Детское экспериментирование.
консультация (старшая группа) на тему

Ольга Алексеевна Прасол

Информация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Детское экспериментирование.45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

С первых лет жизни малыш знакомится с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы, либо с помощью взрослого.

Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский, открывая «Школу радости» для дошкольников,на основе непосредственного общения с природой, справедливо считал, «что необходимо вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали для себя что-то новое, чтобы каждый шаг детей был« путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы, чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Развитием элементарной поисковой деятельности и экспериментированием с детьми мы начали заниматься со средней группы. Дети от природы очень наблюдательны, поэтому, наблюдая за окружающим миром, они стали делать элементарные выводы, которые способствуют и обогащают ребенка знаниями, учат его самоанализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребенка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Всему этому способствует организованные занятия с детьми по ознакомлению с природой, наблюдения, экскурсии, опыты. Дети подмечают многое: особенности строения предметов, растений, животных, их поведение, настроение людей и т.д. Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства.

Для накопления определенных знаний и применения их в практической деятельности, мы начали свою работу через наблюдения в природе. В процессе наблюдений мы опирались на любознательность детей. Дети хотят все знать. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у детей значительно менялся, если в три года они задавали вопрос: «Что это?», то в четыре уже появились «Почему?», «Зачем?».

Дети любят ходить на прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдая за трудом взрослых, старших дошкольников, так как все это расширяет их кругозор. Например, в случае с одуванчиками. В один из пасмурных дней во время прогулки стою и горестно вздыхаю, глядя на закрытые головки цветов. «Бедные, вам солнышка не хватает». Вокруг заинтересованно собралась вся группа детей. Я показала на закрытые цветы, объяснила, в чем дело, почему когда пасмурно, бутон закрыт, а при солнышке раскрывается? Затем рассказала из чего он состоит, каковы его функции (цветет, растет, пахнет, гибнет, размножается и т.д.), какой он на ощупь(влажный, мягкий, шершавый). Дети ждали появления солнышка. Когда оно выглянуло из-за тучки, нужно было видеть реакцию детей. Дети с восхищением бежали со всех сторон ко мне, чтобы  показать раскрывшиеся пушистые головки одуванчиков. Впоследствии день за днем они наблюдали за одуванчиками и не пропустили момент превращения их в пушистые белые шарики. Вместе мы придумали сказку о путешествии семечка одуванчика и зарисовали ее.Также я считаю полезными и интересными для детей выходы на природу. Организовываю экскурсии с детьми в разное время года, от которых у детей остается много впечатлений. Например, во время прогулки в парк, я предложила детям описать своё любимое дерево, но так, чтобы оно всем понравилось. Приведу некоторые ответы:«Я люблю тополь, у него большой ствол — даже руками обхватить нельзя». «Какая печальная ива, её веточки почти касаются земли». «Берёзка стройная, ветки у неё спускаются вниз и растут вместе, как подружки». Рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей подстерегает молодой росточек: и затоптать его могут, и сломать.

Одним из направлений детской экспериментальной деятельности, которые я активно использую, — опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной  деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, бумагой, сахаром, магнитом и др. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. В процессе проведения опыта «Превращение воды в лед», мы использовались детьми формочки и делали разноцветный лед. Зимой из таких разноцветных «кирпичиков» строили домик на нашем участке, а цветными кубиками мы рисовали. Чтобы рисовать руками, при изготовлении льда сделали им «ручки» из спичек. Получается очень красиво. Цветные потоки начинают таять и перемешиваются в произвольном порядке.

Например, на прогулке зимой, дети пробовали кушать снег. На мой запрет  не есть снег, дети говорили: «А почему нельзя есть снег?». Бесполезно было объяснять, что снег холодный и можно заболеть, утверждать, что снег грязный. «Но он такой белый, чистый,  сверкающий» -сказал Максим. Но эту проблему я решила путем постановки опыта: поместив снег в белую миску, предложила посмотреть, что с ним будет после обеда.  Дети увидели, что снег тает и образуется грязная вода.Так я использую кратковременные наблюдения для   установления свойств различных  объектов.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. Организованные наблюдения за природой обогащали практический опыт детей и побуждали к практической исследовательской деятельности. Так наблюдая за дождем, дети определяли, что дождь – это капельки воды, они мокрые, подвижные, стекаются струйками по окну, по водосточным трубам в большие лужи. У детей появилось желание сделать такой же дождь у себя в группе, используя для этого любые предметы: лейку, капельницу или просто свои ладошки. На практическом опыте дети убеждались, что намоченные водой предметы также изменяются, как на улице после дождя.

В средней группе,работу по поисковой деятельности,мы начали с построения предметно-окружающей среды.Создали исследовательскую лабораторию,подобрали природный и бросовый материал,а также приборы-помощники(увеличительные стекла,весы,магниты,часы и т.д.). Большую помощь при этом оказали родители нашей группы: принесли нам деревянные опилки и металлическую стружку,разнообразные красивые ракушки, пополнили коллекцию камней. Совместно с родителями собрали небольшую библиотечку познавательной литературы: «Все обо всем» (А.Ликум), «Сто тысяч почему» (М.Ильин), рассказы, экологические сказки, пословицы, загадки, игры познавательного характера.

Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Мы организуем вечера вопросов и ответов, в приемной оборудовали специальный стенд, где помещается ежедневная информация о нашей деятельности с детьми, предложения и советы родителям, рекомендации по организации домашнего чтения, рассказывания, рисования, совместных экскурсий и прогулок с детьми.

Также вместе с детьми и родителями заготавливаем природный материал.Это различные корни, веточки, шишки, желуди, семена растений и многое др. Каждый год к празднику «Золотая осень» дети совместно с родителями делают поделки из природного материала. Природный материал-кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на мир глазами созидателя. Так у нас появились забавный змей из сухой ветки, Баба яга и избушка на курьих ножках.

Занятия по поисковой деятельности начали проводить со знакомства детей с лабораторией, ее хозяйкой-Знайкой, с оборудованием,вместе с детьми сформулировали правила поведения в лаборатории.В гости в лабораторию к ребятам приходят разные герои: Незнайка, Почемучка, вместе с детьми они принимают участие в опытах, которые проводятся в игровой форме. После таких игр у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежат познавательные мотивы, детей интересует все: и как выглядит микроб, из чего состоят предметы, отчего бывает ветери многое другое. Мы не всегда торопимся дать детям готовый ответ, а способствуем тому,чтобы дети нашли ответ самостоятельно, т.к. в ходе поиска дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем. При этом, стараемся быть не учителем-наставником, а равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявить собственную исследовательскую активность. Большую радость, удивление, восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Н-р: В процессе приготовления сока, предложила очистить мандарин от кожуры и задала вопрос, что при этом происходит? Вика сказала,что кожура душистая, даже хочется есть. А Роберт сказал, что капельки разлетаются в разные стороны. Потом я предложила отделить дольки друг от друга.И здесь дети проявили свою наблюдательность, что долек много, они как большая семья. Когда дети выжили сок из дольки мандарина, Дамир сказал: «Оказывается, сок прячется в дольках мандарина». «И в кожуре тоже»-добавила Настя.

А на  одном из занятий, по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Мыло-фокусник» дети познакомились со свойствами и назначением мыла. Я предложила детям рассмотреть сухое мыло. Они его потрогали,понюхали. Потом я спросила: «Ребята, что вы можете сказать о мыле, какое оно?» Юана сказала,что оно гладкое. А Никита сказал, что оно хорошо пахнет. Затем дети погрузили кусок мыла в воду,взяли его в руки. Что происходит? Каким оно стало? Дети сказали,что мыло стало скользкое. А Стасик добавил,что оно выскальзывает из рук. Потом я намылила мокрую губку мылом, погрузили ее в воду и отжали. Дети заметили,что вода изменила цвет, в ней появилась пена. Ребята захотели поиграть с пеной: они делали ладони трубочкой, набирали мыльной воды и дули. В воде появлялись большие пузыри. Также дети дули в трубочки: один конец погрузили в воду и дули в нее.Дети с большим удовольствием наблюдали, как на поверхности появляется много мыльных пузырей. Вместе с детьми сделали зарисовки и подвели итоги о свойствах мыла, о том, что мыльная пена вызывает жжение-глаза надо беречь.

Очень понравилось детям занятие по исследовательской деятельности с магнитом. На котором они показали свои знания о предметах, из какого материала они сделаны (из пластмассы, дерева, резины, металла). Узнали в чем секрет волшебной рукавички, что она притягивает только металлические предметы. Другие предметы падают. Рукавица перестает быть волшебной. Почему? Вместе с детьми рассмотрели рукавичку. Оказалось, что внутри ее находится магнит. А Роберт сказал: «Оказывается это магнит волшебный, а не рукавичка». Также дети узнали, что магнит не только притягивает металлические предметы, но еще умеет «рисовать». Когда  показали детям на бумаге железные опилки и положили на магнит, то они повторили форму магнита. Арина с удивлением сказала: «Действительно, он рисует!» С помощью магнита, который находился вместо крючка на удочке, дети очистили водоем  от мусора (шурупов, гаек). Сделали доброе дело. От проделанной работы они получили удовольствие. Проводя опыт со скрепкой,которая находилась в банке с водой,нужно было достать скрепку из банки, не замочив рук. Первый догадался Саша. Он прислонил магнит к стеклу и скрепка прилипла к нему. Легко достал ее из банки  и сказал: «А я уже достал». Дети поняли,что магнит еще действует через стекло и воду. После этого занятия дети целый день говорили о свойствах «волшебного» магнита.

В дальнейшем мы запланировали продолжить занятия по экспериментированию на темы: «Поможем Винни-Пуху», «Волшебница вода», «О чем говорят камни», «Чудо дерево» и другие, на которых дети познакомятся с понятием «воздух», узнают о чем говорят рисунки на камнях, кольцам на дереве, а также узнают о свойствах воды и многое другое. Изготовить  макет русла реки,по которому дети смогут совершать путешествие вместе с Капелькой,Царевной Льдинкой, Злючкой-грязнучкой от родника до огромного моря.

В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Доклад «Значение детского экспериментирования для психического развития детей» с элементами мастер-класса для педагогов ДОУ «Экспериментирование в детском саду»

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. ( Н. Н. Поддьяков)...

СТАТЬЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Статья «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» предназначена для воспитателей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребё...

«Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

laquo;Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию иссле...

Статья для воспитателей «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он ...

Статья на тему: "Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования"

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие ребёнка и способствовать развитию исследовательской активности, т. е естественному состоянию ребенка, который настроен на познание мира, он...

Конспект НОД по развитию познавательной активности детей в процессе детского экспериментирования «Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.Задачи:Обучающая:-ознакомление с глаголами по теме занятия.Развивающая:-развитие...