выступление на родительском собрании в старшей группе "Играйте вместе с детьми"
консультация на тему

Васечкина Ольга Викторовна

      Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.  Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней  одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного  времени, чтобы был при деле.

     Те же родители, которые постоянно играют  с  детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как  одно  из важных средств воспитания. 

    Для ребёнка дошкольного возраста игра   является ведущей деятельностью, в которой   проходит его психическое развитие,   формируется личность в целом.

 Жизнь взрослых интересует детей не только   своей внешней стороной. Их привлекает   внутренний мир людей, взаимоотношения  между ними, отношение родителей друг к  другу,  к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим  предметам.

    Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками,  трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом,  накопленный опыт поведения, формы отношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrayte_s_detmi.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Родничок»

выступление на родительском собрании в старшей группе

"Играйте вместе с детьми"

О.В. Васечкина

педагог-психолог

гп. Междуреченский

      Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.  Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней  одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного  времени, чтобы был при деле.

     Те же родители, которые постоянно играют  с  детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как  одно  из важных средств воспитания. 

    Для ребёнка дошкольного возраста игра   является ведущей деятельностью, в которой   проходит его психическое развитие,   формируется личность в целом.

 Жизнь взрослых интересует детей не только   своей внешней стороной. Их привлекает   внутренний мир людей, взаимоотношения  между ними, отношение родителей друг к  другу,  к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим  предметам.

    Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками,  трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом,  накопленный опыт поведения, формы отношения.

    С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей  становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству  исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт  семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему  сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

   Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста  не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не  умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими  способностями.

    Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов  семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть  вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает  другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи  взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно  взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и  эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими  людьми, укрепляют веру в свои силы.

    Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт  любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать  игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться  с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное.  Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и  серьёзного отношения к своим играм. 

      Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом,  сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков,  действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.

     Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть  самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей  большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в  игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими  детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как  организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно –  значит заведомо тормозить развитие детской личности.

    Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького  ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры,  материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает  желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся  взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая  коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для  машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке  коляску для кукол.

    Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно  необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них  дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно,  расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

    В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные  (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные  (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы,  дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).

    Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну,  привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем  сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая  игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому  часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка,  находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или  только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для  возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с  машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с  девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на  «мальчишечьи».

    Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика,  малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность  заботиться о ком-то. 

     Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим  привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними,  особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный  вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта  общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то  игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести  и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы,  пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.

 Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать,  какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие  конструкции, как использовать постройку в игре.

    Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность  получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность,  глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.

     Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять  правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были  равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть,  соблюдая правила, постигая их смысл.

    Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они  привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».

    Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают  возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной  литературы, придумывать сказки.

    Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили  игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать  самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной.    Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их,  предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с  ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный,  доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что  его понимают, с ним хотят играть.

    Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени  ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате  бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые  игровые действия, сюжеты.

Упражнение «Снежинка»

Педагог-психолог: 

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит салфетка. Все салфетки одинаковой формы, размера, качества, цвета. (Демонстрация салфетки).

 Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите салфетку пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.
  5. Сложите салфетку пополам.
  6. Оторвите правый верхний уголок.

Педагог-психолог:

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые.

Нашли? (Ответы родителей). Как вы думаете, почему?

Игра «Действуй по инструкции»

Педагог-психолог: 

Пожалуйста, послушайте, что вам нужно будет сделать, а потом выполняйте.

Инструкция: потянитесь, повернитесь сначала направо, потом налево, посмотрите в окно, наклонитесь, хлопните в ладоши, сядьте и громко скажите «хорошо»!

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог-психолог: 

В этой игре у ребенка развивается внимание, умение внимательно выслушивать задание до конца, закрепляется умение ориентироваться в пространстве.

Игра «Загружаем Грузовую машину»

Педагог-психолог: 

Нам нужно загрузить машину  именами, начинающимися на букву «А».

Можно предметами, относящимися к одному классу (обувь, одежда, инструменты, цветы)

- Возникли ли у вас какие-то трудности? Почему? (Ответы родителей.)

- Как вы считаете, что развивается у детей в этой игре? (Ответы родителей.)

Педагог-психолог: 

В этой игре у ребенка развивается память, умение внимательно слушать, сосредотачиваться, обогащается словарный запас,  закрепляется понятие  классификация.

Игра  «Колечко»

Педагог-психолог: 

Конечно не стоит забывать и о важности развития мелкой моторики, и графомоторных навыков, подготовке руки к письму.  По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке.

Для  повышения самооценки ребенка, уверенности в себе можно рассказывать детям сказки, или истории которые вы можете придумывать сами.

Притча о родителях и детях
Однажды к мудрецу пришел человек.
— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Зачем ей тогда голова, уши, язык? Она жестокая. Зачем ей сердце?
Мудрец сказал:
— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.
На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:
— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!
— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.
— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

   Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не  бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких  ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в  дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми»

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посеща...

Выступление на родительском собрании в старшей группе. Игра начинается....

В данной статье представлен материал по развитию слухового внимния,  фонематического  восприятия и слуха, представлены игры,  которые помогут родителям в домашних условиях успешно подго...

Родительское собрание в средней группе "Играйте вместе с детьми"

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей; привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности,...

Призентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга: Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Презентация: Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Цель родительского тренинга:Повышать компетентность родителей по вопросу развития социально-коммуникативной сферы дошкольников с РАС в домашних условиях....

Конспект родительского собрания с элементами тренинга «Играем вместе с детьми» (с детьми с РАС)

Дети с аутизмом тоже хотят играть! Просто они не умеют играть в наши игры. Им надо помочь!...