Буклет консультация для родителей. Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми дошкольного возраста.
консультация (подготовительная группа) на тему

Онуфриенко Наталья Васильевна

Буклет консультация для родителей.

Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми  дошкольного возраста. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв. Игры для развития фонематического слуха. Игры для предупреждения ошибок письма на уровне словосочетания. Игры для предупреждения ошибок письма на уровне предложения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфическое нарушение письма или дисграфия – это стойкое нарушение процесса реализации письма на этапе школьного обучения.

Основной показатель -  стойкие ошибки одного или разных видов.

Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв:

 - лепка из пластилина;

 - выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики, крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д.;

  - вырезание из цветной бумаги;

- отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

 - узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

 - письмо пальчиком или палочкой  на снегу, песке, на манке или другой мелкой крупе;

 - рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

«Перепечатать» с полотна буквы, которые состоят:

 - из одного элемента (О, С);

 - из двух элементов (У, Г, З, Р и т.д.);

 - из трех элементов и т.д.

  «Перепечатать» с полотна буквы, которые «смотрят»:

 - прямо (А, И, Й, М, Н, О, Т и т.д.);

 - вправо (Б, В, Г, Е и т.д.);

 - влево (З, Л, У, Ч и т.д.);

2.Упражнение

 «Нарисуй дорожку»

Детям предложить на листе    бумаги

фломастером нарисовать маршрут поездки на машине: «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

3.Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение трех -  пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

Игры для развития слухового восприятия.

Играть в них  можно в дороге, в очереди или на прогулке.

«СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ» Взрослый бросает ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. И если назван съедобный предмет, ребенок ловит мяч, а если несъедобный — не ловит. ( играть можно и без мяча)

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

 Взрослый кидает мяч и произносит первую часть слова, а ребенок ловит и договаривает окончание. Например, вы говорите: «Мо», – а ребенок подхватывает: «Ре» или «Да», «МО» - «Роженное». 

Игры для развития фонематического слуха.

«ПОЙМАЙ ЗВУК»

Взрослый называет слова, а ребенок по договоренности хлопает в ладоши, топает ножкой, или поднимает руки вверх. Если услышит в слове заданный звук.

«ОБЩИЙ ЗВУК»

 Взрослый называет три слова, а ребенок отгадывает, какой общий звук объединяет все эти слова. Например, «лыжи, жук, жизнь — ж», «лиса, соль, любовь — ль» или строчку стихотворения: 

Скажи потише: «Шесть мышат», 

И – сразу мыши зашуршат.

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил. и  т.п.

«СОБЕРИ СЛОВО»

Взрослый произносит изолированно звуки, а ребенок называет слово, которое из них получится. «Д» «О» «М», «К» «И» «Н» «О» и т.д, (очень часто дети могут выполнить  звуковой анализ слова,  но затрудняются в синтезе слова из звуков)

«ПРОХЛОПАЙ КАК Я»

Взрослый прохлопывает определенный ритм, например: \  \\ \ \\ или \ \\\ \ и др., ребенок повторяет.

Во время прогулки, дороги из садика домой, полезно называть окружающие вас предметы и выделять в них первый звук, затем последний, потом определять последовательность звуков в слове.

Игры для предупреждения ошибок письма на уровне словосочетания.

Предложите ребенку придумать название действия на заданный звук. [П] Прыгать, плавать, пришивать, покупать. Предложите подобрать к ним существительные. Воробей прыгает. Мужчина покупает.

«СОСЧИТАЙ»

Счет окружающих вас предметов  до 5. Одно дерево, два дерева, ….пять деревьев; одна машина, …пять машин; один столб, …пять столбов; и т.д.

«ВЫБЕРИ И НАЗОВИ»

Предложите ребенку по дороге домой назвать все зеленые предметы, которые вас окружают (синие, серые и т.д.) Зеленый лист, зеленая машина, зеленый велосипед, Зеленая крыша… Обращайте внимание на четкое произношение окончаний слов.

Поиграйте в волшебников. Пофантазируйте, что у вас появилась волшебная палочка и вы из одного предмета можете сделать много. Расскажите об этом. Дайте ребенку образец: «Дом стоит. – Дома стоят», «Телефон звонит» - «Телефоны звонят», «Шоколадка тает. – Шоколадки тают».

Игры для предупреждения ошибок письма на уровне предложения.

Учите составлять сначала просто предложения о том, что вас окружает вокруг. Затем предложения с заданным словом. С заданным количеством слов. Постоянно давайте ребенку образец речевого высказывания. Учите распространять предложения. Собачка бежит. (Где бежит собачка?) Собачка бежит по дорожке. (Какая собачка?) Черная собачка бежит по дорожке. (Как бежит собачка?) Черная собачка быстро бежит по дорожке. И т.д.

Работа с деформированными предложениями.

Предложите ребенку набор слов, пусть он из них составит предложение.

На кошка сидит окне.

Машина дороге по едет.

Садика из идем мы.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» - как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т. д. (Пальчики здороваются)

«Ухо - нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15;

Уважаемые родители,

 играйте со своими детьми,

находите время для общения с ними.

Желаю Вам творческих успехов!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №1»

Буклет для родителей.

Игры и упражнения,

по профилактике дисграфии, с детьми  дошкольного возраста.

Автор – составитель

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Онуфриенко Наталья Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Игры и игровые упражнения для детей от3-4 лет

Игры и игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»

Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию...

Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»

Зачем нужно обучать детей правильно дышатьМногим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логич...

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей »

В консультации подобраны игры по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях...

Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию»

Зачем нужно обучать детей правильно дышатьМногим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логич...