КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «СКОРО В ШКОЛУ»
методическая разработка на тему

Васечкина Ольга Викторовна

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_skoro_v_shkolu1.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

«СКОРО В ШКОЛУ»

О.В. Васечкина, педагог-психолог

А.В. Верхотурова, воспитатель

А.В.Леванова, учитель-логопед

г.п. Междуреченский

  1. Тема: «Скоро в школу»

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Цель мероприятия: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

Задачи:

1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

ХОД

  1. Организационный  момент

Педагог-психолог:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие.

С каким настроением вы пришли на наше мероприятие?

(Ответы родителей)

- Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается ваш ребенок- первоклассник? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната — это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза…

-Что вы почувствовали?

      (Ответы родителей)

II. Основная часть 

    Чтобы ребенок хорошо учился в школе, был успешным. Что для этого нужно? Вот на эту тему мы с вами сегодня собрались  и поговорим.

- Определим…

- Подумаем…

- Обсудим

 Вопросы родителям:

  1. Каким на ваш взгляд должен быть ребенок, который идет в школу?

      (Ответы родителей)

Педагог-психолог:

- Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Давайте посмотрим, что думают и говорят наши дети, « Что такое школа?, Кто такой ученик?». (показ видео ролика « Интервью» воспитатель)

Педагог-психолог:

- Что, по-вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?

  1. Физическая готовность определяется:

Физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка.( состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений)

Физическое развитие включает:

1)  Антропометрические и биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.).Физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).

2)  Антропометрические и биометрические показатели:

Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см. Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг. Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индивидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе. Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба. Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.

  1. Психологическая готовность .

Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Мотивационная готовность…

Давайте представим, что вы решили устроиться на работу или поменять место работы.

На что вы ориентируетесь? Что вас заставляет это делать?

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Другими словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Интеллектуальная готовность предполагает:

развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:  (должен уметь рассказать о себе)

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Подробнее вам расскажет О.А.Коркина воспитатель младшей группы, раззработчик программы по шахматному образованию дошкольников «Шахматное Королевство»

Приложение 1 Доклад О.А.Коркина

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

Важная задача– научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Коммуникативная готовность

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Речевая готовность

Об этом нам расскажет А.В.Леванова учитель-логопед.

Приложение 2 Доклад А.В. Леванова

Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

Педагог-психолог:

Личным опытом по подготовке руки к письму, развитию графомоторных навыков с нами поделится мама Арины тверитиной, евгения Владимировна.

        Педагог-психолог:

Об усвоении образовательной программы «От рождения до школы», нам расскажет воспитатель подготовительной группы А.В.Верхотурова.

Приложение 3 Доклад А.В.Верхотуровой.

        Педагог-психолог:

Сегодня на нашем круглом столе присутствует учитель начальных классов В.В.Ворошилова, предоставляем ей слово.

III Заключительная часть.

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше! ». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями.

Рефлексия «Все в моих руках»

Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

Уважаемые родители! Хорошо, если Ваш ребенок в трудный первый год будет ощущать Вашу поддержку: «Давай еще раз попробуй! », «Еще чуть-чуть постараешься, и будет намного лучше! ». Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Всего доброго! До встречи!

Список литературы

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Предлагаемые рекомендации для родителей детей, которые иногда испытывают затруднения в выборе основных направлений для подготовки ребенка  к школе.Данные советы имеют психолого-педагогическую нап...

Консультация для родителей будущих первоклассников " СКОРО В ШКОЛУ"

       Презентационный материал познакомит родителей с особенностями подготовки детей к обучению в школе....

Буклет для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Буклет для родителей помогае с ориентироваться,как подготовить ребенка к школе....

Родительское собрание в форме круглого стола для родителей будущих первоклассников "Как научить ребёнка учиться?"

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»Венгер Л.А.В настоящее время детский сад и школа ре...

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител...

Консультация для родителей будущих первоклассников "СКОРО В ШКОЛУ"

Ваш ребенок идет в первый класс     Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семь...

Памятка для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?...