дополнительное образование "Маленькие логики"
консультация (младшая группа) на тему

Пальчинская Светлана Александровна

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_logiki_dlya_sayta.docx233.38 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование

«Маленькие логики»

(Работа с блоками Э. Дьенеша)

Картинки по запросу Логические блоки ДьенешаВ дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов  толщины (толстые и тонкие). В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, Картинки по запросу Логические блоки Дьенешатолщиной.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см). На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств.

цвет обозначается пятном;

форма — контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);

величина — силуэт домика (большой, маленький);

толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Возрастные особенности детей 2-х – 3-х лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Картинки по запросу Логические блоки Дьенеша

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Цель: ознакомление детей с эталонами форм, обучение действиям с эталонами; развитие восприятия, памяти, внимания, воображения  способности к логическим операциям.

Задачи:

  • Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов;
  • Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие;
  • Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем);
  • Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения;
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Методы:

С детьми:

  • Игровой метод.
  • Наглядный метод .
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент

С родителями:

- Консультации, мастер-классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Ожидаемый результат:

  • положительно относиться к познавательной деятельности;
  • обогатить сенсорный опыт;
  • соотносить предметы по цвету;
  • группировать однородные предметы;
  • группировать фигуры по форме;
  • группировать предметы по двум признакам: цвету и форме

Картинки по запросу Логические блоки Дьенеша


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "ЛОГИКА"

Формирование у детей диалектического мышления. Расширение познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные действия....

"Работа со счетными палочками". Дидактический материал для занятий по логике с детьми 6 лет. Педагог дополнительного образования Щедрина Е.А.

"Работа со счетными палочками". Дидактический материал для занятий по логике.Материал используется на занятиях по подготовке к школе по авторской программе "Подготовишка-6"( педагог дополнительн...

"Работа со счетными палочками". 1 ЧАСТЬ. Комплект практических заданий для занятий по логике педагога дополнительного образования Щедриной Е.А., МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы", г.Петропавловск-Камчатский.

"Работа со счетными палочками". Комплект практических заданий для занятий по логике.Материал используется на занятиях по подготовке к школе по авторской программе "Подготовишка-6"( педагог дополнитель...

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Программа дополнительного образования «Логико-малыш»

Актуальность  Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матер...