний. Причин тому множество: перенасыщенный событиями и эмоциональными перегрузками ритм жизни, ранний отрыв ребенка от матери, стрессы, перегрузка психики средствами массовой информации и многими другими. Медицина считает невроз заболеванием, психология — социальным явлением. Правы и те и другие. Невроз ухудшает работу внутренних органов, может привести к появлению соматических заболеваний. В то же время число детей, страдающих ими, постоянно растет. Поскольку изменить свою жизнь малыш не в силах, то и реагирует на непрерывные стрессы нервными срывами, сдвигом функциональных состояний в сторону дисбаланса — расстройством сна, ночным недержанием мочи, кожными высыпаниями, зудом, капризами и истериками… Пока ребенок мал, забота о нём лежит на нас, родителях. Именно мы обеспечиваем ребёнку благополучную жизнь в социуме. Если плохо родителям, то ребёнку тоже будет плохо. «Уметь жить маленькими радостями сегодняшнего дня — великое искусство, которым владеют дети. Так давайте не будем отягощать собственного существования тревогами о том, что только может произойти в дальнейшем. И пусть солнечное утро, улыбка ребенка, выращенный своими руками помидор, чашка крепкого чая служат вам хорошей эмоциональной разрядкой, лучшей, чем патентованные успокоительные средства». Спокойствие ребёнка напрямую зависит от отношения родителей к нему, от степени доверия своему ребёнку. Если мы без конца надоедаем ему своими замечаниями, разговариваем с ним исключительно на повышенных тонах, выплескивая на него свое раздражение, мы разрушаем психическое здоровье нашего ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Капризы и упрямства"

Этот материал поможет родителям правильно найти подход к своему ребёнку, преодолеть возраст капризов....

Конспект родительского собрания "Капризы и упрямство детей" 2 младшая группа

В конспекте указаны материалы: анкета для  родителей, памятки для родителей, ситуации для обсуждения, приглашение на родительское собрание....

Фотоотчет родительского собрания «Капризы и упрямство детей – дошкольников. Причины их проявления»

Цель: установить доверительные отношения между родителями и сотрудниками ДОУ. Познакомить  родителей с особенностями работы детского сада. Помочь родителям осознать причины капризов и упрямства у...

Выступление на родительском собрании "Капризы и упрямство детей"

Для  многих родителей дошкольников наиболее актуальной проблемой воспитания ребенка являются его капризы и упрямство. Подобные поведение довольно часто встречаются в детском возрасте, конечн...

Родительское собрание " Капризы или упрямство"

Родительское собрание "Возраст строптивости или капризы"...

Родительское собрание «Капризы и упрямства детей дошкольного возраста» в группе компенсирующей направленности

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности...

Родительское собрание "Капризы и упрямство"

Дети радуют нас, когда они веселы и здоровы, и расстраивают, когда капризны и упрямы. Быть или не быть детским капризам и упрямствам об этом мы поговорим сегодня с вами и постараемся разобраться в при...